ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Национальный психологический журнал

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences / Институт психологии Российской академии наук

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Медынцев А.А., Сабадош П.А., Коган А.А., Москвина В.Д., Немирова С.А., Каютина Д.В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Национальный психологический журнал. 2020. № 1 (37). С. 66–77.

Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.

Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.

Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.

Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.

Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.

Поступила: 09.09.2019

Принята к публикации: 16.01.2020

Страницы: 66-77

DOI: 10.11621/npj.2020.0107

Ключевые слова: инсайт; анаграмма; внимание; предвосхищающее внимание; креативность; творчество

Авторам: Медынцев Алексей Алексеевич; Сабадош П. А. ; Коган Алена Андреевна; Москвина Виктория Дмитриевна; Немирова Светлана Андреевна ; Каютина Диана Владимировна

Доступно в on-line версии с 31.03.2020

Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 23-36.

В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Проблема психологического здоровья рассматривается в контексте ситуации антропологического кризиса, который затрагивает общественный организм и влечет за собой сокращение синергийности социальной жизни. На уровне конкретных проявлений он связан с поражением духовно- нравственной сферы человека, искажением личностного способа бытия и межличностных отношений, что приводит к общему снижению жизнеспособности. Растет число людей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как «психически здоров, но личностно болен». Вторичные проявления таких состояний – депрессия, агрессия, зависимое поведение. Однако их сущностные характеристики не улавливаются посредством сложившихся социально- психологических, психолого-педагогических или медико-психологических представлений и не укладываются в рамки типовых описаний психоэмоциональных и/ или поведенческих расстройств. Автор придерживается гипотезы, что упомянутые состояния имеют специфические духовно-психологические предпосылки и проявления, которые заслуживают научного анализа и философского осмысления. 

Лейтмотивом статьи является проблема психологического здоровья в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья. Представлены основные подходы к проблеме психологического здоровья. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале. Педагогическая деятельность описана как антропопрактика, ориентированная на обретение ребенком всей возможной полноты своего существования как человека. В таком виде она максимально благоприятствует сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся.

Поступила: 25.02.2015

Принята к публикации: 17.04.2015

Страницы: 23-36

DOI: 10.11621/npj.2015.0403

Ключевые слова: психологическое здоровье; психологическая антропология; субъективная реальность; традиционализм; постмодернизм; антропопрактика

Авторам: Шувалов А.В.

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Жукова Е.В., Нестик Т.А. Психологические типы управленческого видения будущего. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.66-73.

Статья посвящена анализу содержательных и формально-динамических характеристик управленческого видения, их связи с личностными особенностями руководителя, а также описанию типов управленческого видения руководителей, выявленных в ходе эмпирического исследования российских менеджеров среднего и высшего звена.

Под управленческим видением в статье понимается отношение руководителя к будущему организации, которое включает в себя антиципирующий образ ее грядущего состояния и готовность доводить его до сотрудников. Эмпирическое исследование опирается на разработанную нами концептуальную схему изучения управленческого видения в организации как социально-психологического феномена, в которой мы выделили его характеристики и факторы-детерминанты. Согласно концептуальной схеме исследования, под характеристиками управленческого видения мы подразумеваем его содержательные (структура видения) и формально-динамические характеристики.

В статье рассмотрены психологические типы управленческого видения: ориентированные на бизнес-стратегию, ориентированные на внешнее окружение, ориентированные на опыт, ориентированные на персонал, ориентированные на формирование командного видения. При их описании и анализе учитывалось несколько параметров в качестве основания типологии: показатели значимости компонентов содержания видения, его формально-динамические характеристики (отчетливость видения, видение собственной роли руководителем в будущем организации, оптимизм в отношении образа будущего, создание командного видения и протяженность проспективы), особенности отношения руководителей ко времени (характер временной ориентации), ценностные ориентации руководителей, уровень внутриорганизационного доверия.

Поступила: 18.01.2014

Принята к публикации: 06.02.2014

Страницы: 66-73

DOI: 10.11621/npj.2014.0308

Ключевые слова: управленческое видение будущего; концептуальная схема изучения управленческого видения; типы управленческого видения; временная перспектива; ценностные ориентации (ЦО)

Авторам: Жукова Елена Владимировна ; Нестик Тимофей Александрович

Шувалов А.В. Методологические аспекты психологического человекознания. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.16-26.

Важной особенностью современного этапа развития системы гуманитарного знания является введение психологии в духовный контекст. Возрастает интерес научного сообщества к таким духовно-психологическим реалиям как субъектность, индивидуальность, личность, «духовное я», сознание, совесть, нравственность человека. Эти понятия объединяет то, что они не вмещаются в объективно ориентированные направления психологии, изучающие общие свойства и закономерности функционирования психики. Чтобы рассматривать их по существу, нужно дифференцировать разные по типу научности и по способу получения системы психологического знания.

В статье приведен историко-методологический обзор работ по проблеме человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания: теоцентрическая, социоцентрическая и персоноцентрическая. За каждой из них стоят определенные философско- мировоззренческие концепции, определяющие первооснову человеческого в человеке, которые были продуктивно восприняты психологией и позволили развернуть соответствующие направления исследований.

Соотнесение социоцентрического и персоноцентрического научных подходов позволило поднять вопрос о неисчерпанности теоцентрической методологии в отношении проблемы человека в психологии. Психологическая антропология представляет собой реализацию теоцентрической методологической установки на современном этапе развития рационального психологического знания.

Психологическая антропология сложилась как новая методологическая платформа, наделенная значительным эвристическим потенциалом. Содержание психологической антропологии представляет собой описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в онтогенезе. В статье определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Обоснована новая интерпретация принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности, выделены нормативные образы, предельные качества и запредельная форма бытия человека.

Поступила: 22.08.2014

Принята к публикации: 25.10.2014

Страницы: 16-26

DOI: 10.11621/npj.2014.0302

Ключевые слова: методология; человеческая сущность; личность; индивидуальность; психологическая антропология; субъективная реальность; принцип развития

Авторам: Шувалов А.В.

Жукова Е.В.,Нестик Т.А. Взаимовлияние управленческого видения и индивидуально-личностных особенностей руководителя // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.52-60.

Статья посвящена определению места управленческого видения среди смежных понятий и анализу взаимовлияния характеристик управленческого видения руководителей и индивидуально-личностных особенностей их отношения к времени.

В работе рассмотрены два подхода к исследованию видения: исследование видения как одного из факторов, определяющих успешное функционирование и развитие организации; собственно психологический подход, ориентированный на изучение влияния личностных особенностей руководителя на его управленческое видение.

Управленческое видение рассмотрено как самостоятельное понятие среди смежных понятий: антиципации, целеполагания, планирования, прогнозирования и индивидуальной управленческой концепции. На основе обзора психологической литературы сформировано решение теоретической проблемы соотношения и разграничения терминов, близких к управленческому видению: управленческое видение, будучи компонентом управленческой концепции, представляет собой одну из форм антиципации и является результатом процессов целеполагания, прогнозирования и планирования.

Эмпирически изучены характеристики управленческого видения руководителей. Характеристики управленческого видения руководителей связаны с индивидуально-личностными особенностями их отношения ко времени. Эмпирическое исследование подтвердило основную идею работы – связь важнейшей компетенции руководителя – управленческого видения и способности руководителя видеть будущее организации.

При ориентации личности руководителя на будущее его воображение чаще занято проработкой планов и отдаленных возможностей, у таких руководителей оказывается высоким уровень сформированности видения, оптимизм в отношении образа будущего и его отчетливость, они более легко могут представить себе свою роль в будущем организации. Долгосрочность управленческого видения связана с протяженностью временной перспективы личности. Чем выше ориентация руководителя на будущее, тем выше оптимизм в отношении образа будущего в управленческом видении. Отчетливость управленческого видения положительно связана с ориентацией руководителей на будущее.

Полученные эмпирические данные и закономерности взаимосвязи управленческого видения руководителей с особенностями их отношения ко времени позволят не только глубоко изучить этот социально-психологический феномен, но и смогут найти применение при разработке программ организационных изменений, методик диагностики, изучения и развития управленческого видения.

Поступила: 01.07.2013

Принята к публикации: 10.09.2013

Страницы: 52-60

DOI: 10.11621/npj.2013.0208

Ключевые слова: антиципация; образ будущего организации; управленческое видение; отношение к времени; временная перспектива руководителей

Авторам: Жукова Елена Владимировна ; Нестик Тимофей Александрович

Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.10-16.

В статье анализируются основные достижения и тенденции развития отечественной психологии мышления второй половины ХХ века, разрабатываемой с позиций деятельностного подхода. Этот подход реализуется в разных формах (первая – С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая – А.Н. Леонтьевым и его последователями). Обобщаются и сопоставляются результаты многолетних циклов теоретических и экспериментальных исследований и обосновывается продуктивность синтеза представлений о мышлении как процессе и как деятельности, полученных в указанных научных школах.

Базируясь на принципе единства сознания и деятельности, авторы указывают на необходимость исследования мышления в контексте различных видов деятельности и утверждают, что развитое мышление должно изучаться как особая, самостоятельная деятельность личности, имеющая многоуровневую психологическую детерминацию – целевую, мотивационно-эмоциональную, смысловую, рефлексивную. Подчеркивается возрастающая роль изучения субъекта мыслительной, и более широко, познавательной деятельности в контексте анализа психического развития (в истории, онтогенезе и актуалгенезе). Это предполагает выявление как общих, так и специфических закономерностей микро- и макрогенеза мышления.

Обосновывается принципиальная ограниченность активно развивающегося информационного подхода, разрабатываемого когнитивными науками, несводимость психологической реальности к моделям, заложенным в системы искусственного интеллекта. Утверждается, что основная особенность мышления как процесса – это его непрерывность, которая является концептуально генетической (недизъюнктивной, недихотомической) в отличие от раздельных циклов функционирования любой компьютерной программы: все стадии мыслительного процесса непрерывно вырастают одна из другой и потому, оставаясь объективно различными, они не отделены друг от друга, а определяются динамикой взаимопереходов интеллектуально-эмоциональных процессов и их продуктов, относимых к разным уровням осознанности и произвольности. Вместе с тем подчеркивается, что в современных условиях мыслительная деятельность, опосредствованная компьютерными технологиями и преобразованная ими, выступает новым значимым объектом психологического исследования – прогресс общества требует существенного прогресса в изучении мышления. Отмечая быстрое распространение естественно-научного редукционизма (физиологического, логико-математического, кибернетического, социологического), авторы призывают к переориентации исследований в области психологии мышления – в первую очередь, предлагая изучать творческие, неалгоритмические, неформализуемые его составляющие (то есть анализировать личностный аспект мышления, определяющий закономерности порождения и функционирования новых потребностей, мотивов, эмоций, оценок, смыслов, целей и способов мыслительной деятельности).

В статье доказывается существенное преимущество методологии деятельностного подхода, его эвристичность и перспективность для раскрытия собственно психологической специфики сложных форм человеческого мышления.

Поступила: 12.08.2014

Принята к публикации: 14.08.2014

Страницы: 10-16

DOI: 10.11621/npj.2013.0201

Ключевые слова: теория деятельности; структурирующая функция мотивов; эвристические функции эмоций; целеобразование; операциональные смыслы; смысловая теория мышления

Авторам: Тихомиров Олег Константинович (1933-2001) ; Брушлинский Андрей Владимирович (1933–2002)

Соснин В. А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов- смертников// Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — 52-55.

Обсуждаются социально-экономические, социо-культурные, социально-психологические, религиозно-этнические детерминанты современного терроризма. Представлены результаты исследований социальных психологов Института психологии РАН. Поиск новой позитивной личностной идентичности рассматривается как важный мотив поведения террористов-смертников.

Страницы: 52-55

Ключевые слова: социально-психологические исследования причин терроризма; профилактика терроризма; мотивация террористов-смертников; личностная идентичность; ваххабизм и традиционный ислам

Авторам: Соснин В.А

Костин А.Н. Автоматизация в пилотируемой космонавтике: проблемы и социально-психологические детерминанты// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.85-89.

Рассматриваются основные инженерно-психологические проблемы и тенденции процессов автоматизации в пилотируемой космонавтике. Продемонстрирована их детерминированность социально-психологическими установками, существующими в профессиональной среде разработчиков техники. Раскрывается содержание указанных проблем и установок.

Страницы: 85-89

Ключевые слова: космонавтика; автоматизация; психологические проблемы управления техникой; потенциальность техники; профессиональный опыт; менталитет; традиции; установки

Авторам: Костин Анатолий Николаевич

Дикая Л.Г. Вклад Института психологии Российской академии наук в развитие космической психологии// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.78-84.

Прослеживается история становления и развития исследований в рамках космической психологии в Российской академии наук. Рассказывается о сотрудничестве ее ученых с различными организациями, занимающимися космической психологией, с первых дней ее существования до настоящего времени.

Страницы: 78-84

Ключевые слова: экспериментальные исследования; Российская академия наук; космическая психология

Авторам: Дикая Л.А.