ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Научные чтения памяти Е.О. Смирновой

Научные чтения памяти Е.О. Смирновой

2 ноября 2022
Научные чтения памяти Е.О. Смирновой

1 ноября 2022 года в Психологическом институте Российской академии образования (ПИ РАО) состоялись научные чтения, посвященные 75-летию со дня рождения выдающегося детского психолога — Елены Олеговны Смирновой.

Мероприятие было организовано в Большой аудитории Психологического института. Для Елены Олеговны эта аудитория была знаковой — здесь проходило ее профессиональное становление: от мест на галерке до президиума, она шаг за шагом росла профессионально, развивалась творчески, постигая вершины психологической науки. Здесь она защищала кандидатскую, докторскую диссертации, не раз выступала в роли эксперта, оппонента, спорила, доказывала, отстаивала свою точку зрения…

Организатором, идейным вдохновителем и модератором мероприятия выступил Владимир Самуилович Собкин, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией Центра социокультурных проблем современного образования Психологического института РАО. Владимиру Самуиловичу удалось задать душевный теплый тон собрания, создав дружескую уютную атмосферу, располагающую к общению.

К началу чтений усилиями В.С. Собкина при всесторонней поддержке ПИ РАО был издан сборник избранных статей Елены Олеговны о психолого-педагогических исследованиях дошкольного детства. Среди ключевых проблем в ее работах рассматриваются психологические особенности становления форм общения; развитие воли и произвольности на этапе дошкольного детства; специфика детско-родительских отношений в дошкольном возрасте; межличностные отношения ребенка со сверстниками; особенности игры современных дошкольников; проблемы экспертизы игрушек; психологические аспекты анализа современной детской субкультуры.

Помимо этого, вышел в свет тематический номер «Национального психологического журнала» (№ 3 2022), в котором коллеги и ученики Елены Олеговны обсуждают различные аспекты исследований дошкольного детства в рамках возрастной, клинической, социальной психологии и психологии образования.

Открыл научные чтения 1 ноября академик РАО, доктор психологических наук, профессор, директор Психологического института РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко. Он отметил, что данное мероприятие проходит в непростое время, но тема заботы о детях, их развитии важна в любые времена. Юрий Петрович также подчеркнул, что дело Елены Олеговны продолжается сегодня в стенах Института, большой интерес к этой теме есть со стороны различных министерств и ведомств.

В своем приветственном слове академик РАО, доктор психологических наук, профессор, президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Владимирович Рубцов отметил, что Елена Олеговна занимала ведущую позицию в сложной профессиональной дискуссии, имела собственные взгляды и мнения, умела отстаивать собственную точку зрения и создавала здоровую психологическую напряженность, в которой решались проблемы современного дошкольного детства.

Перед началом научных докладов собравшимся был представлен фильм о Елене Олеговне Смирновой, подготовленный ее ученицей, кандидатом психологических наук Ольгой Владимировной Гударевой. В небольшой, но емкой истории она сумела показать, каким профессионалом была Елена Олеговна, как легко и доступно умела общаться с детьми, родителями, коллегами, находить нужные слова, давать ненавязчивые уместные советы.

Далее на пленарном заседании в докладе члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова О.А. Карабановой рассматривалось научное наследие Е.О. Смирновой в контексте актуальных проблем современного дошкольного образования.

О ценности научных исследований Елены Олеговны говорили в своих докладах А.А. Мелик-Пашаев, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института РАО и З.Н. Новлянская, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, подчеркивая, что в практике сильно недооценивается потенциал художественного развития детей.

Важность разработанных Еленой Олеговной программ по развитию личности ребенка в процессе игровой деятельности со взрослыми и сверстниками отметил в своем докладе Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор кафедры психологического образования и педагогики МГУ имени М.В. Ломоносова.

О научном вкладе Елены Олеговны в разработку проблем дошкольного детства рассказал в своем докладе доктор психологических наук, ректор Института консультативной психологии, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ «Высшая школа экономики», ординарный профессор НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО В.А. Петровский.

Отдельная серия докладов была посвящена практическому применению разработок Елены Олеговны, в частности, в Центре игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, выросшего из лаборатории, открытие которой она инициировала в 2004 г., где продолжила разработку развивающих игр, которую она начала совместно с педагогом-психологом З.М. Богуславской. В работе лаборатории учитывался также и опыт исследований сотрудников Института дошкольного воспитания АПН СССР Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новосёловой и др.

С 2021 года Центр игры и игрушки стал структурным подразделением Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ. О продолжении исследований Центра, посвященных современным проблемам влияния цифровизации на подрастающее поколение, рассказала в своем докладе руководитель Центра, кандидат психологических наук О.В. Рубцова.

О том, как находят применение на практике методики и технологии, разработанные Еленой Олеговной, принципы общения с ребенком рассказали А.В. Фокина, старший учитель-дефектолог, и М.В. Бухбиндер, учитель-дефектолог (Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой), выступив с докладом «Введение альтернативной системы коммуникации у детей дошкольного возраста. Случаи из практики». Другой интересный доклад сотрудников Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Е.А. Лошинской, Е.Р. Кнышевой, Е.Я. Гринцовой и А.В. Горбачёвой был посвящен анализу опыта применения игр в рамках развивающих, обучающих и коррекционных занятий с детьми.

Актуальность исследований проблем нравственного поведения дошкольников подчеркнула в своем докладе кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования» И.А. Бурлакова.

В рамках круглого стола обсуждались разнообразные аспекты, связанные с необходимостью развития центров поддержки проблемных детей, вопросы инклюзии и т.п. О совместных исследованиях с Еленой Олеговной, посвященных развитию самоорганизации ребенка, рассказала в своем докладе кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета Психoлогия образования Московского государственного психолого-педагогического университета Е.А. Абдулаева.

Под научным руководством Е.О. Смирновой подготовлено и защищено более 20 кандидатских диссертаций. За годы своей научной деятельности Елена Олеговна являлась членом ряда специализированных диссертационных ученых советов, членом редакционных советов и коллегий журналов «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы», «Дошкольное воспитание» и «Вопросы психического здоровья детей и подростков» и др. Она являлась также членом Российского психологического общества, Ассоциации детских психиатров и психологов (АДПП), Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Являлась автором несколько десятков монографий по вопросам дошкольного детства и дошкольного образования.

В заключении приведем одно из высказываний Елены Олеговны Смирновой: «В жизни мы далеко не всё можем делать по плану и в соответствии со своими желаниями… Но психология — это всегда интересно. При условии, что с годами ты не обрастаешь самодовольством и чувством обретенной истины. Если ты не успокаиваешься в уверенности, что истина вся без остатка содержится в некой конкретной теории. Я не люблю, когда людям всё понятно: вот это — деятельность, это — сознание, это — опосредованность… Как бы ни трансформировались мои представления о возможностях педагогического влияния на ребенка, я до сих пор убеждена: если мы хотим понять нечто существенное о человеке, ключи к пониманию — в начале его жизненного пути» (Е.О. Смирнова. Как я стала психологом детства // Дошкольное образование. 2006. № 14).

Материал подготовили:

Калашникова Екатерина Александровна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.

Лыкова Татьяна Анатольевна — кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования.

Фотогалерея

Автор: Редакция журнала