ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением

Скачать в формате PDF

Поступила: 16.08.2022

Принята к публикации: 01.09.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: культурно-историческая патопсихология; самоповреждающее поведение; подростковый возраст; психологический анамнез

Страницы: 101-113

DOI: 10.11621/npj.2023.0109

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.101-113. doi: 10.11621/npj.2023.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Бурлакова Наталья Семеновна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Олешкевич Валерий Иванович (1961-2021) Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой

Аннотация

Актуальность. Существующие подходы к работе с анамнезом в медицинской практике носят преимущественно натуралистически-описательный характер, не ориентированы на задачи организации развития. Исключением не является и группа подростков с самоповреждающим (суицидальным) поведением. Актуальность данной статьи состоит в рассмотрении анамнеза данной группы пациентов в рамках проектного подхода в культурно-исторической психологии. 

Целью статьи являлось представление этапов методической реализации исследования на основе психологического анализа анамнеза применительно к группе подростков с саморазрушающим (суицидальным) поведением на основе разрабатываемого авторами культурно-исторического подхода. 

Выборка. Группа мальчиков-подростков численностью 40 человек в возрасте 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с самоповреждающим (суицидальным) поведением. 

Методы. Применялся анамнестический метод, рассматриваемый в соответствии с культурно-исторической методологией; методы беседы и наблюдения. Исследование шло в направлении выделения и анализа объективных социальных структур, значимых для развития данных подростков, а затем понимания их преобразования во внутренней феноменологически-клинической части опыта подростков. 

Результаты. Были описаны этапы методической реализации исследования на основе психологического анализа анамнеза, отличающиеся от иных вариаций работы с анамнезом. Выделены два наиболее существенных фактора соответствующего психического развития исследуемых подростков: положение единственного ребенка в семье (или его социально-психологические вариации) и типичные дисфункции в семейной истории таких подростков. 

Выводы. На основе данного типа анализа обосновывается требующая дальнейшей разработки гипотеза как о социальной и психологической структуре в организации диагностики соответствующих расстройств, так и о тех социальных и психологических механизмах, которые лежат в основе готовности к суицидальному поведению у подростков. По мнению авторов, организованная таким образом психологическая аналитика в клинической психологии существенно расширяет понятие клиники, вынося ее в более широкие социальные и культурные пространства, что в перспективе может быть использовано в диагностике и в организации превентивных мероприятий в отношении отклонений развития.


Литература

Бебчук М.А. Семейно-ориентированная медицинская помощь в детском психиатрическом стационаре при феномене суицидального поведения // Экология человека. 2017. No 4. С. 32–37. 
</p>
<p>
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 
</p>
<p>
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Уровни культурно-исторического анализа в клинической психологии // Вопросы психологии. 2012. No 6. С. 36–45. 
</p>
<p>
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиция московской школы патопсихологии). М.: Изд-во Московского университета, 2020. 
</p>
<p>
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Социально-психологическая терапевтически-развивающая среда для трудных детей: история и современные возможности проектирования // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020а. No 3. С. 262–290. doi: 10.11621/vsp.2020.03.12 
</p>
<p>
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Линия методологических и прикладных разработок российской культурно-исторической клинической психологии, ориентированной на работу с индивидуальным случаем // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Т. 29, No 4. С. 144–163. doi: 10.17759/cpp.2021290409 
</p>
<p>
Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Академия, 2002. 
</p>
<p>
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 
</p>
<p>
Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1986. 
</p>
<p>
Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 
</p>
<p>
Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 
</p>
<p>
Мюнстерберг Г. Основы психотехники. СПб.: Алетейя, 1996. 
</p>
<p>
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 
</p>
<p>
Население России 2012. Двадцатый ежегодный демографический доклад. М.: ВШЭ, 2013. 
</p>
<p>
Польская Н.А. Эмоциональная дисрегуляция в структуре самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, No 4. С. 65–82. doi: 10.17759/cpp.2018260405 
</p>
<p>
Польская Н.А. Модели коррекции и профилактики самоповреждающего поведения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, No 3. С. 110–125. doi: 10.17759/cpp.2016240307 
</p>
<p>
Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение у подростков. СПб.: СпецЛит, 2017. 
</p>
<p>
Руководство по детской и подростковой психиатрии: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Дж.М. Рея. 2018. 
</p>
<p>
Рыжов А.Л., Печникова Л.С. Проблема профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте (психологические аспекты). В сборнике Психическое здоровье: социальные, клинико-организационные и научные аспекты / Под ред. Г.П. Костюка. М.: Издательский дом КДУ, 2017. 
</p>
<p>
Соколова Е.Т., Сотникова Ю.А. Проблема суицида: клинико-психологический ракурс // Вопросы психологии. 2006. No 2. С. 103–115. 
</p>
<p>
Северина Ю.В., Погорелко Г.К., Басова А.Я. Особенности суицидального поведения у детей и подростков, госпитализированных в центр им. Г.Е. Сухаревой в 2010–2018 гг. // Московская медицина. 2018. No S1. C. 106–107. 
</p>
<p>
Суицидальное поведение детей и подростков: эффективная профилактическая среда. В сборнике Сухаревские чтения (Москва) / Под ред. М.А. Бебчук. М.: ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ», 2017. 
</p>
<p>
Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, No 3. С. 8–24. doi: 10.17759/cpp.2016240302 
</p>
<p>
Хензелер Х. Вклад психоанализа в проблему суицида // Энциклопедия глубинной психологии. 2001. Т. 2. С. 88–102. 
</p>
<p>
Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра // Медицинская психология в России. 2012. No 2. [Электронный ресурс] // URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php (дата об- ращения: 09.11.2019). 
</p>
<p>
Холмогорова А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, No 3. С. 144–163. doi: 10.17759/cpp.2016240309 
</p>
<p>
Brereton, A., McGlinchey, E. (2019). Self-harm, emotion regulation, and experiential avoidance: A systematic review. Archives of Suicide Research, 24 (1), 1–35. 
</p>
<p>
Brown, M.Z., Linehan, M.M., Comtois, K.A., Murray, A., Chapman, A.L. (2009). Shame as a prospective predictor of self-inflicted injury in borderline personality disorder: A multi-modal analysis. Behav. Res. Ther., 47 (10), 815–822. 
</p>
<p>
Cai, H., Kwan, V.S., Sedikides, C. (2012). A sociocultural approach to narcissism: The case of modern China. European J. of Personality, 26, 529–535. 
</p>
<p>
Curtis, J.M., Cowell, D.R. (1993). Relation of birth order and scores on measures of pathological narcissism. Psychological Reports, 72, 311–315. 
</p>
<p>
Dufner, M., Back, M., Oehmy, F., Schmukle, S. (2020). The end of a stereotype: only children are not more narscissistic than people with siblings. Social Psychological and Personality Science, 11 (3), 416–424. 
</p>
<p>
Horowitz, M. (2009). Clinical phenomenology of narcissistic pathology. Psychatr. Ann., 39, 124–128. 
</p>
<p>
Kernberg, O.F. (1975). Borderline conditions and pathological narcissism. N.Y.: Aronson. 
</p>
<p>
Kernberg, P.F. (1989). Narcissistic personality disorder in childhood. Psychiatr. Clin. North Am., 12, 671–694. 
</p>
<p>
Kohut, H. (1977). The restoration of the self. Madison, CT: International Universities Press. 
</p>
<p>
Millon, T. (1981). Disorders of personality DSM–III: Axis II. N.Y.: Wiley. 
</p>
<p>
Oleshkevich, V., Pechnikova, L., Burlakova, N., Buromskaya, N. (2020). Social-psychological factors of attempted suicide in adolescence. European Psychiatry, 63 (S1), 570–571. 
</p>
<p>
Ronningstam, E., Weinberg, I., Maltsberger, J.T. (2008). Eleven deaths of Mr.K. — contributing factors to suicide in narcissistic personalities. Psychiatry, 71, 169–182. 
</p>
<p>
Thomaes, S., Brummelman, E., Reijntjes, A., Bushman, B.J. (2013). When Narcissus was a boy: Origins, nature, and consequences of childhood narcissism. Child Dev Perspect, 7 (1), 22–26.
</p>
<br>
Для цитирования статьи:

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И.Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.101-113. doi: 10.11621/npj.2023.0109

Скопировано в буфер обмена

Скопировать