ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяМесто работы

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Иванова Н.А. Эксплицитные мотивы в повседневной жизни у мужчин, играющих в компью- терные онлайн-игры: эмпирическое исследование // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 16–26.

Актуальность. Психологические особенности геймеров (игроков в компьютерные игры) – тема чрезвычайно актуальная сегодня, поскольку распространенность геймерства очень широка и продолжает расти, охватывая все поколения людей.

Цель исследования: описание картины мотивации повседневной жизни геймеров для того, чтобы понять, почему они предпочитают эту форму проведения свободного времени другим формам.

Описание хода исследования. В исследовании, проведенном с помощью онлайн-опросов приняли участие 10916 русскоговорящих мужчин-игроков из России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. Рассматривались основные эксплицитные мотивы повседневной жизни игроков в онлайн-игры, среди которых обнаружены наиболее выраженные: мотивы познания и достижения. Методом дискриминантного анализа выявлены и описаны три группы игроков: с мотивацией познания и достижения рационального типа, мотивацией познания и достижения эмоционального типа и мотивацией неопределенного типа. Проведено сравнение играющих и не играющих мужчин по степени выраженности мотивов в повседневной жизни. Более высокие средние значения по шкале Лайкерта отмечаются у не играющих мужчин в мотивах, связанных с общением и взаимодействием с другими людьми, (критерий Уилкоксона, p≤0,01) и в мотивах, направленных на восприятие красоты, масштабности и грандиозности (критерий Уилкоксона, p≤0,001). У игроков выше оценки ситуаций, связанных с понятностью задач, и значимо меньше выражен интерес к ситуациям, в которых они могут влиять на что-то (критерий Уилкоксона, p≤0,01).

Результаты исследования. Сформирована шкала для оценки мотивов повседневной жизни, произведена оценка выраженности эмпирически выявленных мотивов у геймеров по шкалам множественного выбора и затем по пятибалльной шкале Лайкерта. Впервые выделены и описаны три группы игроков с мотивацией разного типа, проведено сравнение выраженности этих мотивов у играющих и не играющих мужчин.

Выводы. Познавательные мотивы и мотивы достижения у играющих и не играющих мужчин оказались выраженными в равной степени высоко, что может быть обусловлено универсальностью и значимостью ценностей познания и достижения в современном обществе. Возможно, компьютерные игры наиболее полно из всех доступных игрокам форм проведения времени удовлетворяют их потребности в познании и достижении. Дальнейшая задача – проверить эти предположения с помощью других методов (например, глубинного интервью).

Поступила: 31.08.2018
Принята к публикации: 02.11.2018
Страницы: 16-26
DOI: 10.11621/npj.2018.0402
Ключевые слова: гейминг; мужчины-геймеры; мотивация; эксплицитные мотивы;
Автор(ы): Иванова Н. А.;

Доступно в on-line версии с 30.12.2018

Немец В.В., Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 59-72.

В состоянии стресса животные ведут себя по-разному. Одни затаиваются и пережидают опасность, другие – убегают, дерутся или пытаются активно повлиять на ситуацию. Каждая из этих стратегий поведения адаптивна к определенным условиям среды и имеет свои нейрофизиологические особенности. Во время длительного стресса лидеры оказываются подвержены действию сердечнососудистых и язвенных заболеваний, но кратковременный стресс мобилизует их силы, повышая эффективность нервной и иммунной системы в большей степени, чем у неактивных животных.

Не только животные, но и люди по-разному реагируют на кратковременные или длительные стрессорные воздействия. Эти реакции получили названия «поведенческие стратегии». В статье разбираются модели поведенческих типов, типичные для животных, а также приводятся особенности поведения и наследования характерных черт людьми в зависимости от пола, социального статуса и возраста. Показано, как тревожность влияет на социальное поведение отдельных людей. Проведено их сопоставление по типологическими реакциями.

Знакомство с данными закономерностями может быть полезно людям в неконтролируемой ситуации стресса для организации активных действий по предотвращению развития заболеваний и депрессивных расстройств путем сознательной переделки своего типа реагирования на более эффективный. Кроме того, знание особенностей поведенческих типов личности поможет педагогам. Они должны иметь в виду, что в состоянии стресса (экзамены, курсовые, проверочные работы) не все ученики будут эффективно воспринимать и представлять полученный материал и, напротив, некоторых активных студентов кратковременное стрессорное раздражение может подстегнуть. Необходимо уделять особое персональное внимание ученикам с низким социально- экономическим статусом, имеющим активный тип стрессорной реакции, так как по статистике данные проблемные ученики часто становятся агрессорами и совершают асоциальные и, порой, криминальные поступки.

Исследованные поведенческие типы не являются полярными, поскольку не существует четких границ личности. Кроме того, в реализации поведенческой стратегии по активному/неактивному типу немалую роль играет привычное и унаследованное от родителей поведение.

Поступила: 14.10.2016
Принята к публикации: 04.04.2017
Страницы: 59-72
DOI: 10.11621/npj.2017.0207
Ключевые слова: стресс; стратегии поведения; социальный стресс; неконтролируемый стресс; иерархия; депрессия; сердечные заболевания; кортизол; тревожность;
Автор(ы): Немец В.В.; Виноградова Е.П.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Аллахвердов В.М. Психологические школы Москвы и Петербурга – от противостояния к дружбе. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 36-44.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1301:"<p>
    Делается попытка подвести итоги взаимодействия двух самых крупных психологических школ в России – психологических школ Москвы и Санкт- Петербурга. Это всего лишь зарисовка, посвященная 50-летнему юбилею психологических факультетов Москвы и Петербурга, а не исторический труд. Сложные отношения между психологическими школами, берущие начало в далеком прошлом, прошли через разные исторические этапы. Противостояние славянофильской и западнической традиций сказалось на исходном различии этих школ. Возникла оппозиция: или мы изучаем человека во всей его полноте, со всем богатством его субъективного опыта, но теряем в надежности наших высказываний (московский акцент), или мы изучаем человека точно, объективными методами, но теряем в целостности наших представлений (акцент петербургский). Обе психологические школы, пережив подъемы и спады, сохранили свою самобытность и свой акцент в исследованиях. Москвичи в своих исследованиях чаще ориентируются на более крупные проблемы и до сих пор опираются на масштабные идеи Выготского-Леонтьева. Петербуржцы более конкретны, более эмпиричны, но все-таки продолжают с тоской и надеждой думать о создании общей концепции человека, к чему их призывал Ананьев. Сегодня между двумя школами нет никакого противостояния, а лишь одна взаимная любовь.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 16.09.2016
Принята к публикации: 27.09.2016
Страницы: 36-44
DOI: 10.11621/npj.2016.0305
Ключевые слова: история психологии; психологические школы; психологические организации; личности в российской психологии;
Автор(ы): Аллахвердов В. М.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Сафонов В.К. Психология спорта – современные задачи научно-практического обеспечения спортивной деятельности. // Национальный психологический журнал-2012.-№2(8)-с.71-74.

a:2:{s:4:"TEXT";s:692:"<p>В качестве системообразующего фактора научного обеспечения спорта определяются психологические основы. Главной при-
чиной функционального и психологического травматизма называется функционирование психики в ситуациях тренировочной
и соревновательной деятельности. Формулируются задачи психологического обеспечения подготовки спортменов: индивидуализация приемов управления спортивной деятельностью; психологический контроль переносимости тренировочных нагрузок
и готовности к соревнованию; восстановление психической свежести и функциональной работоспособности; индивидуальное
и групповое консультирование; оптимизация социально-психологического климата в спортивном коллективе.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 71-74
Ключевые слова: психология спорта; спортивная деятельность; спортивный психолог; психологическая подготовка спортсменов; психологическое обеспечение спорта; спорт высших достижений;
Автор(ы): Сафонов В.К.;

Доступно в on-line версии с 04.02.2014

Зинченко Ю., Цветкова Л. От редакции. // Национальный психологический журнал — 2006. — №1(1) — с.3

a:2:{s:4:"TEXT";s:452:"<p>
     Дорогие друзья! <br>
</p>
<p>
     Представляем вашему вниманию новое информационноаналитическое издание – «Национальный психологический журнал». <br>
</p>
<p>
     Первый номер журнала выходит в свет в дни празднования юбилеев факультетов психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов. <br>
</p>
     Редакционный совет, редколлегия, авторский коллектив поздравляют
профессиональное психологическое сообщество с этим праздником!";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 3
Ключевые слова: Национальный психологический журнал;
Автор(ы): Зинченко Ю. П.; Цветкова Л. А. ;

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома выгорания в России. // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.126-130.

a:2:{s:4:"TEXT";s:374:"<p>
    В статье анализируются результаты проведенного авторами исследования синдрома профессионального выгорания. Рассмотрены личностные и социально-демографические причины развития данного синдрома. Названы профессии, представители которых наиболее часто подвержены выгоранию. Представлены некоторые программы «анти-выгорания», разработанные российскими специалистами.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 126-130
Ключевые слова: профессиональное выгорание; психологическая помощь при профессиональном выгорании;
Автор(ы): Водопьянова Н.Е.; Старченкова Е.С.;

Сафонов В. К. Психология спорта на факультете психологии СПбГУ // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.114-115.

a:2:{s:4:"TEXT";s:228:"<p>
    Освещены предмет и задачи психологии спорта, как комплексного прикладного направления психологической науки. Рассказывается о подготовке специалистов в этой отрасли В Санкт-Петербургском государственном университете.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 114-115
Ключевые слова: психология спорта; подготовка специалистов в области спихологии спорта; СПбГУ;
Автор(ы): Сафонов В.К.;

Дейнека О. С. Экономическая психология (статус, развитие, образовательные перспективы) // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.110-113.

a:2:{s:4:"TEXT";s:439:"<p>
    Освещена история зарождения и развития экономической психологии. Рассмотрены ее сегодняшние цели и задачи. Рассказывается, как происходит обучение экономической психологии в Санкт-Петербургском государственном университете. Намечены перспективы развития экономической психологии, показано ее место и роль в отечественной науке и образовании. Поднимается проблема эффективности подготовки специалистов-психологов в этой отрасли.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 110-113
Ключевые слова: экономическая психология; подготовка специалистов в области экономической психологии; СПбГУ;
Автор(ы): Дейнека О.С.;

Ясюкова Л. А. Качество подготовки современных практических психологов.// Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.97-101.

a:2:{s:4:"TEXT";s:273:"<p>
    Автор анализирует современную систему подготовки практических психологов в нашей стране. Рассмотрено современное обучение студентов-психологов в вузе, показаны его сильные и слабые стороны. Значительное внимание уделяется подготовке будущих школьных психологов.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 97-101
Ключевые слова: практическая психология; школьный психолог; психологи-практики; обучение студентов-психологов;
Автор(ы): Ясюкова Л.А.;

Маничев С.А., Милешкина Ю.В. Российско-американское исследование деятельности психологов: на пути к созданию профессиональных стандартов деятельности и обучения // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.88-96.

a:2:{s:4:"TEXT";s:400:"<p>
    В статье сравнивается современная практика подготовки и проверки профессиональной пригодности психологов в США и в нашей стране. Анализируются результаты совместного сравнительного исследования практик американо-канадских и российских психологов. Приведены результаты изучения деятельности психологов в следующих понятиях: роли, обязанности, предметные области, специализированные знания.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 88-96
Ключевые слова: профессиональная деятельность психологов; психологи США; российские психологи; подготовка психологов в России; подготовка психологов в США; оценка деятельности психолога;
Автор(ы): Маничев С.А.; Милешкина Ю.В.;

Дмитриева В. А., Гришина Н. В. Онтопсихология: история и современность // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.79-84.

a:2:{s:4:"TEXT";s:490:"<p>
    Авторы — ведущие сотрудники кафедры онтопсихологии факультета психологии СПбГУ. Они знакомят с историей возникновения понятия «онтопсихология», рассматривают предмет и задачи этой отрасли психологической науки. Рассказывается о сотрудничестве российских психологов с классиком онтопсихологии итальянским ученым А. Менегетти, о деятельности Славянской ассоциации онтопсихологии, о работе кафедру онтопсихологии СПбГУ. Показаны возможности практического применения онтопсихологии.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 79-84
Ключевые слова: онтопсихология; А. Менегетти;
Автор(ы): Дмитриева В. А.; Гришина Н. В. ;

Аллахвердов В.М. Рассуждение о науке психологии с восклицательным знаком // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.10-19.

a:2:{s:4:"TEXT";s:370:"<p>
    Автор рассуждает о природе и сущности сознания, об отношении к сознанию в отечественной и зарубежной психологии. Рассматриваются взгляды на сознание, имевшие место на разных этапах развития общества и государства и влияние на самосознание человека государственной идеологии. Показаны основные тенденции в изучении сознания современной психологической наукой.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 10-19
Ключевые слова: природа сознания; сознание; сознание и идеология; манипулирование сознанием; самосознание и самооценка;
Автор(ы): Аллахвердов В. М.;

Цветкова Л.А. Психолог — помогающая профессия // Национальный психологический журнал - 2006. - №1(1) - с.7-9.

a:2:{s:4:"TEXT";s:169:"<p>
    Интервью с Ларисой Александровной Цветковой, доктором психологических наук, деканом факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 7-9
Ключевые слова: интервью ;
Автор(ы): Цветкова Л. А. ;

Сидоренко Е.В. Матрица лидерства // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.128-131.

a:2:{s:4:"TEXT";s:391:"<p>
    Описывается авторская методика оценки руководителей – «Матрица лидерства», предназначенная для использования в тренинге и коучинге с целью самопознания и саморазвития. Приведены результаты нескольких тренингов «Развитие личности», проведенных с ее помощью. Продемонстрировано, что «Матрица лидерства» позволяет сделать первый шаг в осознании задач развития лидерского потенциала.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 128-131
Ключевые слова: лидер; лидерство; тренинг лидерства ; коучинг; самопознание; саморазвитие;
Автор(ы): Сидоренко Е.В.;

Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.112-116.

a:2:{s:4:"TEXT";s:294:"<p>
    В статье исследуются причины неграмотности современных школьников, анализируются недостатки учебных программ, не обеспечивающих качество обучения детей в начальных классах. Рассмотрены возможные пути оказания психологической помощи ученикам, не справляющимся со школьной программой.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 112-116
Ключевые слова: обучение в начальных классах; школьные трудности детей; психологическая помощь отстающим детям;
Автор(ы): Ясюкова Л.А.;

Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал - 2007. - №1(2) - с.81-86.

a:2:{s:4:"TEXT";s:591:"<p>
    Излагаются результаты эмпирических исследований, затрагивающих две стороны взаимодействия с природой. Одно акцентирует внимание на «бесправии Природы», второе – на «бесправии самого человека как части этой природы». Целью первого исследования было выявление возможных направлений и механизмов осуществления экологической политики в области экологического сознания и развития экологической культуры. Второе исследование было посвящено активности потребителя и его ожиданиям и установкам в отношении государства как института, способного обеспечить экологическую защиту и контроль.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Страницы: 81-86
Ключевые слова: экология ; экономическая психология; экологическая политика; экологическое сознание; сознание потребителя;
Автор(ы): Дейнека О.С.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер