ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.09.2022

Принята к публикации: 29.11.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: факторы защиты; родительская толерантность; межличностная зависимость; рисковые формы поведения; подростки

Страницы: 88-101

DOI: 10.11621/npj.2023.0108

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Булычева Е.В. Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.88-101. doi: 10.11621/npj.2023.0108

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Булычева Екатерина Владимировна Оренбургский государственный медицинский университет

Аннотация

Актуальность. Подростковый возраст сопряжен с высокой вероятностью дебюта рисковых форм поведения. При этом социальное окружение и потребность в нем могут определять потенциал реализации этого поведения. Ведущую роль в формировании поведения подростка играют семейные взаимоотношения. Среди всех факторов неблагополучного социального окружения, которые могут формировать эмоциональные переживания или их усиливать ведущими считаются семейные типы родительско-подростковых взаимоотношений, а также индивидуальные потребности подростков в общении со сверстниками. 

Цель. Дать характеристику факторам защиты от рисковых форм поведения среди подростков. 

Выборка. В исследовании приняли участие 865 здоровых подростков в возрасте 15–17 лет среди которых согласно критериям включения отобрано 120 подростков, из них 70 (57,4%) юношей и 50 (41,6%) девушек. Из этой же выборки исследование «родительской толерантности» проведено у 50 родительских пар подростков. 

Методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью психодиагностических методик: Л.М. Шипицыной (Шипицына, 2001) «Изучение факторов риска и защиты»; модифицированной методики С.С. Гончаровой версии Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» (Гончарова, 2006); «Шкала психологического стресса PSM-25» (Тейлор, 1953; Немчин, 1966) и «Опросник определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (Рыбников, 1985); «Родительская толерантность» (Овчарова, 2018); методика «Тест профиля отношений» (Борнштейна, Гиршфильд, 2001; Макушина, 2005). В целях изучения связи между признаками: показателями «родительской толерантности» и выраженностью стресса и стрессоустойчивостью использовались корреляционный анализ с расчетом коэффициента Пирсона и Спирмена, их коэффициентов детерминации (r2) и достоверности корреляции. 

Результаты. Показано, что для каждого второго подростка факторами защиты от рисковых форм поведения являлись: социально-бытовое окружение (61,6%), семья (65,4%), школа (46,9%). При этом высокая степень потребности при преодолении негативных ситуаций у подростков выявлена в поиске поддержки (у каждого четвертого подростка); повышении самооценки (у 22,2% подростков); анализа проблемы (у 24,2% подростков). Среди всех составляющих компонентов родительской толерантности достоверную сильную связь, определяющую выраженность стрессоустойчивости, имело 4 показателя когнитивного компонента и 6 показателей эмоционального компонента. В основе этиологии межличностной зависимости средней степени выраженности являлась эмоциональная опора на других у 72,3% учащихся; неуверенность в себе у 80,5% учащихся и стремление к автономии у 55,5% учащихся. 

Выводы. Материалы проведенного исследования указывают на необходимость мониторинга факторов защиты от рисковых форм поведения, а также их коррекцию через проведения работы не только непосредственно с самими подростками, но и их семьями, так же актуализации профилактической работы, направленной на обучение подростков преодолевать негативные эмоциональные переживания эффективными методами.


Литература

Архангельский В.Н., Шульгин С.Г., Зинькина Ю.В. Репродуктивное поведение российских женщин в зависимости от образовательного статуса // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. No 3. С. 546–559. 

Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.A. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. No 1–2. С. 8–19. 

Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 

Бубнова И.С., Рерке В.И. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей // Педагогический имидж. 2019. No 2 (43). С. 202–212. 

Булычева Е.В. Нейробиологические основы формирования поведения и употребления подростками психоактивных веществ (обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2022. Т. 101, No 4. С. 449–452. doi: 10.47470/0016-9900-2022-101-4-449-452 

Елизарьева Л.А., Галактионова М.Ю., Строзенко Л.А., Лобанов Ю.Ф., Болденкова И.Ю., Миллер В.Э. Исследование социального статуса детей, обследованных в центре здоровья // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020. No 4. С. 196–198. 

Жукова М.В., Шишкина К.И. Аддиктивное поведение детей как следствие нарушения системы внутрисемейных отношений // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. No 4 (158). С. 391–395. 

Кошарная Г.Б., Каримова Л.Ф. Пути преодоления основных проблем социальной защиты малообеспеченной молодежи (на примере Пензенской области) // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. No 2. С. 374–386. 

Макарова В.И., Павлова А.Н., Макарова А.И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и США: обзор литературы // Экология человека. 2020. No 7. С. 40–46. 

Овчарова Р.В. Корреляционное исследование родительской толерантности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. No 7. С. 46–50. 

Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность детей и подростков: монография // Международный журнал экспериментального образования. 2013. No 5. С. 49–51. 

Сафронова, М.В., Гаврилова Е.В. Значение статуса семьи для психического здоровья и индивидуальных особенностей ребенка // Сибирский психологический журнал. 2011. No 39. С. 104–111. 

Сафронова М.В., Слободская Е.Р., Гудман Р. Социально-экономическое положение семьи и психическое здоровье школьников // Сибирский психологический журнал. 2003. No 18. C. 78–85. 

Семенова Н.Б. Суицидальное поведение у детей и подростков коренных народов Сибири: социальные факторы риска // Суицидология. 2018. No 4 (33). С. 3–16. 

Смирнов А.В. Рисковое поведение школьников: формы, этиология, последствия // Вестник Югорского государственного университета. 2022. No 2 (65). С. 183–199. 

Усова О.В., Чевтаева Н.Г., Никитина А.С., Скаво К. Социальная репрезентация образа «благополучия/неблагополучия» современной российской семьи и поведения обучающегося: восприятие явления педагогами // Образование и наука. 2020. No 6. С. 102–136. 

Усова О.В., Усов В.В., Костина Н.Б., Дуран Т.В. Девиантное поведение подростков как проявление индивидуальной аномии: социальный и гендерный аспекты проблемы // Образование и наука. 2021. No 5. С. 164–192. 

Чубаров Т.В., Бессонова А.В., Жданова О.А., Артющенко А.И., Шаршова О.Г. Факторы риска развития ожирения в различные периоды детства // Ожирение и метаболизм. 2021. No 2. С. 163–168. 

Blakemore, S.J., Mills, K.L. (2014). Is adolescence a sensitive period for sociocultural processing? Annual Review of Psychology, 65, 187–207. 

Borelli, J.L., Compare, A., Snavely, J.E., Decio, V. (2015). Reflective Functioning Moderates the Association between Perceptions of Parental Neglect and Attachment in Adolescence. Psychoanalytic Psychology, 32 (1), 23–35. 

Dalwani, M.S., McMahon, M.A., Mikulich-Gilbertson, S.K. et al. (2015). Female adolescents with severe substance and conduct problems have substantially less brain gray matter volume. PLoS One, 10 (5), e0126368. 

Dick, D.M. et al. (2016). Genetic influences on adolescent behavior. Neuroscience and biobehavioral reviews, 70, 198–205. 

Fairchild, G., Passamonti, L., Hurford, G. et al. (2011). Brain structure abnormalities in early-onset and adolescent-onset conduct disorder. The American journal of psychiatry, 168 (6), 624–633. 

Kerekes, N., Zouini, B., Karlsson, E., Cederholm, E., Lichtenstein, P., Anckarsäter, H., Råstam, M. (2020). Conduct disorder and somatic health in children: a nationwide genetically sensitive study. BMC Psychiatry, 20 (1), 595. 

Mills, K.L., Goddings, A.L., Herting, M.M. et al. (2016). Structural brain development between childhood and adulthood: Convergence across four longitudinal samples. NeuroImage, 141, 273–281. 

Ovcharova, R.V. (2018). Psychological Structure of Parental Tolerance. International Research Journal, 6 (72), 80–85. https://doi. org/10.23670/IRJ.2018.72.6.038 (Abstr. in Russ.). 

Padmanabhan, A., Luna, B. (2014). Developmental imaging genetics: linking dopamine function to adolescent behavior. Brain Cognitive, 89, 27–38. 

Rogers, J.C., De Brito, S.A. (2016). Cortical and Subcortical Gray Matter Volume in Youths With Conduct Problems: A Meta-analysis. JAMA Psychiatry, 73 (1), 64–72. 

Spear, L.P., Silveri, M.M. (2016). Special Issue on the Adolescent Brain. Neuroscience and biobehavioral reviews, 70, 1–3. 

Stern, J.А., Borelli, J.L., Smiley, P.A. (2015). Assessing Parental Empathy: A Role for Empathy in Child Attachment. Attachment and Human Development, 17 (1), 1–22. 

Zheng, Y., Brendgen, M., Dionne, G., Boivin, M., Vitaro, F. (2019). Genetic and environmental influences on developmental trajectories of adolescent alcohol use. European Child Adolescents Psychiatry, 28 (9), 1203–1212.


Для цитирования статьи:

Булычева Е.В.Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.88-101. doi: 10.11621/npj.2023.0108

Скопировано в буфер обмена

Скопировать