ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

общение

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Доронцова О.А. Потенциал системы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии подростков. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 111-118.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1644:"<p>
     В статье рассматривается значимая и актуальная на сегодняшний день проблема – проблема становления автономии индивида. Особое внимание уделено подростковому возрасту. Это период особенно благоприятен для формирования автономии из-за определенных изменений в психологической и социальной сфере ребенка. Показано значение межличностного ввзаимодействия в процессе формирования автономии в этом возрасте.
</p>
<p>
     В работе анализируются подходы к понятию «взаимодействие». Выделяются четыре основных направления объяснения сущности этого понятия: символический интеракционизм (Дж. Мид), социальный обмен (Дж. Хоманс, Г. Блумер), социодраматический подход (Э. Гофман) трансактный анализ (Э. Берна). Освещены виды взаимодействия, показатели его эффективности.
</p>
<p>
     Анализ проблемы межличностного взаимодействия продемонстрировал его связь с категориями «отношение», «общение» и «совместная деятельность» (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, С.В. Духновский, Я.Л. Коломинский, В.Н. Куницына, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.). Раскрывается понятие системы межличностного взаимодействия, обусловливающей формирование автономии в подростковом возрасте. Она рассматривается как совокупность взаимодействий психолога с педагогами, детьми подросткового возраста и их родителями. Обосновано преимущество психолого-педагогической поддержки в рамках системы данного взаимодействия.
</p>
<p>
    Показано значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии у подростков. Описаны механизмы этого
взаимодействия, характер контактов в нем, компоненты складывающейся при этом социальной ситуации.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 28.09.2015
Принята к публикации: 17.11.2015
Страницы: 111-118
DOI: 10.11621/npj.2015.0411
Ключевые слова: система межличностного взаимодействия; автономия; подростковый возраст; отношения; общение; деятельность; психолого-педагогическая поддержка;
Автор(ы): Доронцова Ольга Александровна;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Березина Т.Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 20-30.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1606:"<p>В статье анализируется явление обмена эмоциями в человеческом общении. Отмечается, что обмен эмоциями является составной частью перцептивной
стороны любого акта общения. Утверждается существование трех уровней обмена эмоциями в общении: осознанный – с помощью слов, неосознаваемый –
через невербальные составляющие коммуникации (мимику, жесты и т.п.) и бессознательный – посредством обонятельного канала. В качестве механизма
бессознательного обмена эмоциями предполагается существование эмоционально-обонятельного языка. Бессознательность передачи предполагает, что, во-
первых, эмоции, передаваемые с помощью запахов, могут не осознаваться, но влиять на настроение человека, во-вторых, запахи, передающие эмоции, – не
осознаются в качестве ароматов, в-третьих, такая передача не контролируется сознанием. Предполагается, что каждая основная эмоция связанна с конкретным
базовым запахом. При переживании человеком такой эмоции изменяется функциональное состояние его организма, что ведет к появлению соответствующего
базового запаха. В свою очередь, выделившийся базовый аромат вызывает конкретную основную эмоцию у других людей – ту же самую, что породила его.
Выделяются конкретные связки «эмоция-запах». Утверждается, что подобный механизм может лежать в основе феноменов психического заражения, таких
как массовая паника и т.п. Высшие чувства также могут быть составлены с помощью сочетания основных эмоций, посредством сочетания базовых запахов
передаваться собеседникам по общению и, соответственно, вызывать у них аналогичные переживания. Такая передача может быть основой эмпатии.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 03.04.2013
Принята к публикации: 20.08.2013
Страницы: 20-30
DOI: 10.11621/npj.2013.0403
Ключевые слова: общение; обмен эмоциями; базовые эмоции; базовые запахи; эмпатия; бессознательное;
Автор(ы): Березина Татьяна Н.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер