ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

самооценка

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Марчук Н.Ю. Половозрастные особенности образа «я» пенсионера. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 116-123.

В настоящее время, когда Минфин РФ прорабатывает вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста, различными специалистами активно обсуждаются все достоинства и недостатки такого преобразования. Вопрос об определении особенностей трудовых ресурсов пожилых людей, их участии в жизни общества сложен и многогранен. Активность и деятельные возможности пенсионеров, их готовность реализовать себя в обществе существенно различаются в зависимости от состояния здоровья, психологического самочувствия человека, его отношения к самому себе.

В качестве центрального компонента самосознания и саморегуляции пенсионера в данной статье рассматривается образ «Я» как обобщенная совокупность представлений о собственных физических, психологических и социальных особенностях. Результаты представленного в статье исследования раскрывают пенсионный возраст как период онтогенеза человека, в течение которого его образ «Я» претерпевает многочисленные изменения. На основании теоретического анализа и результатов эмпирического исследования, предложена периодизация развития личности в этом возрасте: раннепенсионный, среднепенсионный, позднепенсионный период. Каждый из периодов описан через возрастные особенности самосознания и образа «Я». Показан кризисный характер развития образа «Я» у людей пенсионного возраста, выделены нормативные возрастные кризисы данного периода: кризис выхода на пенсию, кризис состоятельности, кризис целостности. А также выделены гендерные особенности образа «Я» пенсионеров.

Исследование проводилось на выборке из 120 неработающих пенсионеров Екатеринбурга и Свердловской области. Были использованы следующие методики: «Кто я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой (на предмет содержания образа «Я»), тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (для анализа самоотношения пенсионеров), методика личностного дифференциала (на предмет самооценки своей привлекательности, силы и активности).

Поступила: 19.05.2016
Принята к публикации: 05.05.2017
Страницы: 116-123
DOI: 10.11621/npj.2017.0213
Ключевые слова: Я-концепция; самосознание; кризис развития; самоотношение; самооценка; пенсионный возраст; генеративность; мудрость; состоятельность;
Автор(ы): Марчук Н.Ю.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35.

В статье освещены различные подходы к определению понятия «успех» и дана классификация видов успеха, основанная на работах социальных психологов и социологов.

Рассмотрены результаты пилотажного исследования представлений об успехе современных подростков. Выделены семантические универсалии, описывающие понятие «успех», и представлены наиболее значимые для подростков характеристики успеха. Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало, что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей». Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация». Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» и как «чувство заслуженного счастья». Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки.

Важной частью исследования является анализ примеров успешных людей, значимых для подростков: ими чаще всего становятся представители шоу-бизнеса, современные бизнесмены (например, Билл Гейтс) или члены семьи и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта редко становятся для подростков источниками примеров успеха.

В ходе исследования удалось установить связь представлений подростков об успехе с переживанием осмысленности своей жизни. Подростки, оценивающие свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять собственной жизнью, расценивают себя как малоуспешных людей и сам успех воспринимают как изменчивый и редкий. Образ успеха у подростков с высоким уровнем осмысленности жизни позитивнее и ярче: они не считают его таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.

Поступила: 18.11.2013
Принята к публикации: 30.11.2013
Страницы: 31-35
DOI: 10.11621/npj.2013.0404
Ключевые слова: успех; виды успеха; семантический дифференциал; самооценка; старший подростковый возраст;
Автор(ы): Бухаленкова Дарья А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер