ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал

адаптация

ГлавнаяСписок ключевых слов

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Дамадаева А.С., Бехоева А.А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 125–133

Актуальность (контекст) тематики статьи. В настоящее время одним из приоритетных направлений реформирования образования является внедрение инклюзивного обучения. И хотя инклюзия не является новым явлением для нашей страны, на пути ее эффективного внедрения существует много трудностей и препятствий. В республиках Дагестан и Чечня опыт инклюзии еще не нашел широкого применения в образовательной практике, и поэтому проблемы и возможности ее реализации на переходном этапе имеют важное значение для перспектив развития этого направления.

Цель работы: на основе анализа опыта использования инклюзивного образования (ИО) за рубежом исследовать проблемы внедрения ИО в систему высшего образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике. Описание хода исследования. Проанализированы и рассмотрены вопросы методологии инклюзивного образования с целью расширения представления о возможностях и порядке работы ИО. В результате социологического опроса выявлена основная проблема, характерная для первой ступени введения инклюзивного образования. Это психологическая неготовность участников инклюзивного процесса к введению такого образования в образовательные организации.

Результаты исследования. Выяснилось, что внедрение инклюзивного образования в Республике Дагестан и в Чеченской Республике связано со многими проблемами. Проведенный опрос позволил выделить основные противоречия образовательной среды вуза, препятствующия введению ИО в обучение студентов с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Выводы. Исследование показало необходимость создания в вузах Центра инклюзивного обучения. Предложены основные возможные направления деятельности Центра, его структура, требуемые ресурсы.

Поступила: 25.02.2019

Принята к публикации: 21.08.2019

Страницы: 125-133

DOI: 10.11621/npj.2019.0313

Ключевые слова: инклюзия; инклюзивное обучение; студенты; особенности психофизического развития; адаптация; трансдисциплинарное научное направление

Авторам: Бехоева Асия А.

Доступно в on-line версии с 20.10.2019

Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 92–101

Актуальность. Во всем мире наблюдается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Неоднозначность причин, вызывающих данное нарушение развития, отсутствие возможности оказания эффективной медицинской помощи (по данным медицинских исследований полное излечение от аутизма не представляется возможным) актуализирует необходимость поиска немедикаментозных способов компенсации проявлений болезни. Решение данной задачи возможно при определении эффективных механизмов обучения ребенка жизни в социуме.

Цель исследования – разработка комплексной модели реабилитации детей, имеющих РАС в условиях дошкольной образовательной организации на основе анализа различных методов коррекции РАС, получившие распространение в США, Европе и России. Рассматриваются возможности и ограничения, их применения в условиях дошкольной образовательной организации.

Описание хода исследования. Авторы рассматривают собственную модель реабилитации ребенка с РАС, созданную на основе использования непосредственного практического опыта работы с конкретным ребенком, страдающим аутическим расстройством. Описываются условия реализации этой модели в условиях дошкольного образования: создание специально организованной среды, позволяющей компенсировать отсутствующие навыки и облегчить адаптацию ребенка, психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образования и командная работа с ребенком с РАС специалистов разного профиля (педагога-психолога, логопеда, дефектолога).

Результаты. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта реабилитации разработана комплексная модель реабилитации ребенка с РАС в условиях образовательной организации. В построении индивидуального реабилитационного маршрута ребенка с РАС учтена специфика имеющегося нарушения (мутизм), особенности его адаптации и поведения, сопутствующие нарушения, осложняющие ход развития, возможности и потребности семьи, а также ресурсы образовательной организации. Основные акценты в реабилитационной работе сделаны на развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

Выводы. Реабилитационная работа с ребенком с РАС в условиях образовательной организации будет эффективной, если ее проводить комплексно группой специалистов по четырем основным направлениям: коррекционная работа с ребенком, развивающая работа со сверстниками, просветительская работа с педагогами и поддержка родителей такого ребенка.

Поступила: 14.04.2018

Принята к публикации: 27.04.2018

Страницы: 92-101

DOI: 10.11621/npj.2018.0210

Ключевые слова: аутизм; ранний детский аутизм; расстройство аутистического спектра; реабилитация; адаптация; коррекция

Авторам: Васягина Наталия Николаевна; Григорян Елена Николаевна ; Казаева Евгения Анатольевна

Доступно в on-line версии с 01.08.2018

Калита В.В., Марин Е.Б. Образ «типичного китайца» и «типичного русского» в представлении китайских студентов, обучавшихся в России. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 28-41.

Статья посвящена эмпирическому изучению представлений китайских студентов о «типичном русском» и «типичном китайце». К участию в исследовании были привлечены китайские студенты, обучающихся на протяжении четырех лет в Дальневосточном Федеральном университете.

Для изучения представлений китайских студентов была использована методика семантического дифференциала – униполярный 64-х шкальный семантический дифференциал, разработанный А.Г. Шмелёвым для оценки личностных свойств человека. Результаты были подвергнуты процедурам факторного анализа и расчета семантических универсалий по методу Е. Ю. Артемьевой и В.П. Серкина. Факторные структуры были сопоставлены с содержанием и структурой универсалий. Факторные структуры представлений китайских студентов о «типичном русском» и «типичном китайце» были проинтерпретированы, определено общее и особенное этих структур. В работе проведен сравнительный анализ структурно-содержательных характеристик семантических универсалий оцениваемых объектов – «типичный русский» и «типичный китаец».

В результате проведенного исследования выявлено, что факторные структуры оцениваемых объектов «типичный китаец» и «типичны русский» являются похожими. Была реконструирована группа общих факторов: оценка, такт-дипломатичность; простота-лицемерие (угодливость); привлекательность (красота); активность; упорство; волевая характеристика; интеллектуальные характеристики. Сформулирован вывод о том, что китайские студенты применяют в основном те же критерии для оценивания, как самих себя, так и россиян среди которых они живут и учатся.

В целом представление китайских студентов о русских положительное. Это свидетельствует об успешности их адаптации в России. Несмотря на понятные трудности, китайским студентам приехавшим учиться в Дальневосточный Федеральный университет, удалось за время обучения найти контакт с россиянами, и в целом адаптироваться к российской культуре. У них сформировалось положительное отношение к русским, что является хорошей предпосылкой для дальнейших личных и рабочих отношений и хорошего отношения к нашей стране.

Результаты исследования могут быть применены при разработке программ адаптации иностранных студентов к российской культурной среде, а также использованы в дальнейших исследованиях семантического пространства представлений живущих и обучающихся в России иностранных студентов.

Поступила: 20.01.2012

Принята к публикации: 02.11.2013

Страницы: 28-41

DOI: 10.11621/npj.2013.0304

Ключевые слова: представление; семантический дифференциал; «типичный русский»; «типичный китаец»; адаптация; китайские студенты; межкультурные отношения

Авторам: Марин Егор Б.; Калита Виталий Владимирович

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Зинченко Ю.П., Зотова О.Ю. Эмиграционные намерения и безопасность личности // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.17-24.

Показано, что одним из основополагающих факторов эмиграционных намерений является чувство опасности, которое служит пусковым механизмом при принятии решения о смене места жительства. Эмиграционное намерение связано с принятием решения в ситуации выбора и во многом определяется представлениями человека о собственной безопасности. Безопасность человека является результатом его собственных усилий, т.е. безопасность выступает одним из ведущих факторов ориентации и детерминации процесса познания человеком окружающего мира.

В исследовании приняли участие 263 человека в возрасте от 20 до 40 лет. На основании двух критериев: эмиграционных намерений и ощущения себя в безопасности/ опасности были сформированы четыре группы респондентов (респонденты с эмиграционными намерениями и ощущением себя в безопасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в безопасности; с эмиграционными намерениями и ощущением себя в опасности; с отсутствием эмиграционных намерений и ощущением себя в опасности). Было выявлено, что наиболее значимыми мотивами возможной эмиграции для всех групп является стремление к повышению жизненного уровня и поиск комфорта. Ряд респондентов недоволен социально-экономической ситуацией в России, низким уровнем доходов.

Выделенные группы различаются социально-психологическими характеристиками: степенью удовлетворенности жизнью, ощущением счастья, ощущением безопасности, мотивами возможной эмиграции, представлением об эмиграции. Также, выявлено противоречие между декларируемым позитивным отношением к тем, кто эмигрирует («каждый живет там, где хочет жить») и смысловым содержанием понятия «эмиграция» («трусость», «ослабление страны», «бегство», «крысы, бегущие с тонущего корабля») во всех группах респондентов.

Поступила: 07.10.2013

Принята к публикации: 16.10.2013

Страницы: 17-24

DOI: 10.11621/npj.2013.0202

Ключевые слова: эмиграционные намерения; безопасность; представления; эмиграция; адаптация

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Зотова Ольга Юрьевна

Барабанщикова В. В., Кузьмина Н. В. Анализ профессионального стресса банковских служащих // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.118-121.

В статье представлено исследование особенностей профессионального стресса банковских служащих в период адаптации к организационным изменениям, связанным как с экономической нестабильностью банковского сектора, так и с изменениями в системе управления банком. Даны рекомендации по предотвращению последствий воздействия организационных изменений на состояние банковских служащих.

Страницы: 118-121

Ключевые слова: профессиональный стресс; организационные изменения; адаптация

Авторам: Барабанщикова Валентина Владимировна; Кузьмина Надежда Викторовна

Барабанщикова В. В., Кузьмина Н. В. Анализ профессионального стресса банковских служащих // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.127-130.

В статье представлено исследование особенностей профессионального стресса банковских служащих в период адаптации к организационным изменениям, связанным как с экономической нестабильностью банковского сектора, так и с изменениями в системе управления банком. Даны рекомендации по предотвращению последствий воздействия организационных изменений на состояние банковских служащих.

Страницы: 127-130

Ключевые слова: стресс на работе; организационные изменения; адаптация

Авторам: Барабанщикова Валентина Владимировна; Кузьмина Надежда Викторовна