ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

история отечественной психологии

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Глозман Ж.М., Подольский А.И., Кричивец А.Н., Веракса А.Н., Карпова Н.Л., Конина С.М. III Международная конференция памяти Л.С. Выготского в Португалии. // Национальный психологический журнал - 2014. - №1(13) - с.34-36.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1033:"<p>
    «Исторический смысл школы Л.С. Выготского – задавать зону ближайшего развития психологической науки, образования и практики»1 . Это сейчас понимают и соотечественники Льва Семеновича Выготского и зарубежные психологи. Последние не только принимают активное участие в конференциях, и чтениях памяти ученого в Москве и Гомеле, но и за рубежом организуют посвященные ему международные конференции. 
</p>
<p>
    Ведущая роль в подготовке таких конференций принадлежит профессору Жоакиму Кинтино-Айресу – президенту Общества Выготского и Института Выготского в Португалии. Они проводятся с 2010 года каждые два года в Эшториле – красивом пригороде Лиссабона на берегу Атлантического океана. III Международная конференция, посвященная Л.С. Выготскому, проходила с 16 по 18 июня 2014 года. В ней приняли участие психологи из России, Португалии, Бразилии, Израиля и Анголы. Всех участников в центре конгрессов г. Эшторила встречал большой портрет Л.С. Выготского и на фронтоне здания, и на сцене просторного конференц-зала.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 21.09.2014
Принята к публикации: 28.09.2014
Страницы: 34-36
DOI: 10.11621/npj.2014.0103
Ключевые слова: история психологии; история отечественной психологии ; Выготский Л.С.;
Автор(ы): Глозман Ж.М. ; Подольский А. И. ; Веракса А.Н.; Карпова Н.Л.; Конина С.М.;

Зинченко Ю. П. От редакции // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10)-с.1-3

a:2:{s:4:"TEXT";s:548:"<p>
     Дорогие коллеги, предлагаем вашему вниманию очередной номер «Национального психологического журнала». 2013 год во многом стал знаковым не только для ученых-психологов, но и для всей российской науки.
</p>
<p>
     Связано это, прежде всего, с реформированием Российской академии наук, которая была вызвана необходимостью оптимизации научной инфраструктуры в нашей стране. Результатом начавшихся масштабных преобразований должно стать усиление значимости российской фундаментальной науки и укрепление ее позиций на международном уровне.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 1-3
Ключевые слова: Национальный психологический журнал; история отечественной психологии ; история психологии;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.;

Ждан А. Н. История Психологического общества при Императорском Московском университете (1885—1922) // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.34-38.

a:2:{s:4:"TEXT";s:341:"<p>
    Выделены этапы и обозначены исторические уроки деятельности Психологического общества, основанного при Императорском Московском университете в 1885 г. Деятельность Общества рассматривается как значимая веха в развитии науки и образования в Московском университете, а также в масштабах отечественной психологической мысли в целом.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Страницы: 34-38
Ключевые слова: история отечественной психологии ; Московское психологическое общество (МПО); Московский университет; журнал «Вопросы философии и психологии»; Психологический институт; традиции отечественной психологии;
Автор(ы): Ждан А.Н. ;

Зинченко В.П. Мои Учителя и Заслуженные собеседники (из коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания») // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.6-8.

a:2:{s:4:"TEXT";s:590:"<p>Приведены материалы одной из глав коллективной монографии «Стиль мышления: проблема исторического единства научно-
го знания» (под общей редакцией Т.Г. Щедриной), вышедшей в 2011 году. В ней В.П. Зинченко рассказывает о своих выдающихся
учителях-психологах – прежде всего, П.Я. Гальперине, а также его коллегах: А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьеве, П.И. Зинченко и Д. Б. Эль-
конине, А.В. Запорожце, А.А. Смирнове. Показан не только вклад этих выдающихся ученых в психологическую науку, но и дается
представление о них, как о личностях со свойственными каждому особенностями характеров.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Страницы: 6-8
Ключевые слова: история отечественной психологии ; история психологии; А.Н. Леонтьев; культурно-историческая психология; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; П.Я.Гальперин; П.И.Зинченкo; Д.Б.Эльконин ; А.В.Запорожец; А.А.Смирнов ; школа А.Н.Леонтьева; общая психология; отечественная психологическая школа;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Запесоцкий А.С. В резонансе с эпохой: психологическая вселенная Б.Д. Парыгина // Национальный психологический журнал - 2013.- №1(9)- c.33–37

a:2:{s:4:"TEXT";s:1751:"<p>Статья посвящена Борису Дмитриевичу Парыгину – талантливому отечественному психологу, педагогу, воспитавшему много поколений студентов иаспирантов.</p>

<p>В ней кратко приводятся основные факты биографии ученого, освещаются результаты его научно-исследовательской деятельности, раскрывается масштабнаучно-просветительной и педагогической работы. Показано, что Б.Д. Парыгин был также выдающимся организатором науки – по его инициативе были созданыпервый в СССР факультет социальной психологии и первая в стране лаборатория ≪Социально-психологических исследований≫ на базе ЛГПИ им. Герцена.</p>

<p>Обозначены позиции, которые фиксируют вклад Бориса Дмитриевича в становление и развитие социальной психологии. Автор отмечает, что ученый заложилосновы методологии и разработал предметную область социальной психологии как самостоятельной науки, обосновал ее статус в системе гуманитарного знания.</p>

<p>В статье показано, что Борис Дмитриевич своей научной и педагогической деятельностью утверждал важнейший для гуманитарного знания мировоззренческийпринцип диалога как взаимопонимания и согласия, который может и должен стать альтернативой современным хищным, и по своей сути антигуманнымкоммуникациям – коммуникациям, основанным на логическом и интеллектуальном превосходстве, инструментальном доминировании одной из сторонОсобо выделены концептуально важные моменты научного творчества Б.Д. Парыгина последних лет, имеющие непосредственное отношение к сегодняшнимострейшим проблемам развития человека, культуры и общества. Автор пишет о выдвижение ученым идеи целостности личности, утверждении имгуманистической функции психологии и мировоззренческого принципа диалога как альтернативы антигуманных коммуникаций.</p>
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 12.04.2013
Принята к публикации: 14.05.2013
Страницы: 33-37
DOI: 2079-6617/2013.0105
Ключевые слова: история психологии; социальная психология; история отечественной психологии ; психология личности; социально-психологические исследования; Парыгин Б.Д.;
Автор(ы): Запесоцкий А.С. ;

Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А. Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии//Национальный психологический журнал-2013.- №1(9)-c.9–17

a:2:{s:4:"TEXT";s:1648:"<p>В статье, написанной сынок и внуком российского психолога А.Н. Леонтьева, отражены не
только его великие и разносторонние научные и научно-организационные заслуги перед
отечественной психологической наукой, но и нарисован яркий портрет Алексеева Николаевича как
человека.</p><p>
В отличие от ранее написанных официальных «причесанных» биографических статей об этом
прекрасном ученом, в данной работе очень живо и образно рассказывается, какими на самом деле
были жизнь и творчество А.Н. Леонтьева.</p><p>Штрихи биографии Леонтьева дают возможность хорошо
представить себе обстановку в нашей стране, в те годы, в которые пришлась ему учится, работать,
творить.</p><p>
Говоря о личностных качествах Алексея Николаевича, авторы отмечают, что он никогда не
занимался передачей и воплощением начальственных указаний. постоянно добивался от начальства
принятия компетентных и полезных для психологии решений. Его авторитет у власти был настолько
высок, что ему удавалось практически все, к чему он стремился. А.Н. Леонтьев не принимал ни
одного ответственного решения, не посоветовавшись предварительно с окружавшими его людьми.
Начиная с совместной работы с Выготским, практически все решения принимались совместно. </p><p>
Авторы откровенно, с мягким юмором пишут о молодых годах будущего профессора, о непростом
становлении его научной карьеры, о самоотверженной творческой, учебной и административной
деятельности в зрелые годы. Их повествование дает представление об Алексее Николаевиче, и как о
гениальном ученом, и как о высоко порядочном, ранимом, очень эмоциональном человеке, и очень
хорошем человеке.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 24.02.2013
Принята к публикации: 03.03.2013
Страницы: 9-17
DOI: 2079-6617/2013.0102
Ключевые слова: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; история психологии; А.Н. Леонтьев; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ); история отечественной психологии ; психологический факультет МГУ; психология в СССР;
Автор(ы): Леонтьев Д. А.; Леонтьев А.А.;

Братусь Б.С. «Слово» и «дело»: к истории научных отношений А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского // Национальный психологический журнал-2013- №1(9)-c.18–24

a:2:{s:4:"TEXT";s:1704:"<p>В статье всесторонне проанализирована специфика научных взаимоотношений двух ведущих отечественных психологов – А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского.
Показывается, как первоначальные отношения учитель (Выготский) – внимательный ученик и последователь (Леонтьев) сменились размежеванием,
поиском и отстаиванием своих собственных путей. </p><p>
Автор демонстрирует динамику психологических идей этих двух ученых. Освещает разные подходы к проблеме деятельности и личности, которые развели их в определенный
период времени. </p><p>
Значительное внимание уделяется научному творчеству Леонтьева, которое пришлось на социалистические времена, сопровождающиеся идеологическим давлением. Показано,
как, несмотря на этот неблагоприятный фактор, Алексею Николаевичу – основателю теории деятельности, где нравственным началам нет места, где личность становится
ее «продуктом», удалось придти к необходимости специального изучения личности, ее нравственно-ценностной сферы. Приводя ссылки на конкретные работы Леонтьева,
автор показывает эволюцию идей «лидера марксистской психологии», внутренний контекст его научных поисков, который привел к тому, что он фактически снял вопрос о
принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности. </p><p>
Автор предполагает, что в последние годы жизни А.Н. Леонтьев по своим взглядам приблизился к «позднему» Выготскому, встав на сторону своего Учителя, старшего друга и,
одновременно, что нередко в научной жизни – главного внутреннего оппонента. Это подтверждает тот факт, что за два года до смерти (в 1977 году) Леонтьев фактически снял
вопрос о принципиальном расхождении с Выготским по проблеме переживаний и деятельности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 12.04.2012
Принята к публикации: 18.04.2013
Страницы: 18-24
DOI: 2079-6617/2013.0103
Ключевые слова: психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; история психологии; А.Н. Леонтьев; культурно-историческая школа психологии; история отечественной психологии ; психология личности; Выготский Л.С.;
Автор(ы): Братусь Б. С. ;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2018
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер