ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

Internet addiction

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Molchanov S.V., Almazova O.V., Poskrebisheva N.N. (2018). Cognitive methods of processing social information on the Internet in adolescence. National Psychological Journal. 3, 57-68.

Background. Within the conditions of information socialization that is transforming communication and placing high demands on the ability of the individual to search, select, critically comprehend social information for decision-making and carrying out moral choices, a new social situation has developed. The research of the relationship between cognitive methods of processing social information on the Internet and shaping the worldview and ideas about the moral regulation in adolescents makes it possible to study the patterns of personality development in the unity of the cognitive and value-moral spheres.

The Objective of the research is to identify cognitive methods of processing social information on the Internet as a factor of developing a picture of the world in adolescent users with varying degrees of involvement and the risk of Internet addiction and moral regulation of relationship between them.

Hypothesis. Cognitive methods of processing information on the Internet are connected with the level of Internet addiction - a high level of Internet addiction corresponds to the low efficiency of cognitive methods of processing information. These methods influence the emerging system of major beliefs and worldview characteristics, and level of sensitivity to situations of moral choice.

Design. The author’s method of assessing social information on the Internet based on Crick and Dodge model (1994), Chen method for diagnosing Internet-addictive behaviour, «The scale of basic beliefs of the person» of R. Yanoff-Bullman (Kalmykova , Padun, 2002), and the author’s method of assessing moral aspects were used. The study involved 84 adolescents from 13 to 18 years (46% males and 54% females).

Results. A comparative analysis of the effectiveness of cognitive processing cycles was conducted and gender differences were revealed. The relationship between Internet addiction and the effectiveness of cognitive processing methods of information on the Internet is verified. The significance of interpretation, behaviour assessment and the ability to construct social adaptive behaviour in communication to shape the major beliefs and moral attitude in adolescence are shown.

Conclusion. There are differences in the effectiveness of cognitive processing cycles of information. High efficiency of short-term, long-term, medium-term perspectives and behavioural responses and the ability to choose adequate social behavior corresponds to a relatively low productivity of interpretation. Internet addiction is interrelated with the low productivity of interpretation. Moral attitude is mediated by the age features of adolescent self-awareness and is related to the effectiveness of information interpretation, the evaluation of behavioural consequences and the choice of appropriate ways of social interaction.

Received: 08/03/2018

Accepted: 08/25/2018

Pages: 57-68

DOI: 10.11621/npj.2018.0306

Keywords: cognitive methods of social information processing; Internet addiction; world-perception; basic assumptions; moral attitude; adolescence;

By: ; ; ;

Available Online: 09/30/2018

Sobkin V.S., Fedotova A.V. (2018) Adolescent in social networks: on the issue of social psychological well-being. National Psychological Journal. 3, 23-36.

Background. Digital technologies have long become an integral part of everyday life. Internet and Social Networking Sites (SNS) are considered to be one of the socialization institutions along with traditional school and family.

Objective. The research is concerned with studying the peculiarities of teenagers’ social psychological well-being when using SNS. The analysis aims at revealing the impact of demographic, social stratifying and social psychological factors on the type of adolescent self-performance at SNS, their attitude towards regulations of interaction at SNS, their concern about potential risks and also opinions about the effects of SNS socialization on their personality.

Design. The paper is based on the results of 2074 school-aged adolescent survey conducted in 2016 in Moscow region, Russia.

Results. According to the survey, the adolescent well-being when using SNS depends on the type of their self-presentation. The data showed that affective significance of social networking for adolescents who seek the attention of the strangers produces a negative impact on their emotional well-being: those who refer to their SNS profile as “provocative” are more likely to feel the “addiction to virtual interaction and other’s opinions” – 17.4% (mean 7.1%; p≤ .0004), being disturbed by “more popular profiles” – 21,7% (mean 4.2%; p≤ .00001).

Conclusion. The survey showed that nowadays adolescents deem the SNS as the most important communicative field where the fundamental age-related changes take plaare foundce. The tendency to expand social contacts by means of virtual communication was found to produce negative impact on adolescent personal development and social interaction in real life.

Received: 04/12/2018

Accepted: 05/07/2018

Pages: 23-36

DOI: 10.11621/npj.2018.0303

Keywords: social networks; SNS performance; adolescence; self-presentation; regulations; Internet addiction; social status; social psychological well-being;

By: ; ;

Available Online: 09/30/2018

Mustafeva G.N.(2012). Social aspects of Internet addiction. . of Internet addiction. National Psychological Journal, 2(8), 95-99

The paper presents the social problems of Internet addiction.

One of the primary causes of Internet addiction is a rapid increase in using modern Information Technology. Obvious changes in psychological traits of persons who deal with the computer and turning it into an object of psychological research are analysed. On the one hand, the Internet is viewed as one of the issues of the man’s trouble, on the other hand, the Internet contributes to the solution of many problems of modern man.

Pages: 95-99

Keywords: Internet dependence; netaholism; virtual addiction; cyberspace; virtual reality; virtual training; Internet addiction;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

интернет зависимость

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Молчанов С.В., Алмазова О.В. , Поскребышева Н.Н. Когнитивные способы переработки социальной информации из интернет-сети в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 57-68

Актуальность тематики статьи В условиях информационной социализации, трансформирующей коммуникацию и предъявляющей высокие требования к способности личности осуществлять поиск, отбор, критическое осмысление социальной информации для принятия решений и осуществления моральных выборов, сложилась новая социальная ситуация развития. Исследование у подростков взаимосвязи когнитивных способов переработки социальной информации из интернет-сети и формирования мировосприятия и представлений о моральной регуляции отношений позволяет изучить закономерности развития личности в единстве когнитивной и ценностно-моральной сфер.

Цель исследования– изучение особенностей когнитивных способов переработки социальной информации из интернет-сети как фактора формирования картины мира у подростков-пользователей с различной степенью вовлеченности и риском интернет-зависимости и моральной регуляции отношений между ними.

Гипотезы исследования. Когнитивные способы переработки информации из сети-интернет связаны с уровнем интернет-зависимости – высокий уровень интернет-зависимости соответствует низкой эффективности когнитивных способов переработки информации. Эти способы влияют на складывающуюся систему базисных убеждений личности и особенности мировосприятия, а также на уровень моральной чувствительности к ситуациям морального выбора.

Описание хода исследования. Была применена авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994), методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен, методика «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (Калмыкова, Падун, 2002), авторская методика выявления уровня моральной чувствительности. В исследовании приняли участие 84 подростка от 13 до 18 лет, из них 46,% юношей и 54% девушек.

Результаты. Проведен сравнительный анализ эффективности циклов когнитивной переработки информации и выявлены гендерные различия. Доказана связь подверженности подростков интернет-зависимости и эффективности используемых ими способов когнитивной переработки информации из интернет-сети. Показано значение интерпретации, оценки последствий поведения и способности конструировать социально-адаптивное поведение в коммуникации для формирования базисных убеждений и моральной чувствительности в подростковом возрасте.

Выводы исследования. Выявлены различия в эффективности циклов когнитивной переработки информации, показано, что высокая эффективность оценки краткосрочных, долгосрочных, среднесрочных перспектив действий и поведенческих реакций и способности выбирать адекватные социальные формы поведения соответствует относительно низкой продуктивности интерпретации. Выяснилось, что выраженность интернет-зависимости взаимосвязана с низкой продуктивностью интерпретации. Показано, что моральная чувствительность опосредствована возрастными особенностями самосознания подростков и связана с эффективностью интерпретации информации, оценки последствий поведения и выбора адекватных форм социального взаимодействия.
Поступила: 03.08.2018
Принята к публикации: 25.08.2018
Страницы: 57-68
DOI: 10.11621/npj.2018.0306
Ключевые слова: когнитивные способы переработки информации; интернет зависимость; мировосприятие; базисные убеждения; моральная чувствительность; подростковый возраст;
Автор(ы): Молчанов С. В.; Алмазова Ольга Викторовна; Поскребышева Н. Н.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3(31). – С. 23-36

Актуальность (контекст) тематики статьи. Цифровые технологии сегодня являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Интернет, и в частности, социальные сети, рассматриваются многими исследователями как особый институт социализации наравне с такими традиционными институтами, как семья и школа.

Цели исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей социально-психологического самочувствия подростков при взаимодействии в социальных сетях. Анализ полученных материалов дает возможность выявить влияние социально-демографических, социально-стратификационных и социально-психологических факторов на своеобразие самопрезентации подростков в интернете, на их отношение к нормам, регулирующим взаимодействие в сети, на оценку возможных страхов и угроз, а также воздействие общения в сети на их личностные изменения.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах анкетного опроса 2074 учащихся основной и старшей школы. Опрос проводился среди школьников Московской области в 2016 году.

Результаты исследования. Материалы исследования показали, что особенности самопрезентации влияют на самочувствие подростков при пользовании социальными сетями. Выявлено, что аффективная значимость сетевого взаимодействия для подростков, стремящихся привлечь внимание незнакомых пользователей, негативно сказывается на их эмоциональном самочувствии. Те, кто считает свою страницу «провокационной», чаще указывают на «зависимость от виртуального общения и чужих оценок» – 17,4% (среднее – 7,1%, p≤ .0004), а также на то, что их «раздражают более популярные страницы» – 21,7% (в среднем – 4,2%, p≤ .00001).

Выводы. Проведенное исследование показало, что социальные сети становятся для современного подростка тем важнейшим коммуникативным пространством, где реализуются фундаментальные возрастные изменения, связанные с социализацией. При этом стремление к расширению своих социальных связей с помощью виртуальной коммуникации часто негативно отражается на особенностях личностного развития подростка, его взаимодействии с реальным окружением.

Поступила: 12.04.2018
Принята к публикации: 07.05.2018
Страницы: 23-36
DOI: 10.11621/npj.2018.0303
Ключевые слова: социальные сети; интенсивность пользования; подростковый возраст; самопрезентация личности; ограничительные нормы; интернет зависимость; социальный статус; социально-психологическое самочувствие;
Автор(ы): Собкин В.С.; Федотова А.В.;

Доступно в on-line версии с 30.09.2018

Мустафаева Г.Н. Социальные аспекты интернет-зависимости // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.95-99.

В работе изложены социальные проблемы интернет-зависимости.

Одной из первоначальных причин возникновения интернет-зависимости указывается стремительное увеличение пользования современными информационными технологиями. Автор анализировал выраженные изменения в психологических качествах лиц долгое время связанных с компьютером и превратил их в объект психологических исследований. С одной стороны, Интернет, как одна из основных проблем человека, с другой стороны, Интернет способствует решению многих проблем современного человека

Страницы: 95-99
Ключевые слова: интернет-зависимость; нетаголизм; виртуальная аддикция; киберпространство; виртуальная реальность; виртуальное обучение; интернет зависимость;
Автор(ы): Мустафьева Г.Н.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер