ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Классики и современность

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Асмолов А.Г. Исторический смысл кризиса культурно-деятельностной психологии // Национальный психологический журнал - 2014.- №1 -с.5-19.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1997:"<p>Обсуждается прошлое, настоящее и будущее культурно-деятельностного подхода как методологии, претендующей на интеграцию гуманитарного и
естественнонаучного, психотехнического и теоретического знания.</p><p>
Предпринята попытка осознания очередного кризиса культурно-деятельностной психологии. Высказывается предположение, что смысл исторического кризиса
культурно-деятельностной психологии в рефлексии дальнейших перспектив ее развития, преодолении разрыва между классикой и современностью. Рефлексия
кризиса культурно-деятельностной психологии позволяет выделить такие аксиомы: необходимость диалога с разными вариантами культурно-деятельностного
движения в современной психологии; необходимость рефлексии мифов и опасности канонизации тех или иных мыслителей; презумпция порядочности
профессионалов, верных школе Л.С. Выготского и понимание их мотивированности в развитии его идей.</p><p>
Помимо аксиом, необходимых для корректного диалога с исследователями творческого пространства Л.С. Выготского, имеются риски, ограничивающие
понимание и развитие этого пространства: риск научно-политического изоляционизма, риск сектантства, риск юбилярного историзма, риск редукции монизма
к монотеизму. Эти аксиомы и риски выступают как моменты познавательной ситуации, которые важно учитывать при дальнейшей разработке научно-
исследовательской программы культурно-деятельностной психологии.</p><p>
При рассмотрении культурно-деятельностной психологии в качестве методологии и особого интеллектуального движения, выделяются своего рода мета-
характеристики культурно-деятельностной психологии как мировоззрения. На уровне конкретно-научной методологии удается проследить связь культурно-
деятельностной психологии с другими конкретными науками, в которых категория «деятельность» выступает как ключевая. В завершение говорится о
связи культурно-деятельностного подхода с социальными и культурными практиками, в которых выражена методологическая установка социального
конструктивизма.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 20.10.2014
Принята к публикации: 28.10.2014
Страницы: 5-19
DOI: 10.11621/npj.2014.0101
Ключевые слова: методология; история науки; культурно-деятельностный подход; кризис в психологии; социальный конструктивизм;
Автор(ы): Асмолов А.Г.;

Подольский А. И. Нет ничего практичней… // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.54-57.

a:2:{s:4:"TEXT";s:230:"<p>
    В статье анализируется современный статус теории поэтапного формирования умственных действий выдающегося отечественного психолога П.Я. Гальперина. Обсуждаются возможности ее практического применения в области обучения.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 54-57
Ключевые слова: теория поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД); Гальперин П. Я. ; процесс обучения; формирование человеческой компетентности;
Автор(ы): Подольский А. И. ;

Ждан А.Н. П.Я.Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.14-18.

a:2:{s:4:"TEXT";s:369:"<p>Анализируется творчество выдающегося ученого П.Я. Гальперина как методолога психологической науки. В систематизированном виде представлены разработанные им методологические принципы, раскрыта их роль в построении созданной им общепсихологической концепции, показана их важность для постановки и исследования психологических проблем в современной научной ситуации</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 14-18
Ключевые слова: история психологии; методология;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Гальперин П.Я. Проблема онтогенеза психики // Национальный психологический журнал - 2012. - №2(8) - с.9-13.

a:2:{s:4:"TEXT";s:116:"<p>Доклад Петра Яковлевича Гальперина на методологическом семинаре, руководимом А.Н. Леонтьевым 24 марта 1976 г.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 9-13
Ключевые слова: Гальперин П. Я. ;
Автор(ы): Гальперин П.Я.;

Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники (из коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания») // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.6-8.

a:2:{s:4:"TEXT";s:590:"<p>Приведены материалы одной из глав коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научно-
го знания» (под общей редакцией Т.Г. Щедриной), вышедшей в 2011 году. В ней В.П. Зинченко рассказывает о своих выдающихся
учителях-психологах – прежде всего, П.Я. Гальперине, а также его коллегах: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьеве, П.И. Зинченко и Д. Б. Эль-
конине, А.В. Запорожце, А.А. Смирнове. Показан не только вклад этих выдающихся ученых в психологическую науку, но и дается
представление о них, как о личностях со свойственными каждому особенностями характеров.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 6-8
Ключевые слова: история отечественной психологии ; история психологии; А.Н. Леонтьев; культурно-историческая психология; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; П.Я.Гальперин; П.И.Зинченкo; Д.Б.Эльконин ; А.В.Запорожец; А.А.Смирнов ; школа А.Н.Леонтьева; общая психология; отечественная психологическая школа;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Запесоцкий А.С. В резонансе с эпохой: психологическая вселенная Б.Д. Парыгина // Национальный психологический журнал - 2013.- №1(9)- c.33–37

a:2:{s:4:"TEXT";s:1751:"<p>Статья посвящена Борису Дмитриевичу Парыгину – талантливому отечественному психологу, педагогу, воспитавшему много поколений студентов иаспирантов.</p>

<p>В ней кратко приводятся основные факты биографии ученого, освещаются результаты его научно-исследовательской деятельности, раскрывается масштабнаучно-просветительной и педагогической работы. Показано, что Б.Д. Парыгин был также выдающимся организатором науки – по его инициативе были созданыпервый в СССР факультет социальной психологии и первая в стране лаборатория ≪Социально-психологических исследований≫ на базе ЛГПИ им. Герцена.</p>

<p>Обозначены позиции, которые фиксируют вклад Бориса Дмитриевича в становление и развитие социальной психологии. Автор отмечает, что ученый заложилосновы методологии и разработал предметную область социальной психологии как самостоятельной науки, обосновал ее статус в системе гуманитарного знания.</p>

<p>В статье показано, что Борис Дмитриевич своей научной и педагогической деятельностью утверждал важнейший для гуманитарного знания мировоззренческийпринцип диалога как взаимопонимания и согласия, который может и должен стать альтернативой современным хищным, и по своей сути антигуманнымкоммуникациям – коммуникациям, основанным на логическом и интеллектуальном превосходстве, инструментальном доминировании одной из сторонОсобо выделены концептуально важные моменты научного творчества Б.Д. Парыгина последних лет, имеющие непосредственное отношение к сегодняшнимострейшим проблемам развития человека, культуры и общества. Автор пишет о выдвижение ученым идеи целостности личности, утверждении имгуманистической функции психологии и мировоззренческого принципа диалога как альтернативы антигуманных коммуникаций.</p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 12.04.2013
Принята к публикации: 14.05.2013
Страницы: 33-37
DOI: 2079-6617/2013.0105
Ключевые слова: история психологии; социальная психология; история отечественной психологии ; психология личности; социально-психологические исследования; Парыгин Б.Д.;
Автор(ы): Запесоцкий А.С. ;

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия // Национальный психологический журнал - 2012 - №8 - с.32- 45

Предметом публикации является обсуждение вопроса о возможности приложения современных философских концепций, позволяющих различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический), для определения теоретико-методологических принципов функционирования и развития клинической психологии.

Показано, что в основных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и в методологии синдромного подхода Выготского-Лурия присутствуют начала постнеклассической модели научной рациональности, с постнеклассическим видением предмета и метода психологического исследования, а также с постнеклассическим мышлением исследователей. Объективировано, что в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия сформулированы общие методологические требования к организации исследования психики, которые, в целом, соответствуют требованиям, выдвигаемым современной наукой в качестве необходимых для работы со сложными саморазвивающимися системами. Аргументировано, что в концепции синдромного подхода Выготского-Лурия психологические синдромы описываются как динамические структуры, обладающие качествами саморегуляции, самоорганизации, самодетерминации и адаптивной целесообразности, что дает основания для рассмотрения их в качестве открытых саморазвивающихся систем.

Страницы: 32-45
Ключевые слова: типы научной рациональности; постнеклассическая эпистемология; саморазвивающиеся системы; культурно-историческая концепция; психологический синдромный анализ; психологический синдром;
Автор(ы): Первичко Е. И. ; Зинченко Ю. П.;

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии//Национальный психологический журнал-2013.- №1(9)-c.9–17

a:2:{s:4:"TEXT";s:1648:"<p>В статье, написанной сынок и внуком российского психолога А.Н. Леонтьева, отражены не
только его великие и разносторонние научные и научно-организационные заслуги перед
отечественной психологической наукой, но и нарисован яркий портрет Алексеева Николаевича как
человека.</p><p>
В отличие от ранее написанных официальных «причесанных» биографических статей об этом
прекрасном ученом, в данной работе очень живо и образно рассказывается, какими на самом деле
были жизнь и творчество А.Н. Леонтьева.</p><p>Штрихи биографии Леонтьева дают возможность хорошо
представить себе обстановку в нашей стране, в те годы, в которые пришлась ему учится, работать,
творить.</p><p>
Говоря о личностных качествах Алексея Николаевича, авторы отмечают, что он никогда не
занимался передачей и воплощением начальственных указаний. постоянно добивался от начальства
принятия компетентных и полезных для психологии решений. Его авторитет у власти был настолько
высок, что ему удавалось практически все, к чему он стремился. А.Н. Леонтьев не принимал ни
одного ответственного решения, не посоветовавшись предварительно с окружавшими его людьми.
Начиная с совместной работы с Выготским, практически все решения принимались совместно. </p><p>
Авторы откровенно, с мягким юмором пишут о молодых годах будущего профессора, о непростом
становлении его научной карьеры, о самоотверженной творческой, учебной и административной
деятельности в зрелые годы. Их повествование дает представление об Алексее Николаевиче, и как о
гениальном ученом, и как о высоко порядочном, ранимом, очень эмоциональном человеке, и очень
хорошем человеке.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 24.02.2013
Принята к публикации: 03.03.2013
Страницы: 9-17
DOI: 2079-6617/2013.0102
Ключевые слова: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; история психологии; А.Н. Леонтьев; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ); история отечественной психологии ; психологический факультет МГУ; психология в СССР;
Автор(ы): Леонтьев Д. А.; Леонтьев А.А.;

Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал-2013- №1(9)-c.18–24

a:2:{s:4:"TEXT";s:1704:"<p>В статье всесторонне проанализирована специфика научных взаимоотношений двух ведущих отечественных психологов – А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского.
Показывается, как первоначальные отношения учитель (Выготский) – внимательный ученик и последователь (Леонтьев) сменились размежеванием,
поиском и отстаиванием своих собственных путей. </p><p>
Автор демонстрирует динамику психологических идей этих двух ученых. Освещает разные подходы к проблеме деятельности и личности, которые развели их в определенный
период времени. </p><p>
Значительное внимание уделяется научному творчеству Леонтьева, которое пришлось на социалистические времена, сопровождающиеся идеологическим давлением. Показано,
как, несмотря на этот неблагоприятный фактор, Алексею Николаевичу – основателю теории деятельности, где нравственным началам нет места, где личность становится
ее «продуктом», удалось придти к необходимости специального изучения личности, ее нравственно-ценностной сферы. Приводя ссылки на конкретные работы Леонтьева,
автор показывает эволюцию идей «лидера марксистской психологии», внутренний контекст его научных поисков, который привел к тому, что он фактически снял вопрос о
принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности. </p><p>
Автор предполагает, что в последние годы жизни А.Н. Леонтьев по своим взглядам приблизился к «позднему» Выготскому, встав на сторону своего Учителя, старшего друга и,
одновременно, что нередко в научной жизни – главного внутреннего оппонента. Это подтверждает тот факт, что за два года до смерти (в 1977 году) Леонтьев фактически снял
вопрос о принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 12.04.2012
Принята к публикации: 18.04.2013
Страницы: 18-24
DOI: 2079-6617/2013.0103
Ключевые слова: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; история психологии; А.Н. Леонтьев; культурно-историческая школа психологии; история отечественной психологии ; психология личности; Выготский Л.С.;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер