ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

moral development

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Koval’ N.V. (2015). On the necessity to define the notion of «child abuse». National psychological journal. 1 (17), 16-25.

The paper highlights the urgent issues of complex and multifaceted social and legal phenomenon of «child abuse». The definitions of «child abuse» in family law and relevant explanations of the Supreme Court in relation to Article 69 of the Family Code are shown. Within the criminal protection of children, it is determined that erroneous and deliberately incorrect qualification of actions of those responsible for committing child abuse that occurs in the practice of the preliminary investigation and inquiry occurs due to the imperfection of criminal law, including the lack of the concept of «child abuse», which is used as a mandatory feature in the art. 156 of the Criminal Code (failure to child-rearing responsibilities). This gap in the criminal law and personnel incompetence allow the guilty evade responsibility, as they are often refused a suit, or ordered to dismiss the criminal case or termination of proceedings for various reasons. The necessity of a legislative definition of «child abuse», shall be due to the following: analysis of available scientific debate in the doctrine of criminal law, the definition of «child abuse» in Article 156 of the Criminal Code; lighting statistical parameters, confirming the high level of latency of this category of crime, but because of difficulty with their identification and qualification; generalization of judicial practice, which also does not have a uniform approach to solving the problems mentioned above, but allowed to identify the main forms of manifestation of «child abuse» as a result of which there are specific consequences of distorting the child’s personality. Summing up, for the criminal law to protect the rights of the child and the right of a practical approach, the concept of «child abuse» should be legally defined as the category of the legal institution carries risks too broad or, on the contrary, overly narrow its interpretation, which may lead to abuse in law enforcement, as well as leave the guilty unpunished, and defenseless children.

Received: 01/23/2015

Accepted: 02/02/2015

Pages: 16-25

DOI: 10.11621/npj.2015.0103

Keywords: child; family; violence; abuse; education; physical and mental health; moral development;

By: Koval’ N. V.;

Available Online: 03/30/2015

Molchanov S. V. (2014). Conditions and factors of solving moral dilemmas in adolescence. National psychological journal. 4 (16), 42-51.

Moral choice in adolescents is determined by the interaction of cognitive, emotional and personal factors that prescribe the orientation on the justice principle, or the principle of care, exercised in certain social psychological and situational conditions. Some features of the of moral dilemmas solution in L. Kohlberg’s concept of moral development and N. Eisenberg’s theory of prosocial behaviour are considered. The following types of moral choice dilemmas are identified: personal choice and decision-making within uncertain moral norms as a behaviour regulating tool; moral choice within competitive moral norms; the dilemma ofalter altruism.

Conditions and factors of solving moral dilemmas in adolescents are identified and described: the social psychological conditions (culture, socioeconomic status, family, school); individual features (moral values, moral feelings and emotions, e.g. guilt, sympathy, empathy and distress, presence of socio-cognitive conflicts in past experiences, the proximity to the victim and identifying oneself as a victim, age, sex); level of cognitive development and attribute processes (regarding prosocial behaviour of other people as «good» and identifying oneself as «good»; being aware of altruistic motives of one’s behaviour and the nature of one’s behaviour as showing care for welfare of others; adequately assessing the needs of another person for further assistance and identifying its objective necessity); situational factors and structural and content limitations of the moral dilemmas (according to the degree of involvement, either personal or social, according to the extent of meeting social expectations, i.e. antisocial, prosocial dilemmas and social pressures).

Received: 11/29/2014

Accepted: 12/08/2014

Pages: 42-51

DOI: 10.11621/npj.2014.0405

Keywords: moral development; moral dilemma; prosocial behaviour and thinking; altruism;

By: Molchanov S.V.;

Available Online: 12/31/2014

Voiskunsky A. E. (2010). Iinformation security: psychological aspects.National Psychological Journal,1(3), 48-53

The problems of information security in the area of new technologies are considered. Central to the range of issues under consideration are psychological problems. It is stated that a number of children and adolescents can not use transfer to the virtual environment rules of moral behavior they are familiar with; this is the reason of large influx of newcomers violators of rules of behavior to the networking community. The necessity of developing a special training course designed to help such children and adolescents, as well as the widespread education of the younger generation in the sphere of the basics of cyberethics. The usefulness of this training course is illustrated by the results of a study conducted in the cyber environment: preferred direction of hacker community are demonstrated.

Pages: 48-53

Keywords: information security; computer security; psychology; moral development; ethics; hackers; flow experience;

By: Voiskounsky A.E.;

Feldshtein D. I. (2010). A changing child in a changing world: psychological and educational problems of the new school.National Psychological Journal, 2(4), 6-11

Main socio"cultural changes in modern society are outlined. Their influence on personality development of children and adolescents is revealed. The features of contemporary children due to evolutionary morphological transformations of human are discussed. The problems that comes from these processes to the psychological and pedagogical theory and practice, especially in the modern school, are described.

Pages: 6-11

Keywords: cultural-historical environment; the relationship of social change and features of child development; psychophysiological features of the modern child; informal groups of children; cognitive development; ">; emotional development; moral development; pathology of development; age limit of childhood; deviant behavior in children and adolescent; Internet;

By: Feldshtein, David I.;

Aguzumtsyan R. V., Khachatryan N.G. (2012). The study of spirituality phenomenon in the context of religious knowledge and psychological science. National Psychological Journal, 1(7), 74-80

The ideas about spirituality, which have developed in different philosophic theories as well as various religious faiths of Christianity, Buddhism, Judaism, etc. are considered. A comparative analysis of religious traditions concerning spiritual quest and aspirations of a human being is given. The similarity of the religious understanding of man’s spiritual growth and psychological characteristics of a holistic, psychologically mature and healthy personality existing in the different theories of personality.

Pages: 74-80

Keywords: spirituality; spiritual growth; spiritual development; moral development; “I-concept”; human development; religious ideas; religious faiths; Christianity; Judaism; Sufism; religious philosophy; psychology of personality;

By: Aguzumtsyan, Ruben V.; Khachatryan, Narine G.;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2017

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

моральное развитие

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Коваль Н.В. К вопросу о необходимости определения понятия «жестокое обращение с ребенком». // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 16-25.

В статье освещаются актуальные вопросы, посвященные сложному и многоаспектному социально-правовому явлению «жестокое обращение с ребенком». Показаны особенности определения данного понятия в семейном законодательстве и соответствующих разъяснениях Верховного Суда, применительно к ст.69 Семейного кодекса РФ. Применительно к уголовно-правовой защите детей, определено, что зачастую ошибочная и преднамеренно неправильная квалификация действий лиц, виновных в совершении жестокого обращения с детьми, которая возникает в практике органов предварительного следствия и дознания, связана с несовершенством уголовного законодательства, в том числе и с отсутствием понятия «жестокое обращение с ребенком», которое используется в качестве обязательного признака в ст. 156 Уголовного кодекса РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию детей). Указанный пробел уголовного закона и кадровая некомпетентность позволяют виновным избежать ответственности, поскольку зачастую в отношении них выносят постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по делу на различных основаниях. Доказывается необходимость законодательного определения понятия «жестокое обращение с детьми», что аргументируется: анализом имеющейся дискуссии ученых в доктрине уголовного права, о дефиниции «жестокого обращения с ребенком» в ст.156 УК РФ; освещением статистических параметров, подтверждающих высокий уровень латентности этой категории преступлений, а потому сложности с их выявлением и квалификацией; обобщением судебной практики, которая также не имеет единообразного подхода к решению освещаемой проблемы, но позволила выделить основные формы проявления «жестокого обращения с ребенком», в результате которые возникают специфические последствия, деформирующие личность ребенка. Сделан вывод, что в целях уголовно-правовой защиты прав ребенка и правильного практического подхода, понятие «жестокое обращение с несовершеннолетним» должно быть законодательно определено, поскольку категоризация рассматриваемого института как «оценочного», сопряжена с риском чрезмерно широкого или же, напротив, чрезмерно узкого его толкования, которое может повлечь злоупотребления в правоприменительной практике, а также оставить виновных безнаказанными, а детей беззащитными.

Поступила: 23.01.2015
Принята к публикации: 02.02.2015
Страницы: 16-25
DOI: 10.11621/npj.2015.0103
Ключевые слова: ребенок; семья; насилие; жестокое обращение; воспитание; физическое и психическое здоровье; моральное развитие;
Автор(ы): Коваль Наталья В. ;

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 42-51.

Моральный выбор подростка определяется особенностями взаимодействия когнитивных и эмоционально-личностных факторов, определяющих ориентацию на принцип справедливости, либо на принцип заботы, осуществляемый в определенных социально-психологических и ситуативных условиях. Рассмотрены особенности решения моральных дилемм в концепции морального развития Л. Кольберга, теории просоциального поведения Н. Айзенберг. Выделены следующие типы дилемм морального выбора в ситуации неопределенности: ситуация личностного выбора и принятия решения в условиях неопределенности моральной нормы как регулятора поведения, моральный выбор в ситуации конкуренции моральных норм, дилемма альтер-альтруизма. 

Определены и описаны условия и факторы решения подростком моральных дилемм: социально-психологические условия (культура, социоэкономический статус, семья, школа), личностные особенности (моральные ценности, моральные чувства и переживания – чувство вины, симпатия, эмпатия и дистресс, наличие социо-когнитивных конфликтов в прошлом опыте, близость к жертве и переживаемая личностная идентификация с ней, возраст, пол), уровень когнитивного развития и атрибутивные процессы (восприятие субъектом просоциального поведения других людей как «хорошего», а самого себя как «доброго», осознание альтруистических мотивов своего поведения и сущности своего поведения как поведения заботы ради пользы и блага других, адекватная оценка потребности другого человека в оказании помощи и ее объективной необходимости), ситуативные факторы и структурно-содержательные особенности самих моральных дилемм (по степени вовлеченности – личностные и социальные, по степени соответствия социальным ожиданиям – антисоциальные, просоциальные и дилеммы социального давления).

Поступила: 29.11.2014
Принята к публикации: 08.12.2014
Страницы: 42-51
DOI: 10.11621/npj.2014.0405
Ключевые слова: моральное развитие; моральная дилемма; просоциальное поведение и мышление; альтруизм;
Автор(ы): Молчанов С. В.;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Войскунский А. Е. Информационная безопасность: психологические аспекты // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.48-53.

Рассматривается проблематика информационной безопасности в сфере новых технологий. Выдвигается положение о том, что целому ряду детей и подростков не удается перенести в виртуальную среду знакомые им нормы морального поведения, чем отчасти объясняется широкий приток новичков в сетевые сообщества нарушителей норм поведения. Аргументируется необходимость разработки специального обучающего курса, призванного помочь таким детям и подросткам, а также организации повсеместного обучения подрастающего поколения основам кибер-этики. Значение такого обучающего курса иллюстрируется результатами исследования, проведенного в хакерской среде: демонстрируются предпочтительные направления развития хакерского сообщества.

Страницы: 48-53
Ключевые слова: информационная безопасность; компьютерная безопасность; психология; моральное развитие; этика; хакеры; опыт потока;
Автор(ы): Войскунский А. Е.;

Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.

Обрисованы основные социокультурные изменения, происходящие сегодня в обществе. Раскрывается их влияние на личностное развитие детей и подростков. Выделены особенности современных детей, обусловленные эволюционными морфологическими преобразованиями человека. Сформулированы задачи, которые ставят вышеперечисленные процессы перед психологической и педагогической наукой и практикой, особенно перед современной школой.

Страницы: 6-11
Ключевые слова: культурно-историческая среда; взаимосвязь общественных изменений и особенностей развития детей; психофизиологические особенности современного ребенка; неформальные объединения детей; умственное развитие; ">; эмоциональное развитие; моральное развитие; патологии развития; возрастные границы детства; девиантное поведение детей и подростков; Интернет;
Автор(ы): Фельдштейн Д. И. ;

Агузумцян Р. В., Хачатрян Н. Г. Изучение феномена духовности в контексте религиозного знания и психологической науки // Национальный психологический журнал-2012.-№ 1(7)-с.74-80.

Рассмотрены представления о духовности, которые сложились в рамках разных философских течений, а также в различных религиозных конфессиях: христианстве, буддизме, иудаизме и др. Дан сравнительный анализ отдельных религиозных традиций относительно духовных исканий и стремлений человека Показано сходство религиозного понимания процесса духовного роста человека и психологических характеристик целостной, психологически зрелой и здоровой личности, сложившихся в разных теориях личности.

Страницы: 74-80
Ключевые слова: духовность; духовный рост; духовное развитие; моральное развитие; «Я-концепция»; развитие личности; религиозные представления; религиозные конфессии; христианство; иудаизм; суфизм; религиозная философия; психология личности;
Автор(ы): Агузумцян Р. В.; Хачатрян Н. Г.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер