ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

методология

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31

Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.

Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.

Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.

Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.

Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.
Поступила: 30.10.2017
Принята к публикации: 12.12.2017
Страницы: 22-31
DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0203
Ключевые слова: экзистенциальный анализ; методология; методы; принцип воздействия; психотерапия; методы психотерапии;
Автор(ы): Лэнгле Сильвия;

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Шувалов А.В. Методологические аспекты психологического человекознания. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.16-26.

Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст. Возрастает интерес научного сообщества к таким духовно-психологическим реалиям как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное я», сознание, совесть, нравственность человека. Эти понятия объединяет то, что они не вмещаются в объективно ориентированные направления психологии, изучающие общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рассматривать их по существу, нужно дифференцировать разные по типу научности и по способу получения системы психологического знания.

В статье приведен историко-методологический обзор работ по проблеме человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания: теоцентрическая, социоцентрическая и персоноцентрическая. За каждой из них стоят определенные философско- мировоззренческие концепции, определяющие первооснову человеческого в человеке, которые были продуктивно восприняты психологией и позволили развернуть соответствующие направления исследований.

Соотнесение социоцентрического и персоноцентрического научных подходов позволило поднять вопрос о неисчерпанности теоцентрической методологии в отношении проблемы человека в психологии. Психологическая антропология представляет собой реализацию теоцентрической методологической установки на современном этапе развития рационального психологического знания.

Психологическая антропология сложилась как новая методологическая платформа, наделенная значительным эвристическим потенциалом. Содержание психологической антропологии представляет собой описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в онтогенезе. В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Обоснована новая интерпретация принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности, выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека.

Поступила: 22.08.2014
Принята к публикации: 25.10.2014
Страницы: 16-26
DOI: 10.11621/npj.2014.0302
Ключевые слова: методология; человеческая сущность; личность; индивидуальность; психологическая антропология; субъективная реальность; принцип развития;
Автор(ы): Шувалов А.В.;

Хачатрян Н.Г., Агузумцян Р.В. Методологические предпосылки изучения духовности. // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.14-18.

Поднимаются вопросы определения методологических принципов, на которых должно строиться изучение духовных состояний и особенностей человека. Проанализированы разные научные парадигмы и принципы, в рамках которых рассматриваются возможности развития личности.

Страницы: 14-18
Ключевые слова: методология; методологические принципы научного исследования в психологии ; духовное развитие; личностное развитие; гносеологизм; культурализм; теологизм; натурализм; социоморфизм; антропологический подход; принцип субъектности;
Автор(ы): Хачатрян Н. Г.; Агузумцян Р. В.;

Ждан А.Н. П.Я.Гальперин как теоретик и методолог психологической науки // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.14-18.

a:2:{s:4:"TEXT";s:369:"<p>Анализируется творчество выдающегося ученого П.Я. Гальперина как методолога психологической науки. В систематизированном виде представлены разработанные им методологические принципы, раскрыта их роль в построении созданной им общепсихологической концепции, показана их важность для постановки и исследования психологических проблем в современной научной ситуации</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 14-18
Ключевые слова: история психологии; методология;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер