ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Методики, технологии, инструментарий

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Львова Е.Н., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Применение теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга в исследовании особенностей совладания в ситуации неопределенности. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 19-27.

В статье подчеркивается актуальность психологии совладания и ее востребованность в связи с возрастающим интересом к феномену неопределенности. Предлагается понимание совладания как сложного установочного образования, обладающего уровневой структурой. Обосновывается необходимость рассмотрения особенностей совладания как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне. Обсуждается недостаточная прогностическая сила опросных методов, традиционно применяемых для исследования особенностей совладания, и незаслуженный недостаток внимания со стороны исследователей к проективным методам, которые незаменимы при диагностике неосознаваемых компонентов совладания. В связи с изменением представлений о диапазоне трудных жизненных ситуаций и смещением фокуса внимания на субъективное восприятие трудности, предлагается рассмотрение ситуаций фрустрации как повседневных трудных жизненных ситуаций. Содержательно обосновывается возможность применения теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга для диагностики неосознаваемых компонентов совладания. Это уровень изучения смысловых установок, лежащих в основе совладающего поведения.

Представлены результаты эмпирического исследования связей между направлением и типом вербальных реакций во фрустрирующих ситуациях и личностными характеристиками субъекта (толерантность/интолерантность к неопределенности, общая осмысленность жизни, личностная тревожность, уровень субъективного контроля). Участниками выполненного исследования стали 199 педагогов средних образовательных школ, средний возраст 40,6 лет. Было показано существование значимых связей между отдельными типами и направлениями реакций и личностными характеристиками, использовалась процедура «Обобщенные линейные модели». Представленное в статье обсуждение полученных результатов вместе с ранее имевшимися данными показало наличие возможных опосредствованных связей между отдельными стратегиями совладания и типами вербальных реакций по тесту С. Розенцвейга.

Поступила: 16.12.2015
Принята к публикации: 27.12.2015
Страницы: 19-27
DOI: 10.11621/npj.2016.0103
Ключевые слова: совладание; фрустрация; неопределенность; толерантность к неопределенности; обобщенная линейная модель; учителя;
Автор(ы): Шлягина Е. И.; Гусев А.Н.; Львова Елена Николаевна;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Григорьева И.В., Ениколопов С.Н. Апробация опросников «Шкала социальной тревожности Либовица» и «Шкала страха негативной оценки (краткая версия)». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 31-44.

Социальная тревожность отрицательно влияет на повседневную жизнь человека, нарушая его социальную адаптацию. Часто социально тревожные люди бывают одиноки, с трудом заводят знакомства, испытывают трудности в отношениях с окружающими. Социальная тревожность также может стать серьезным препятствием на пути профессионального и карьерного роста, получения новых навыков и знаний. Выраженная социальная тревожность нередко связана с целым рядом расстройств, среди которых депрессия, алкогольная и наркотическая зависимость, а также пищевые расстройства. Вместе с тем, социальная тревожность является достаточно распространенным явлением. В связи с этим, все большую важность приобретает диагностика этого явления. Поэтому целью нашего исследования стала апробация двух опросников, измеряющих социальную тревожность, – «Шкалы социальной тревожности Либовица» и «Шкалы страха негативной оценки». Апробация была проведена на выборке из 179 человек, из них 65 мужчин и 114 женщин, в возрасте от 18 до 35 лет. Опросник «Шкала социальной тревожности Либовица» измеряет степень тревоги и тенденции к избеганию, возникающих у субъекта в различного рода социальных ситуациях: ситуациях социального взаимодействия и ситуациях, в которых субъект является объектом внимания со стороны окружающих. Опросник «Шкала страха негативной оценки (краткая версия)» измеряет центральный конструкт, лежащий в основе социальной тревожности – страх негативной оценки. В результате факторного анализа полученных данных, была продемонстрирована трехфакторная структура «Шкалы социальной тревожности Либовица» и подтверждена однофакторная структура «Шкалы страха негативной оценки». Показано, что все субшкалы «Шкалы социальной тревожности Либовица» и «Шкалы страха негативной оценки» демонстрируют хорошую внутреннюю согласованность и высокую ретестовую надежность, а также внешнюю валидность.

Поступила: 18.01.2016
Принята к публикации: 02.02.2016
Страницы: 31-44
DOI: 10.11621/npj.2016.0105
Ключевые слова: социальная тревожность; социофобия;
Автор(ы): Ениколопов С.Н. ; Григорьева И.В.;

Доступно в on-line версии с 06.07.2016

Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 23-36.

В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Проблема психологического здоровья рассматривается в контексте ситуации антропологического кризиса, который затрагивает общественный организм и влечет за собой сокращение синергийности социальной жизни. На уровне конкретных проявлений он связан с поражением духовно- нравственной сферы человека, искажением личностного способа бытия и межличностных отношений, что приводит к общему снижению жизнеспособности. Растет число людей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как «психически здоров, но личностно болен». Вторичные проявления таких состояний – депрессия, агрессия, зависимое поведение. Однако их сущностные характеристики не улавливаются посредством сложившихся социально- психологических, психолого-педагогических или медико-психологических представлений и не укладываются в рамки типовых описаний психоэмоциональных и/ или поведенческих расстройств. Автор придерживается гипотезы, что упомянутые состояния имеют специфические духовно-психологические предпосылки и проявления, которые заслуживают научного анализа и философского осмысления. 

Лейтмотивом статьи является проблема психологического здоровья в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья. Представлены основные подходы к проблеме психологического здоровья. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале. Педагогическая деятельность описана как антропопрактика, ориентированная на обретение ребенком всей возможной полноты своего существования как человека. В таком виде она максимально благоприятствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся.

Поступила: 25.02.2015
Принята к публикации: 17.04.2015
Страницы: 23-36
DOI: 10.11621/npj.2015.0403
Ключевые слова: психологическое здоровье; психологическая антропология; субъективная реальность; традиционализм; постмодернизм; антропопрактика;
Автор(ы): Шувалов А.В.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Лебедева Л.Д. Рисунок в психологической диагностике и арт-терапии // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.132-136.

Рассматривается изобразительный рисунок как профессиональный инструмент, помогающий психологу выявить индивидуально-психологические особенности автора и оказать ему психотерапевтическую помощь. Предлагаются арт-техники с использованием рисунка, разработанные и апробированные автором на базе педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета.

Страницы: 132-136
Ключевые слова: психодиагностика; рисунок как психодиагностическое средство; рисунок в арт-терапии;
Автор(ы): Лебедева Л. Д.;

Сидоренко Е.В. Матрица лидерства // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.128-131.

Описывается авторская методика оценки руководителей – «Матрица лидерства», предназначенная для использования в тренинге и коучинге с целью самопознания и саморазвития. Приведены результаты нескольких тренингов «Развитие личности», проведенных с ее помощью. Продемонстрировано, что «Матрица лидерства» позволяет сделать первый шаг в осознании задач развития лидерского потенциала.

Страницы: 128-131
Ключевые слова: лидер; лидерство; тренинг лидерства ; коучинг; самопознание; саморазвитие;
Автор(ы): Сидоренко Е.В.;

Стрижова Е. А., Гусев А. Н. Диагностика трудовой мотивации: опыт разработки методики // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.128-133.

В статье показана возможность диагностики трудовой мотивации методом выявления субъективных различий между мотивационными объектами (мотивами трудовой деятельности) в пространстве оценочных шкал. Описан опыт разработки методики, представлены результаты исследования, направленного на выявление мотивов трудовой деятельности (мотивационные объекты) и шкал для их оценки.

Страницы: 128-133
Ключевые слова: психодиагностика; мотивация; мотивы трудовой деятельности;
Автор(ы): Стрижова Е. А.; Гусев А.Н.;

Величковский Б. Б., Козловский С. А., Вартанов А. В. Тренировка когнитивных функций: перспективные исследования в России // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.122-127.

В работе рассматривается проблема использования методов когнитивной тренировки в целях коррекции когнитивных нарушений. Дается определение когнитивной тренировки, обсуждаются вопросы ее эффективности. Дается обзор актуальных исследований когнитивной тренировки, проводимых на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Института когнитивных исследований РНЦ «Курчатовский институт». Приводятся результаты вычислительных экспериментов, обосновывающих эффективность специальных режимов адаптивной тренировки и новых методов регистрации слабых мозговых изменений в результате тренировки.

Страницы: 122-127
Ключевые слова: когнитивные нарушения; когнитивная тренировка; мозговые изменения; вычислительное моделирование; фМРТ; МРС;
Автор(ы): Козловский С.А.; Вартанов А.В.; Величковский Б. Б.;

Лебедева Л.Д. Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.133-137.

Продемонстрирована диагностическая ценность рисуночных тестов при использовании их в психологической диагностике. Рассказывается об оригинальной авторской проективной методике «Рисунок семьи в образах цветов», которая может применяться как мягкий, гуманный способ психодиагностики.

Страницы: 133-137
Ключевые слова: тесты; рисуночные тесты; проективная методика; психодиагностика; психокоррекция;
Автор(ы): Лебедева Л. Д.;

Тюрин П.Т. Игровая методика развития воображения «Инициалы» // Национальный психологический журнал — 2012. — №2(8) — с.144-150.

Статья представляет оригинальную игровую методику «Инициалы» развития воображения, свободного ассоциирования и гибкости мышления. Методика предлагает выполнение задач интерпретации собственных инициалов, объединяя различные вариан- ты их расшифровок с представлениями о себе в целостном образе. Продуцирование оригинальных интерпретаций инициалов как предельно сокращенных вербальных конструктов и отражающих субъективные переживания их автора, рассматривается как проявление креативной способности.

Страницы: 144-150
Ключевые слова: интерпретация инициалов; символы имени; самохарактеристики; элементы автобиографии; гипотезы о «Я»; развитие воображения;
Автор(ы): Тюрин П.Т.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер