ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Национальный психологический журнал
Национальный психологический журнал

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

ГлавнаяМесто работы

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI:
  

Оганесян О. С. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.72-79.

Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.

Страницы: 72-79

Ключевые слова: феномен ябедничества; уровень морального развития

Авторам: Оганесян Сирун Есаевна

Зинченко Ю. П., Меньшикова Г. Я., Баяковский Ю. М., Черноризов А. М.,Войскунский А. Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы. // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.64-71

Рассмотрены возможности применения систем виртуальной реальности (ВР) в области экспериментальной психологии. Обсуждаются их отличительные особенности и преимущества перед традиционными методами, а также проблемы, возникающие при использовании. Освещены перспективные направления применения этих новых технологий для решения задач психотерапии и психологической реабилитации, организационной психологии, спортивной психологии и психологии безопасности, психофизиологии и нейронаук.

Страницы: 64-71

Ключевые слова: психотехнологии; технология виртуальной реальности; экспериментальная психология; психотерапия; психология безопасности; психофизиология; психологическая реабилитация; организационная психология; инновационное образование; восприятие; коммуникация

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Меньшикова Галина Яковлевна; Баяковский Ю.М.; Черноризов Александр Михайлович; Войскунский Александр Евгеньевич

Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. V съезд Российского Психологического Общества // Национальный психологический журнал — 2012.— №2(8) — с.46-54.

С 14 по 18 февраля 2012 года в Москве состоялся V съезд Российского психологического общества (РПО). РПО ведет свою историю с 24 января 1885 года, когда под председательством М.М. Троицкого состоялось первое заседание Психологического общества при Императорском Московском университете.

Страницы: 46-54

Ключевые слова: V Съезд Российского психологического общества; Российское психологическое общество

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Журавлев Анатолий Лактионович; Сергиенко Елена А.; Ковалева Ю.В.

Малыгина Л. Е. Телевизионный анонс: информирование или манипулирование? // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.60-63.

В статье рассмотрена проблема инкопрорирования, декодирования прецедентных феноменов в закадровых текстах телеанонсов, а также проблема стереотипизации языкового сознания российских журналистов; проанализированы лингвоэтические проблемы, связанные с вторжением в коммуникативное пространство адресата; предпринята попытка выявить основные причины коммуникативных неудач.

Страницы: 60-63

Ключевые слова: языковая игра; агрессия; повторяемость; прецедентность; декодирование; инкорпорирование; коммуникативный сбой; лингвоэтические проблемы

Авторам: Малыгина Лидия Евгеньевна

Тхостов А. Ш. Психологическая многозначность понятия насилия // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.56-59.

Рассмотрены понятия «насилие» и «усилие» в контексте процессов развития ребенка. Показана сущность, значение и соотношение этих понятий в рамках современной психологии. Анализируются идеи «гуманистической» ненасильственной педагогики. Убедительно продемонстрировано значение «усилия» для нормального развития личности.

Страницы: 56-59

Ключевые слова: социализация; насилие; усилие; ненасильственная педагогика; развитие личности

Авторам: Тхостов Александр Шамилевич

Емелин В. А. Терроризм как радикальная реакция на глобальный кризис идентичности// Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.47-51.

В статье анализируется связь распространения терроризма с процессами трансформации самоидентичности в современном обществе. На примере сопоставления постмодернистского мировоззрения и фундаменталистской идеологии раскрывается противоречивый характер изменения моделей идентификации.

Страницы: 47-51

Ключевые слова: идентичность; самоидентификация; миграция; информационные технологии; терроризм; постмодернизм

Авторам: Емелин Вадим Анатольевич

Караяни А. Г. О роли психологии в профилактике терроризма // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.37-40.

В статье дается критический анализ состояния разработки проблемы терроризма в психологии. Обосновывается новый подход к пониманию сущности терроризма, путей его профилактики и пресечения.

Страницы: 37-40

Ключевые слова: терроризм; психология; конфликт

Авторам: Караяни Александр Григорьевич

Бочкова М. С. Суверенитет и демократия в России в условиях трансформации мировой политической системы. // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.30-36.

В статье анализируется влияние, которое оказал мировой финансово-экономический кризис на международные отношения. Анализ проводится в двух аспектах: практическом – влияние кризиса на политический курс государств и теоретическом – влияние кризиса на изучение системы и структуры мировой политики. Представлена идея суверенной демократии как метода укрепления позиций России на мировой арене и обеспечения политического развития государства.

Страницы: 30-36

Ключевые слова: суверенность; мировой финансово-экономический кризис; конфигурация системы международных отношений; теория политического реализма; многополярный мир; «дефектные» страны; суверенная демократия; управляемая демократия

Авторам: Бочкова Мария Сергеевна

Чеснокова О. Б., Субботский Е. В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.22-29.

Статья посвящена обсуждению филогенетических предпосылок социального интеллекта в сложных социальных системах, а также выделению уровней, форм и типов социального интеллекта у человека. На основе экспериментальных исследований социального интеллекта в онтогенезе ребенка выделены высокий, средний и низкий уровни социального интеллекта. Показана необходимость выделения уровней, форм и типов социального интеллекта у детей для решения ряда теоретических и практических вопросов подготовки современного ребенка к эффективному освоению и функционированию внутри сложных социальных систем.

Страницы: 22-29

Ключевые слова: социальный интеллект; социальная компетентность; филогенез; онтогенез; уровни, формы и типы

Авторам: Чеснокова Ольга Борисовна; Субботский Евгений Васильевич

Зинченко Ю.П., Володарская И.А. Новые специализации по психологии // Национальный психологический журнал - 2011.-№1(5)-с.119-123

Проанализированы задачи, стоящие перед психологами в современном обществе. Рассказывается о работе, проводимой факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, над подпроектом «Реализация образовательных программ инновационного типа в области психологии». Представлены созданные в его рамках новые психологические специализации, имеющие межкафедральный и междисциплинарный характер и направленные на подготовку профессионалов для решения актуальных теоретических и практических проблем современной психологии.

Страницы: 119-123

Ключевые слова: психологическое образование; образовательные программы ; задачи современной психологии; психология переговоров; психология конфликта; психология развивающего инновационного образования; психология безопасности; психология здоровья; психологическая компетентность

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Володарская Инна Андреевна

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Молчанов С.В., Салмина Н.Г. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.104-110.

В статье обсуждается теоретико-методологическая основа Программы развития универсальных учебных действий как психолого-педагогической составляющей проекта федерального государственного стандарта общего образования для старшей ступени – учение о психологическом возрасте (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) и концепция развивающего обучения, созданная в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Выделены основные виды универсальных учебных действий, определены их характеристики и критерии сформированности для старшего подросткового и юношеского возраста.

Страницы: 104-110

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; психологический возраст; универсальные учебные действия; самоопределение; коммуникативные действия; познавательные действия; регулятивные действия

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич; Бурменская Галина Васильевна; Володарская Инна Андреевна; Карабанова Ольга Александровна; Молчанов Сергей Владимирович; Салмина Нина Гавриловна

Исайчев Е.С., Исайчев С.А., Насонов А.В., Черноризов А.М. Диагностика скрываемой информации на основе анализа когнитивных вызванных потенциалов мозга человека // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.70-77.

Излагаются результаты экспериментальной верификации нового алгоритма разделения «правдивых» и «ложных» ответов, основанного на анализе пространственного распределения амплитуд компонентов когнитивных вызванных потенциалов человека. Согласно групповым данным, наиболее информативным компонентом является волна Р450.

Страницы: 70-77

Ключевые слова: детекция скрываемых знаний (лжи); модели лжи; когнитивные вызванные потенциалы (КВП); пространственное распределение ВП; алгоритмы оценки различий КВП

Авторам: Исайчев С.А. ; Исайчев Е.С.; Насонов Андрей Владимирович ; Черноризов Александр Михайлович

Стрелков Ю.К. Темпоральность трудовой деятельности// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.62-65.

Синхронизация выполнения двойных задач, длительность ожидания события и переживание настоящего, умственная сознательная работа при подготовке к деятельности и анализе результатов, телесные движения и изменения в окружающем мире — учет таких временных категорий позволяет психологу построить точное описание трудовой деятельности человека на различных видах транспорта и наметить методы формирования профессионального мастерства специалистов.

Страницы: 62-65

Ключевые слова: синхронизация; длительность; временной синтез; трудовая деятельность

Авторам: Стрелков Юрий Константинович

Зинченко Ю.П. Методологические проблемы фундаментальных и прикладных психологических исследований // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.42-49.

Рассматривается научно-исследовательская деятельность факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, которая представляет собой постоянное развитие новых подходов, базирующихся на классических теориях мировой и отечественной психологии. Анализируется развитие методологии психологических исследований как условие осмысления накопленных знаний и познания нового.

Страницы: 42-49

Ключевые слова: методологические проблемы психологии; системная организация психологических исследований

Авторам: Зинченко Юрий Петрович

Карабанова О.А. «Ломоносов – 2011» – новые встречи и открытия // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.36-39.

В сообщении представлена информация о традиционной XVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2011», в рамках которой прошла секция «Психология» по теме «Традиции и инновации российской и мировой психологии». Вниманию читателей представлены тезисы победителей.

Страницы: 36-39

Ключевые слова: Ломоносов-2011

Авторам: Карабанова Ольга Александровна

Асмолов А.Г. Охота за «звездами»// Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.24-27.

Показано значение формирования нового типа подрастающего поколения – поколения креативных, интеллектуально развитых, инновационно мыслящих молодых людей в условиях глобальной интеллектуализации общества на современном этапе. Обозначены условия решения этой задачи.

Страницы: 24-27

Ключевые слова: «хедхантинг» ; интеллектуализация общества; модернизация образования; личностное развитие; одаренные дети; школа вариативного образования; профильное обучение; универсальное образование

Авторам: Асмолов Александр Григорьевич

Субботский Е.В., Чеснокова О.Б. Совместимы ли социальный интеллект и мораль? // Национальный психологический журнал — 2011. — №1(5) — с.8-13.

Рассмотрены проблемы применения социального интеллекта в форме обмана и манипуляции у взрослых и у детей. Отмечено, когда обман не противоречит морали. Показано, что у детей применение социального интеллекта в форме обмана взрослого составляет необходимую предпосылку возникновения свободного морального выбора и последующе" го появления внутренней нравственной мотивации.

Страницы: 8-13

Ключевые слова: социальный интеллект; обман; манипуляция; моральный выбор; моральное развитие детей; нравственная мотивация; эмоциональная идентификация

Авторам: Субботский Евгений Васильевич; Чеснокова Ольга Борисовна

Петренко В.Ф. Духовные психопрактики в создании атмосферы толерантности, веротерпимости и ненасилия // Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.117-121.

Раскрывается роль духовных психопрактик в формировании установок толерантности личности. Рассмотрены некоторые классические психотерапевтические методики, а также психопрактики, сложившиеся внутри разных религиозных конфессий, в частности, буддизма и православия. Особое внимание уделено буддийским техникам работы с сознанием.

Страницы: 117-121

Ключевые слова: толерантность; веротерпимость; этноцентризм; тренинг понимания Другого; мировые религии; Буддизм; христианство; психотерапевтическая работа; психотерапия; ; медитация; исихазм; буддийские духовные практики Хинаяна и Махаяна

Авторам: Петренко В.Ф.

Зинченко Ю.П., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе рисков// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.98-111.

Анализируется сущность терроризма как экстремальной ситуации в современном обществе рисков. Продемонстрирована связь между терроризмом и ксенофобией, дискриминацией и распространением интолерантных установок. Намечены возможные пути поиска эффективных мер управления рисками ксенофобии, противодействия распространению идеологии терроризма и принятия толерантности как необходимой основы взаимодействия индивидов и групп в обществе.

Страницы: 98-111

Ключевые слова: терроризм; толерантность; интолерантность; ксенофобия; мигрантофобия; психологическая безопасность; психологические качества террориста; личностная идентичность; мотивация террористической деятельности

Авторам: Зинченко Юрий Петрович; Солдатова Галина Уртанбековна ; Шайгерова Людмила Анатольевна

Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Исследования этнической толерантности личности // Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.80-89.

Показано, что понимается под этнической толерантностью и какими методами ее можно диагностировать. Проанализированы результаты проведенного авторами лонгитюдного исследования, целью которого было выявление этнической толерантности русских по отношению к литовцам.

Страницы: 80-89

Ключевые слова: толерантность; этническая толерантность; этноцентризм; этнопсихологические характеристики личности (группы); этнические установки; инокультурная среда

Авторам: Шлягина Елена Ивановна ; Ениколопов Сергей Николаевич


281 - 300 из 340
Начало | Пред. | 13 14 15 16 17 | След. | Конец