ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35.

Автор(ы): Бухаленкова Дарья Алексеевна

Аннотация

В статье освещены различные подходы к определению понятия «успех» и дана классификация видов успеха, основанная на работах социальных психологов и социологов.

Рассмотрены результаты пилотажного исследования представлений об успехе современных подростков. Выделены семантические универсалии, описывающие понятие «успех», и представлены наиболее значимые для подростков характеристики успеха. Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показало, что, по мнению подростков, понятию «успех» больше всего соответствует характеристика «достижение поставленных целей». Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализация». Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радости от проделанной работы» и как «чувство заслуженного счастья». Интересно отметить, что такая категория как «популярность в обществе» оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выборки.

Важной частью исследования является анализ примеров успешных людей, значимых для подростков: ими чаще всего становятся представители шоу-бизнеса, современные бизнесмены (например, Билл Гейтс) или члены семьи и знакомые подростков. Сфера политики менее популярна, а сферы науки, искусства и спорта редко становятся для подростков источниками примеров успеха.

В ходе исследования удалось установить связь представлений подростков об успехе с переживанием осмысленности своей жизни. Подростки, оценивающие свою прошлую, настоящую и будущую жизнь как недостаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять собственной жизнью, расценивают себя как малоуспешных людей и сам успех воспринимают как изменчивый и редкий. Образ успеха у подростков с высоким уровнем осмысленности жизни позитивнее и ярче: они не считают его таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.

Страницы: 31-35

Поступила: 18.11.2013

Принята к публикации: 30.11.2013

DOI Number: 10.11621/npj.2013.0404

Разделы журнала: Методология социальной психологии

Ключевые слова: успех; виды успеха; семантический дифференциал; самооценка; старший подростковый возраст

PDF: /pdf/npj_no12_2013/npj_no12_2013_31-35.pdf

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Изменение социально-экономических условий в России, произошедшие в конце XX века, ши­рокое распространение компьютерных технологий повлекло за собой измене­ния во взглядах, ценностях и представ­лениях о мире у сегодняшних россиян. Наиболее ярко эти изменения проявля­ются во взглядах современных подрост­ков (Feldstein, 2011.).

В наше время очень актуальным и зна­чимым стало стремление к успеху. Сов­ременного человека обычно представ­ляют как стремящегося к завоеванию определенного статуса, положения, престижа, к достижению высоких результатов во всех сферах своей жизни. Представления об успехе во многом определяют систему цен­ностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притя­заний и картину мира (Karabanova, 2010.). В подростковом возрасте происходит ак­тивное развитие и становление лично­сти (Л.Ф. Обухова, М. Кле, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Л.И. Божович). Представление о собственной успешности, отношение к своим достижениям являются очень важными для формирования суждения подростка о себе, его самооценки и его психологического благополучия в целом (Божович, 1997; Лисина, 1997).

В психологии проблема успеха еще не достаточно разработана. Исследова­ния в основном посвящены изучению различных факторов успешности: мо­тивации достижения/избегания успеха и критериев оценки успеха в деятельнос­ти (К. Левин, Д.С. МакКлелланд, Х. Хекхаузен, ТО. Гордеева, Н.И. Лапин, В.С. Соб- кин), успеха как ценности (М. Рокич, С. Шварц, Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая), личностные особенности успешных профессионалов (А.Н. Журавлев. Т.В. Корнилова). Важно отметить, что само определение успеха многими исследова­телями не рассматривается.

В то же время, различные отечествен­ные исследователи предлагают близкие по смыслу классификации видов успе­ха (Ефремова, Лабунская, 1999; Тульчинский, 1990):

  1. «успех-популярность» - форма обще­ственного признания способностей, талантов, одаренности личности, ха­рактерная для конкурентного рыноч­ного общества;

  2. «успех как признание авторитетными значимыми другими» - форма при­знания положительных результатов в существенных для личности сферах важными для личности окружающими людьми;

  3. «успех как преодоление и самоопре­деление» - форма разрешения жиз­ненных проблем и противоречий, борьба на пути к реализации и само­реализации;

  4. «успех-призвание» - форма получе­ния удовлетворения от самого про­цесса достижения результатов.

На основе данной классификации мы разработали методику, направлен­ную на изучение представлений об успе­хе. Единственным дополнением к этой классификации было словарное опреде­ление успеха как достижения поставлен­ных целей (Даль, 1882).

В своей работе мы преследовали сле­дующие цели:

  1. исследовать представления подрост­ков об успехе;

  2. установить связь представлений под­ростков об успехе и степени осмы­сленности их жизни.

В исследовании приняли участие 94 человека (59 девушек и 35 юношей) старшего подросткового возраста (от 15 до 17 лет), ученики 10-11 классов мо­сковской гимназии.

Для реализации поставленных в ис­следовании целей были использованы следующие методики:

  1. методика семантического дифференци­ала Ч. Осгуда в модификации ВА Пет­ренко (Петренко, 1983);.

  2. разработанный нами опросник «Опре­деление успеха», направленный на прямое исследование представлений об успехе: на основе описанной выше классификации видов успеха и словар­ного определения слова мы составили методику, в которой просили испытуемых оценить по 5-бальной шкале при­веденные определения успеха;

  3. тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А Леонтьева (Леонтьев, 2000);

  4. опрос подростков по следующим во­просам: «Приведите 5 примеров успеш­ных людей», «По-возможности объя­сните, почему выбрали именно их?».

Использование разработанной нами методики «Определение успеха» показа­ло (см. табл. 1), что, по мнению подрост­ков, понятию «успех» больше всего соот­ветствует характеристика «достижение поставленных целей» (3.68), что согласу­ется со словарным определением этого понятия. Одной из наиболее значимых характеристик оказалась «самореализа­ция» (3.4), что хорошо объясняется за­дачами и особенностями их возраста. Подростки также определяют успех, как переживание «удовлетворения и радо­сти от проделанной работы» (3.28) и как «чувство заслуженного счастья» (3.29). Интересно отметить, что такая кате­гория как «популярность в обществе» (2.45) оказалась наименее значимой при определении успеха для данной выбор­ки. Однако не все подростки придержи­ваются такого мнения (ст. откл.= 1.18), для некоторых популярность является значимым критерием успешности.


 

Характеристики

Среднее значение

Ст. отклонение

1.

Везение, удача

2,84

0,94

2.

Популярность в обществе, известность

2,45- min

1,18

3.

Признание авторитетными, значимыми для тебя людьми

2,96

0,98

4.

Самореализация

3,40

0,81

5.

Достижение поставленных целей

3,68 - max

0,66

6.

Удовлетворение от процесса выполнения работы

2,89

1,09

7.

Удовлетворение от результата проделанной работы

3,28

1,03

8.

Чувство заслуженного счастья, радости

3,29

1,03

9.

Преодоление препятствий

3,17

0,9


Таблица 1. Результаты методики «Определение успеха».

Наиболее интересные данные были получены нами в результате анализа примеров успешных людей. Подростки привели 1114 примеров.

Для анализа полученных данных мы выделили некоторые критерии:

  1. Первый критерий - «настоящее- прошлое»: принадлежит ли указанный человек и его творения современной эпохе или прошлым векам. Подрост­ки чаще приводили примеры совре­менных успешных людей (78%), исто­рические личности составили лишь 21%. В качестве примеров успешных в прошлом людей подростки указы­вали в основном политиков (напри­мер, Александр Македонский), ученых (А. Эйнштейн) а также писателей и по­этов (А.С. Пушкин).

  2. Второй критерий - «реальный-выдуманный». Использованная нами ме­тодика предполагала, что испытуемые будут указывать реальных людей, но многие из них при этом испытывали затруднения, поэтому им было разре­шено указывать вымышленных персонажей. Тем не менее, подростки в основном указывали реальных людей (94%), нам встретилось всего 15 выду­манных персонажей.

  3. Третьим критерием выступил гендер: подростки чаще приводили примеры успешных мужчин (78%), чем женщин (22%).

Также мы разделили описанных под­ростками людей на группы, соотнося­щиеся с разными сферами обществен­ной деятельности:

  1. К сфере политики мы отнесли 16% примеров успешных людей. Наибо­лее часто встречающимся примером оказался наш нынешний президент – В.В. Путин. Реже встречались при­меры успешных политиков прошлого (А. Македонский, М. Тетчер).

  2. К сфере науки можно отнести всего 4% примеров. Сюда вошли в основном ученые-естествоиспытатели прошло­го (Эйнштейн, Ньютон и др.), также в данную группу мы отнесли Леонар­до да Винчи.

  3. Отдельно мы выделили сферу бизнеса (20,5%). В данную группу мы помести­ли основателей выдающихся компью­терных империй – Билла Гейтса, Сти­ва Джобса и других разработчиков компьютерных программ (среди них наиболее часто упоминался М. Цукерберг). Надо отдельно отметить попав­ших в данную группу миллионеров Абрамовича и Рокфеллера, которые достаточно часто упоминались испы­туемыми с учетом скромного размера выборки.

  4. В группу «шоу-бизнес», составившую 21,5% всех примеров, мы поместили всех современных деятелей музыки, кино и телевидения. Большую их часть составляют актеры и актрисы, причем, одинаково часто встречались как муж­чины, так и женщины. Среди музыкан­тов подростки выбирали в основном зарубежных рок-гитаристов.

  5. Упомянутых писателей, поэтов и ху­дожников мы объединили в группу «искусство». На нее пришлось 8%. На­иболее часто испытуемые указывали А.С. Пушкина.

  6. В отдельную группу мы выделили спортсменов, их число оказалось не­большим: всего 13 человек, что соста­вило 5% всех примеров.

  7. В одну из наиболее многочисленных групп вошли родители подростков и другие члены их семей или знако­мые (22%).

Размер и соотношение выделенных категорий хорошо видно на диаграмме 1.


Диаграмма 1. Размер и соотношение выделенных категорий успешных людей.

Диаграмма показывает, что наиболь­шее количество примеров успешных людей относится к трем категориям: бизнес, шоу-бизнес и знакомые подростков. Сфера политики менее попу­лярна, а сферы науки, искусства и спор­та еще реже становятся для подростков источниками примеров успеха.

Интересно отметить, что большинст­во респондентов, описывая достижения успешных людей, подчеркивали, что им пришлось преодолеть множество труд­ностей и они всего добились сами – именно это вызывало уважение и восхи­щение подростков. Также многие из них указывали, что успешным людям при­шлось много работать, чтобы добить­ся реализации своих заветных желаний. Данные объяснения дополняют образ успеха современных подростков: успех связан не с удачей, а с преодолением трудностей и тяжелым трудом, предше­ствовавшем его достижению.

Описанные выше результаты свиде­тельствуют, что представления подрост­ков об успехе формируются в основном на основе СМИ и Интернета, где пока­зывается и рассказывается об успешных предпринимателях, шоуменах и полити­ках, которые и становятся для современ­ных подростков основными примерами успешных людей (Например, «ТВ-герой» (Лисина, 1997). Причем, именно Интер­нет, заполненный рекламными видеоро­ликами, становится все более значимым фактором, формирующим у молодого поколения новое видение мира (Дон­цов, 2013). Однако большую роль также играет семья и окружение подростков – многие называют в качестве приме­ров успешных людей своих родителей, бабушек и дедушек или успешных зна­комых семьи, изредка одноклассников и друзей. Значительно реже ребята рассказывают о любимых спортсменах или деятелях науки и искусства. Можно предположить, что, если бы в школьной программе больше внимания уделялось не только достижениям, но и биографи­ям ученых, писателей, поэтов и худож­ников, то подростки чаще обращались бы к таким примерам.

Результаты использования методики семантического дифференциала по мето­ду Е.Ю. Артемьевой (Артемьева, 1999.) по­казали, что подростки ассоциируют поня­тие успеха с такими прилагательными как: страстный (-1,28), светлый (-1,30), гром­кий (1,48), движущийся (-1,48), веселый (-1,73), поощряемый (-1,47), красивый (-1,66), осознанный (-1,59), но, при этом, успех для них также сложный (-1,70) и тя­желый (-1,67).

Результаты методики СЖО имели зна­чимые различия, что позволило нам на основе кластерного анализа разделить выборку на две группы. В первую груп­пу вошли 43 подростка с низким уров­нем осмысленности жизни, имеющие мало устремлений и целей, воспринима­ющие свою жизнью как не достаточно интересную и осмысленную. Во вторую группу – 50 подростков со средним и относительно высоким уровнем осмыслен­ности, т.е. это ребята, удовлетворенные своей жизнью, считающие, что уже до­статочно многого добились в прошлом и также многого рассчитывают достичь в будущем, чувствующие себя способны­ми построить свою жизнь по своему ус­мотрению и в соответствии с собствен­ными убеждениями.

В результате анализа отличий двух выделенных групп выявились статисти­чески значимые различия (p<0.05) в их представлениях об успехе.


Шкалы СД

1 гр.

2 гр.

Уровень значимости

Шкала 1(чистый - грязный)

-0,79

-1,50

0,026

Шкала 6 (пассивный - активный)

1,79

2,18

0,075

Шкала 8 ( плавный - порывистый)

-0,07

0,64

0,045

Шкала 9 (редкий - частый)

-0,70

0,42

0,003

Шкала 12 (единичный - повторяющийся)

0,07

0,92

0,034

Шкала 13 (устойчивый - изменчивый)

0,30

-0,68

0,028

Шкала 26 (веселый - грустный)

-1,44

-1,98

0,037

Шкала 30 (красивый - безобразный)

-1,37

-1,90

0,052

Шкала 33 (осознанный - неосознанный)

-1,21

-1,92

0,053

Шкала 34 (неограниченный - ограниченный)

-0,14

-0,98

0,039


Таблица 2. Сравнение выделенных групп по методике СД.

Из таблицы 2 мы видим, что подрост­ки с низким уровнем осмысленности жизни представляют себе успех как ме­нее чистый, менее активный, более плав­ный, значительно более редкий, единичный и изменчивый, а также менее веселый, красивый и неограниченный.

Образ успеха у подростков с более высоким уровнем удовлетворенности и осмысленности жизни позитивнее: для них успех чище, активнее, веселее и красивее; к тому же он порывистый, а не плавный; частый, а не редкий; устой­чивый, а не изменчивый; повторяющий­ся и более неограниченный.

Таким образом, исследование показало, что подростки, оценивающие свою прош­лую, настоящую и будущую жизнь как не­достаточно осмысленную и свободную, не чувствующие в себе сил управлять сво­ей жизнью, воспринимают себя как ма­лоуспешных людей, у них относительно низкая самооценка. Они не чувствуют, что могут реализовать свои способности и же­лания в жизни, поэтому сам успех они вос­принимают как более изменчивый, редкий, не такой чистый и красивый.

Подростки, воспринимающие свою жизнь как интересную, наполненную целями и смыслами, оценивают свои успехи в прошлом и настоящем более высоко, ставят перед собой большее число целей, больше стремятся к успеху, веря в себя, свои силы, чувствуя поддер­жку и признание окружающих. Поэто­му, их образ успеха позитивнее и ярче, они считают его не таким редким и изменчивым явлением, видимо потому, что уже не раз переживали успех в разных сферах своей жизни.

Заключение

Таким образом, в результате прове­денного исследования мы смогли вы­явить некоторые аспекты представле­ния современных подростков об успехе. Нами выделены наиболее значимые характеристики успеха и семантические универсалии, относящиеся к понятию «успех», а также проанализированы при­меры успешных людей, дополняющие образ успеха. Помимо этого, мы показа­ли связь представлений об успехе с ощу­щением осмысленности жизни.

Данное исследование позволяет нем­ного дополнить картину психологиче­ских знаний о современных подростках, их представлениях об успехе, оно обраща­ет внимание на проблему формирования их ценностей и представлений о мире.

Литература:

Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева ; под ред. И.Б. Ханиной. – Москва : Наука ; Смысл, 1999.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Москва ; Воронеж, 1997.

Вартанова И.И. Мотивация и временная перспектива старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 2(10).

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения : учеб. пособие / Т.О. Гордеева. - Москва, 2006.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. / В.И. Даль. - Москва: Дрофа: Русский яз. Медиа, 2011.

Донцов А.И. Визуальное воздействие интернет-рекламы на молодежную субкультуру / А.И. Донцов, А.В. Дроздова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 2(10).

Ефремова О.И., Лабунская В.А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под ред. В.А. Лабунской. - Москва, 1999.

Кордубан И.Л. Психологическая характеристика феноменов «успех» и «успешность» / И.Л. Кордубан, Л.А. Лазаренко // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - № 5.

Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 3(15). - С. 84-89.

Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2000.

Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина ; под ред. А.Г. Рузской. - Москва ; Воронеж, 1997.

Матвеева Л.В. Дети и СМИ: проблемы взаимодействия / Л.В. Матвеева // Национальный психологический журнал - 2006. - № 1(1).

Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех: о философии поступка / Г.А. Тульчинский. - Ленинград, 1990.

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В.Ф. Петренко. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 1983.

Подольский А.И. Психоэмоциональное благополучие современных подростков / А.И. Подольский, О.А. Идобаева // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1(2).

Рикель А.М. Некоторые аспекты социально-психологической проблематики успеха / А.М. Рикель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2012. - № 1.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. - Санкт-Петербург, 2001.

Karabanova O.A. Social Situation of Child’s Development - the Key Concept in Modern Developmental Psychology // Psychology in Russia: State of the Art. - 2010. - Vol. 3.

Feldstein D.I. A Changing Child in Changing World: Psychological and Educational Problems of the New School // Psychology in Russia: State of Art. - 2011. - Vol. 4.

Lortie-Lusseier M. Determinants of objective and subjective success of men and women // Int. Rev. of Administrative Sciences. - 2005. - Vol. 71. - N 4.

Для цитирования статьи:

Бухаленкова Д.А. Представления современных подростков об успехе. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 31-35.

Bukhalenkova D.A. (2013). Representations of success in today’s adolescents. National psychological journal. 4 (12), 31-35.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер