ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Наука

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Сафонов В.К. Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности. // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.71-74.

В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной при- чиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.

Страницы: 71-74
Ключевые слова: психология спорта; спортивная деятельность; спортивный психолог; психологическая подготовка спортсменов; психологическое обеспечение спорта; спорт высших достижений;
Автор(ы): Сафонов В.К.;

Доступно в on-line версии с 04.02.2014

Ахмадиева Л.Р.,Ассоров Д.С. Учет индивидуальных особенностей участников тренинга как условие повышения его эффективности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.61-68.

Данная статья посвящена эмпирическому изучению проблемы повышения эффективности обучающих тренингов. На примере тренинга публичного выступления авторы исследуют связь индивидуальных особенностей учащихся с эффективностью обучения. В статье описывается влияние ряда условий проведения тренинга на усвоение знаний участниками тренинга с кинестетической и визуальной доминирующей сенсорной модальностью образной сферы (СМОС). С целью адресного воздействия на визуальную сенсорную модальность варьировались следующие условия тренинга: наличие или отсутствие просмотра видеозаписей публичного выступления других людей, групповой или индивидуальный видеоанализ собственного выступления. С целью адресного воздействия на кинестетическую модальность варьировались следующие условия: время видеоанализа собственного выступления (первый или последний день тренинга), наличие или отсутствие упражнений, форма обратной связи (критика или сочетание критики и похвалы). Для диагностики сенсорной модальности испытуемых был использован опросник Гостева А.А. «Образная сфера». В результате были выявлены следующие различия в усвоении знаний участниками с доминирующей визуальной и кинестетической модальностью: 1. Видеоанализ публичных выступлений других людей помогает в усвоении знаний участникам с визуальной СМОС и дает тот же эффект, что и репетиция поведения для участников с кинестетической СМОС. 2. Форма просмотра своего публичного выступления является значимым условием усвоения знаний только для участников с визуальной СМОС. При самостоятельном просмотре своего публичного выступления они усваивают меньше знаний, чем при просмотре видеозаписи в группе. 3. Критика одинаково влияет на процесс усвоения знаний участниками с визуальной и кинестетической СМОС, а чередование похвалы и критики чуть в большей степени снижает усвоение знаний у испытуемых с визуальной СМОС. 4. Анализ видеозаписи собственного публичного выступления в первый день тренинга способствует повышению точности самооценки знаний у участников с кинестетической СМОС и не влияет на самооценку знаний у участников с визуальной СМОС. Результаты исследования могут быть использованы при организации и проведении тренингов, а также могут быть интегрированы в учебные курсы, готовящие студентов к проведению собственных тренингов

Поступила: 06.08.2013
Принята к публикации: 24.09.2013
Страницы: 61-68
DOI: 10.11621/npj.2013.0209
Ключевые слова: тренинг публичного выступления; доминирующая сенсорная модальность образной сферы (СМОС); визуальная и кинестетическая СМОС; индивидуальный стиль обучения; оценка эффективности обучающего тренинга; усвоение знаний;
Автор(ы): Ахмадиева Л.Р. ; Ассоров Д.С.;

Жукова Е.В.,Нестик Т.А. Взаимовлияние управленческого видения и индивидуально-личностных особенностей руководителя // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.52-60.

Статья посвящена определению места управленческого видения среди смежных понятий и анализу взаимовлияния характеристик управленческого видения руководителей и индивидуально-личностных особенностей их отношения к времени.

В работе рассмотрены два подхода к исследованию видения: исследование видения как одного из факторов, определяющих успешное функционирование и развитие организации; собственно психологический подход, ориентированный на изучение влияния личностных особенностей руководителя на его управленческое видение.

Управленческое видение рассмотрено как самостоятельное понятие среди смежных понятий: антиципации, целеполагания, планирования, прогнозирования и индивидуальной управленческой концепции. На основе обзора психологической литературы сформировано решение теоретической проблемы соотношения и разграничения терминов, близких к управленческому видению: управленческое видение, будучи компонентом управленческой концепции, представляет собой одну из форм антиципации и является результатом процессов целеполагания, прогнозирования и планирования.

Эмпирически изучены характеристики управленческого видения руководителей. Характеристики управленческого видения руководителей связаны с индивидуально-личностными особенностями их отношения ко времени. Эмпирическое исследование подтвердило основную идею работы – связь важнейшей компетенции руководителя – управленческого видения и способности руководителя видеть будущее организации.

При ориентации личности руководителя на будущее его воображение чаще занято проработкой планов и отдаленных возможностей, у таких руководителей оказывается высоким уровень сформированности видения, оптимизм в отношении образа будущего и его отчетливость, они более легко могут представить себе свою роль в будущем организации. Долгосрочность управленческого видения связана с протяженностью временной перспективы личности. Чем выше ориентация руководителя на будущее, тем выше оптимизм в отношении образа будущего в управленческом видении. Отчетливость управленческого видения положительно связана с ориентацией руководителей на будущее.

Полученные эмпирические данные и закономерности взаимосвязи управленческого видения руководителей с особенностями их отношения ко времени позволят не только глубоко изучить этот социально-психологический феномен, но и смогут найти применение при разработке программ организационных изменений, методик диагностики, изучения и развития управленческого видения.

Поступила: 01.07.2013
Принята к публикации: 10.09.2013
Страницы: 52-60
DOI: 10.11621/npj.2013.0208
Ключевые слова: антиципация; образ будущего организации; управленческое видение; отношение к времени; временная перспектива руководителей;
Автор(ы): Жукова Е.В. ; Нестик Т.А.;

Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.43-51.

Современный мир предъявляет крайне жесткие требования к организации профессиональной деятельности. Различные компании, пытаясь сократить свои расходы, обращаются к созданию проектных групп, работающих в виртуальной среде. Основной проблемой такого решения является необходимость полностью полагаться на способности к самоорганизации членов такой группы. При этом одной из самых распространенных причин срывов саморегуляции деятельности членов проектных групп становится феномен прокрастинации. В среднем от 15 до 20 % людей когда-либо в своей жизни сталкивались с проявлениями этого феномена на личном опыте. Прокрастинация может быть представлена как неадекватная копинг-стратегия, коррелирующая с переживанием высокого уровня стресса.

Основной целью нашего исследования является анализ особенностей прокрастинации у членов виртуальных проектных групп с различным уровнем профессионального стресса. Были собраны данные с использованием следующих методик: анкета объективных сведений о респондентах, опросник для оценки переживания острого и хронического стресса А.Б. Леоновой, шкала общей прокрастинации К. Лей, опросник потенциальной мотивации трудовой деятельности Р. Хакмана и Дж. Олдхэма, шкала контроля за действием Ю. Куля. В исследовании приняло участие 52 человека, продемонстрировавших достаточно выраженный уровень переживания профессионального стресса и прокрастинации. Проведенный регрессионнный анализ показал, что надежными предикторами прокрастинации в исследуемой группе является астенизация, как один из симптомов развития хронического стресса, и продолжительность рабочего стажа. Проведенное исследование позволяет дать организациям, использующим работу таких проектных групп, ряд рекомендаций, способствующих предотвращению срывов сроков сдачи проектов.

Поступила: 06.08.2013
Принята к публикации: 16.10.2013
Страницы: 43-51
DOI: 10.11621/npj.2013.0207
Ключевые слова: прокрастинация; профессиональный стресс; стратегии преодоления стресса; потенциальная мотивация ;
Автор(ы): Барабанщикова В.В. ; Каминская Е.О.;

Боринская С. А. Мифы далекого прошлого // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.85-87.

Автор знакомит с исследованиями в области этнопсихологии и сравнительной мифологии, которые выявляют наличие общих психологических особенностей у представителей разных народов, неких универсальных форм мышления, подобных Юнговским архетипам.

Страницы: 85-87
Ключевые слова: сравнительная мифология; этнопсихология; архетипы; теория К. Г. Юнга;
Автор(ы): Боринская С.А. ;

Дмитриева В. А., Гришина Н. В. Онтопсихология: история и современность // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.79-84.

Авторы — ведущие сотрудники кафедры онтопсихологии факультета психологии СПбГУ. Они знакомят с историей возникновения понятия «онтопсихология», рассматривают предмет и задачи этой отрасли психологической науки. Рассказывается о сотрудничестве российских психологов с классиком онтопсихологии итальянским ученым А. Менегетти, о деятельности Славянской ассоциации онтопсихологии, о работе кафедру онтопсихологии СПбГУ. Показаны возможности практического применения онтопсихологии.

Страницы: 79-84
Ключевые слова: онтопсихология; А. Менегетти;
Автор(ы): Дмитриева В. А.; Гришина Н. В. ;

Грачев А.А. Прикладная психология и организационное проектирование // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.69-78.

Изложены основные требования к прикладному психологическому исследованию. Дана характеристика особенностей организационного проектирования как функционального компонента системы управления. Проанализирован прикладной аспект психоаналитических и гуманистических концепций человека, необходимых для определения рабочей модели человека, включенного в организацию. Представлены модели человека в теории и практике управления, в том числе трехкомпонентная модель жизненных ориентаций человека.

Страницы: 69-78
Ключевые слова: прикладная психология; организационное проектирование; прикладное психологическое исследование; модель человека; психология управления; психоаналитические концепции личности; гуманистические концепции личности; жизненные ориентации человека; жизненные ориентации работника;
Автор(ы): Грачев А. А.;

Баева И.А. Психология безопасности как направление психологической науки и практики // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.66-68.

Раскрывается сущность понятия «психологическая безопасность личности», рассмотрены предмет, задачи психологии безопасности, как самостоятельной отрасли психологической науки, выделены основные направления ее современных исследований.

Страницы: 66-68
Ключевые слова: психология безопасности; психологическая безопасность личности;
Автор(ы): Баева И. А.;

Егорова М. С. Исследование природы индивидуальных различий // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.63-65.

Автор — заведующая кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова рассказывает о деятельности этой недавно созданной кафедры. Освещено значение работ Б.М. Теплова — основателя школы дифференциальной психологии и психофизиологии, задачи которой в определенной степени связаны с задачами психогенетики. Представлены основные достижения научной деятельности кафедры и особенности преподавательской работы.

Страницы: 63-65
Ключевые слова: Теплов Б.М.; дифференциальная психология; психофизиология; психогенетика;
Автор(ы): Егорова М.С.;

Войскунский А.Е. Исследования в области психологии компьютеризации: история и актуальное состояние // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.58-62.

В статье кратко отражена история развития психологии компьютеризации в нашей стране и состояние исследований в этой области на современном этапе. Основное внимание уделяется исследованиям деятельности человека в условиях опосредствования ее компьютерами и компьютерными сетями (Интернетом и разнообразными Интернет-сервисами), проводимыми на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Страницы: 58-62
Ключевые слова: психология компьютеризации; компьютеры; компьютеризация; взаимодействие человека с компьютер; воздействие компьютера на человека;
Автор(ы): Войскунский А. Е.;

Подольский А. И. Нет ничего практичней… // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.54-57.

В статье анализируется современный статус теории поэтапного формирования умственных действий выдающегося отечественного психолога П.Я. Гальперина. Обсуждаются возможности ее практического применения в области обучения.

Страницы: 54-57
Ключевые слова: теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); Гальперин П. Я. ; процесс обучения; формирование человеческой компетентности;
Автор(ы): Подольский А. И. ;

Ениколопов С. Н. Терроризм и агрессивное поведение // Национальный психологический журнал — 2006. — №1(1) — с.28-32.

Выделены основные типы насилия — прямое, структурное, культурное и все формы, в которых они могут проявляться. Раскрываются причины терроризма как одной из форм агрессивного поведения. Показана социальная подоплека поведения террористов. Анализируются особенности личности, как правило, присущие террористу.

Страницы: 28-32
Ключевые слова: агрессивное поведение; терроризм; террорист; личностные особенности террориста; социальная подоплека терроризма;
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ;

Матвеева Л.В. Психологические основы создания позитивного образа России в информационном пространстве // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.96-101.

Излагаются результаты проведенного исследования представлений о России в информационном пространстве за рубежом и у представителей российской элиты, которое было проведено автором – сотрудником МГУ им. Ломоносова на базе МИД РФ совместно с Т.Н. Землянских. Полученные данные выявили различия в образах России, складывающихся у разных представителей нашей элиты (работников СМИ, дипломатических работников, представителей Федерального собрания), а также у иностранных граждан на основании информации СМИ. Проанализирована роль СМИ в формировании образа нашей страны сегодня, указаны условия создания позитивного образа России.

Страницы: 96-101
Ключевые слова: воздействии СМИ на сознание; формирование образа; особенности восприятия у представителей разных профессий ;
Автор(ы): Матвеева Л.В. ;

Ахмеров Р.А. Субъективная картина истории народа // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.90-95.

Объясняется сущность понятия «субъективная картина истории народа» и его отличие от близких к нему понятий: «картина мира», «модели мира», «этнические картины мира» и др. Излагается причинно-следственная концепция психологического времени личности и, основываясь на ней, исследуется субъективная картина жизненного пути человека и переживание времени этносом. Представлены методики, применимые для изучения субъективной картины истории народа. Рассказывается об уже проведенных исследованиях субъективных историй русского и татарского народов.

Страницы: 90-95
Ключевые слова: этнопсихология; субъективная картина истории; субъективные представления об истории своего народа; этническое самосознание личности;
Автор(ы): Ахмеров Р.А.;

Подольский А.И., Идобаева О.А. Психоэмоциональное благополучие современных подростков // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.87-89.

В статье представлен крупномасштабный научно-практический проект «Поиск ресурсов повышения психологического благополучия подростков России, Украины и Кыргызстана», выполненный международным коллективом психологов России, Нидерландов, Финляндии, Украины и Киргизии. Рассказывается, какие исследования были проведены в рамках данного проекта, какие методики выявления уровня психологического благополучия детей применялись и какие были предложены и частично апробированы психотерапевтические меры по его повышению.

Страницы: 87-89
Ключевые слова: подростки; психоэмоциональное благополучие; эмоциональная нестабильность;
Автор(ы): Подольский А. И. ; Идобаева О. А.;

Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.81-86.

Излагаются результаты эмпирических исследований, затрагивающих две стороны взаимодействия с природой. Одно акцентирует внимание на «бесправии Природы», второе – на «бесправии самого человека как части этой природы». Целью первого исследования было выявление возможных направлений и механизмов осуществления экологической политики в области экологического сознания и развития экологической культуры. Второе исследование было посвящено активности потребителя и его ожиданиям и установкам в отношении государства как института, способного обеспечить экологическую защиту и контроль.

Страницы: 81-86
Ключевые слова: экология ; экономическая психология; экологическая политика; экологическое сознание; сознание потребителя;
Автор(ы): Дейнека О.С.;

Хасан Б.И. Конфликт как природа и функциональная необходимость образования // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.70-74.

Рассматриваются проблемы места образования в обществе, условия совпадения или противостояния их интересов. Объясняются причины возможного возникновения конфликтов между образованием с его целями и общественными потребностями. Автор также пытается ответить на вопросы: как относятся взрослые к детству, и какие, исходя из этого, строят образовательные программы.

Страницы: 70-74
Ключевые слова: система образования; конфликт между обществом и системой образования;
Автор(ы): Хасан Б. И.;

Баева И.А. Психология безопасности: история становления, перспективы // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.65-69.

Обосновывается актуальность психологии безопасности в современном обществе. Дано определение понятия «психологическая безопасность», рассказывается об истории и современном состоянии исследований в данной области, освещены отечественные и зарубежные концепции обеспечения психологической безопасности личности. Намечены перспективные пути развития этой новой отрасли психологии.

Страницы: 65-69
Ключевые слова: психологическая безопасность среды; психологические возможности человека; психологическая безопасность;
Автор(ы): Баева И. А.;

Шадриков В.Д. Эволюция взглядов и сущность способностей // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.58-64.

Рассмотрена природа и сущность человеческих способностей. Представлена история вопроса, анализируется содержательное определение понятия «способность». Дана характеристика способностей, как индивидуально-психологических особенностей отличающей одного индивида от другого. Объясняются различия между задатками и способностями, определено место способностей в структуре психики.

Страницы: 58-64
Ключевые слова: способности; задатки; индивидуально-психологические особенности;
Автор(ы): Шадриков В.Д;

Базаров Т. Ю., Шевченко Ю. С. Кооперативные стратегии поведения в конкурентной среде // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.80-85.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи двух основных типов социального взаимодействия: кооперации и конкуренции. В теоретической части представлено соотношение основных понятий, проведен исторический обзор отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме, выделен ряд факторов, оказывающих влияние на развитие сотрудничества в конкурентной среде. В эмпирической части описаны результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи коллективистических установок личности, уровня групповой рефлексии и типа организационно-культурных предпочтений с особенностями кооперативного поведения в малой группе в условиях конкурентной среды.

Страницы: 80-85
Ключевые слова: групповая рефлексия; коллективистические и индивидуалистические установки; конкурентная среда; кооперативные стратегии; организационная культура; тип совместной деятельности;
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович; Шевченко Ю.С.;


1 - 20 из 69
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер