ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

психические процессы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Иванников В.А. Уроки исследований воли. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 59-63.

В работе анализируются уроки, которые психология может вывести для себя из истории исследований воли. Понятие воли, как и понятия «разум» и «чувство», были введены в античной психологии в качестве теоретических конструктов. Два последних понятия были заменены со временем на ряд более частных понятий, обозначающих различные психические процессы. Понятие воли дошло в неизменном виде до XX столетия, потеряв первоначальное содержание. Воля понималась как самостоятельный психический процесс непонятной природы, поэтому К. Левин даже предложил исключить это понятие из психологии. Первый урок в истории понятия «воля» заключается в необходимости анализа способа введения понятия и изменения его содержания в ходе развития науки. Эта необходимость объясняется тем, что основные понятия психологии вводились в науку не для обозначения реальностей, а для их объяснения (как теоретические конструкты). При этом надо учитывать возможность дифференциации первичных понятий (например, разум – восприятие, представление, воображение, мышление). В отечественной психологии понятие воли активно использовалось до конца 1970-х годов, воля понималась, как способность человека преодолевать внешние и внутренние препятствия. Природа этой способности оставалась загадкой. Только анализ способа введения этого понятия в науку и порождения волевого действия позволил сформулировать задачу выявления механизмов порождения такого действия. Второй урок – помнить, что решение проблемы всегда требует выхода за ее пределы и «снятие» путем замены на решаемую задачу (например, замена проблемы понимания природы воли на задачу порождения волевого действия на основе восполнения дефицита побуждения к нему). Третий урок – о необходимости согласовывать новое содержание понятий с содержанием всего ряда (системы) понятий этой отрасли науки.

Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 12.09.2016
Страницы: 59-63
DOI: 10.11621/npj.2016.0308
Ключевые слова: воля; психические процессы; история психологии; волевое действие; механизмы воли;
Автор(ы): Иванников В.А.;

Доступно в on-line версии с 30.11.2016

Панов В.И. Парадоксы изучения психики и возможность их преодоления// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.50-54.

Автор исследует вопрос: что изучает психология и действительно ли ее предметом является психика? Он рассуждает о том, что есть собственно психика, а что ее продукт ее деятельности. Рассмотрены разные взгляды на предмет научной психологии, на психику как таковую и ее проявления.

Страницы: 50-54
Ключевые слова: предмет психологии; психика; психическая деятельность; психические процессы; психика как предмет и объект исследования; продукты психики; изучение психики;
Автор(ы): Панов В.И. ;

Ждан А. Н. Михаил Васильевич Ломоносов – «первый наш университет» (1711 – 1765) //Национальный психологический журнал-2012.-№1(7) -с.42-46.

Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.

Страницы: 42-46
Ключевые слова: М. В. Ломоносов; история психологии; трехкомпонентная теория цвета и цветового зрения Ломоносова; психические процессы; личность; свойства личности;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер