ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

толерантность

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Корнилова Т.В., Павлова Е.М., Красавцева Ю.В., Разваляева А.Ю. Связь фрейминг-эффекта с индивидуальными различиями у студентов-медиков и студентов-психологов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 17-29.

Актуальность работы. Эффект рамки или фрейминг-эффект (framing effect) очень редко выступает предметом выявления связей с индивидуальными различиями. В когнитивной психологии он отражает искажения принятия решений в зависимости от контекста (оформления) высказываний об альтернативах, что выявлено, в частности, для врачей. Выбор вероятностных исходов рассматривается в задачах на выявление фрейминг-эффектов в качестве показателя принятия риска. Закономерно возникает вопрос о связи личностной готовности к риску с выраженностью фрейминг-эффекта (ФЭ). 

Целями исследования стали, во-первых, выявление различий в подверженности фреймингу студентов медицинского и не медицинского вузов, во-вторых, установление в обеих группах связей индивидуальных стилей принятия решений (как копингов при необходимости совладания с неопределенностью) как с самооценками (интеллекта, рискованности и личности), так и с готовностью к риску и толерантностью/интолерантностью к неопределенности. В-третьих, мы стремились выявить специфику связи подверженности фрейминг-эффекту у студентов-медиков с их личностными свойствами. 

Описание хода исследования. В работе описывается сравнение ФЭ на выборках студентов-медиков (N=78) и студентов-психологов (N=122). Показано, что в классической задаче на ФЭ – так называемой «задаче с азиатской болезнью» студенты-психологи демонстрируют эффект рефрейминга в позитивной формулировке, а будущие врачи не демонстрируют значимых различий при выборе. Лица, выбиравшие разные альтернативы в задаче при негативном контексте, отличались высотой самооценок рискованности и интолерантности к неопределенности. Отличий при позитивной формулировке альтернатив не обнаружено. Установлены различия в личностном профиле студентов разных специальностей, как по высоте показателей, так и по их связям. Студенты-медики характеризовались меньшей прокрастинацией и более высокой готовностью к риску. Самооценки риска положительно коррелировали с готовностью к риску в обеих группах и отрицательно – с рациональностью как шкалой личностных факторов принятия решений (ЛФР) у психологов. Неожиданной выступила положительная связь готовности к риску с интолерантностью к неопределенности в обеих группах. У студентов-медиков специфичной выступила положительная связь готовности к риску с самооценкой личности по шкале плохой – хороший. Введенная нами новая шкала прямой самооценки рискованности оказалась не только связанной с соответствующей шкалой по опроснику ЛФР, но и выступила в связях с принадлежностью к группам студентов, проявивших и не проявивших ФЭ (в группе обучающихся в медицинском вузе и в совокупной студенческой выборке). 

Вывод. Эти и другие связи позволили сделать заключение о специфике структурирования личностных свойств у студентов-медиков.

Поступила: 06.10.2017

Принята к публикации: 17.10.2017

Страницы: 17-29

DOI: 10.11621/npj.2017.0402

Ключевые слова: принятие решения; фрейминг-эффект; готовность к риску; рациональность; толерантность; интолерантность; Мельбурнский опросник принятия решений; самооценка интеллекта; самооценка рискованности

Авторам: Корнилова Татьяна Васильевна; Павлова Елизавета ; Красавцева Юлия Владимировна; Разваляева Анна Юрьевна

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 98-105.

В статье представлены результаты исследования социальной поддержки молодых людей и девушек и ее связи с уровнем толерантности к неопределенности. С помощью ряда психодиагностических инструментов исследованы гендерные детерминанты социальной поддержки, толерантность к неопределенности и межличностная интолерантность у молодых людей с разным уровнем эмоциональной и инструментальной поддержки. Выявлено, что молодые люди и девушки в возрасте 18–22 лет с высоким уровнем толерантности к неопределенности являются чувствительными к различным формам социальной поддержки. Способность принимать неопределенность, функционировать в системе неясных межличностных коммуникаций и действовать в условиях меняющихся обстоятельств определяет и уровень удовлетворенности социальной поддержкой среди участников исследования. Проведенное исследование, участниками которого стали 165 молодых респондентов, подтвердило предположения о том, что, во-первых, социальная поддержка как коммуникативный феномен имеет различия в восприятии ее эмоциональных форм молодыми людьми и девушками, во-вторых, особенности функционирования человека в системе поддерживающих действий социального окружения связаны, в том числе и с уровнем развития у него толерантности к неопределенности и, в-третьих, социальная поддержка может редуцировать у человека состояние неопределенности и, тем самым, нивелировать негативные влияния стрессовых событий. Способность человека «видеть и обнаруживать» социальную поддержку, быть чувствительным и внимательным к поддерживающим актам социальной среды имеет тесную взаимосвязь с уровнем развития у него способности принимать неопределенность и сохранять устойчивость в состоянии дискомфорта при ее наличии.

Поступила: 27.11.2016

Принята к публикации: 14.01.2017

Страницы: 98-105

DOI: 10.11621/npj.2017.0211

Ключевые слова: социальная поддержка; социальная интеграция; толерантность; толерантность к неопределенности; молодые люди

Авторам: Лифинцев Дмитрий Валентинович ; Серых Анна Борисовна; Лифинцева Алла Александровна

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Асмолов А. Г. Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.100-106.

Показана роль системы образования как социального института в жизни общества. Проанализированы задачи, стоящие пред отечественной системой образования на современном этапе бурных перемен в общественном сознании. Намечены пути модернизации отечественного образования с целью превращения его в ресурс уменьшения социальных рисков и общественных конфликтов на почве ксенофобии, мигрантофобии, социальной агрессии и нетерпимости. Доказана необходимость внедрения в систему образования программ, обеспечивающих развитие у подрастающего поколения толерантности, веротерпимости, гражданского патриотизма и социальной идентичности.

Страницы: 100-106

Ключевые слова: система образования как социальный институт; модернизация образования; социальные риски; общественные конфликты; ксенофобия; мигрантофобия; социальная идентичность; толерантность; моральное развитие подрастающих поколений; формирование солидарности российского общества

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич

Скрипкина Т.П., Карабанова О.А. Социокультурные технологии формирования социального и индивидуального толерантного поведения// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.34-39.

Рассмотрены идеи поликультурного образования, позволяющего осуществить переход от культуры насилия и ксенофобии к культуре толерантности. Показаны особенности, основные принципы и задачи социокультурных технологий, обеспечивающих принятие толерантности как нормы поведения в обществе.

Страницы: 34-39

Ключевые слова: поликультурное образование; социокультурные технологии; толерантность; технологии образования; культурно-образовательная практика; общепланетарное сознание; навыки межкультурной компетенции; гражданская идентичность

Авторам: Карабанова Ольга Александровна; Скрипкина Т.П.