ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.10.2022

Принята к публикации: 06.12.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: нейрофизиология речи; коррекция речи; логопедия; нейролингвистика

Страницы: 77-87

DOI: 10.11621/npj.2023.0107

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Морковина А.Д., Шевченко А.О., Строганова В.В., Вартанов А.В. Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.77-87. doi: 10.11621/npj.2023.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Морковина Анастасия Денисовна Московский педагогический государственный университет

Шевченко Андрей Олегович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Строганова Вера Васильевна Московский педагогический государственный университет, Московский институт психоанализа

Вартанов Александр Валентинович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. В статье рассматриваются различные подходы в описании процессов звукопроизношения. Работы в области нейронауки и логопедии позволяют описывать характеристики звукопроизношения, однако редко они сопряжены в мультидисциплинарном подходе для решения вопросов постановки звука и коррекции. 

Цель. Описание междисциплинарных подходов в проблематике звукопроизношения, а также представление примеров интегративных подходов в коррекции звукопроизношения. 

Результаты. В работе проведен анализ отечественных и иностранных моделей звукопроизношения, рассмотрены понятия фонема и кинакема, процессы слогослияния, представлены примеры исследований и теории построения артикуляционной основы речевой деятельности, приведены примеры использования нейрокогнитивных технологий в коррекции звукопроизношения. 

Выводы. В работе описана роль современных сетевых моделей в описании звукопроизношения. На основе проведенного анализа представлены психофизиологические и логопедические характеристики звукопроизношения. Показаны примеры современных нейрокогнитивных технологий для работы с речевыми нарушениями с целью коррекции звукопроизношения.


Литература

Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие. М.: МПГУ, 2016. 

Бернштейн И.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 

Вартанов А.В., Шевченко А.О. Психофизиологические механизмы внутреннего проговаривания фонем // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. No 1. С. 201–220. doi: 10.11621/vsp.2022.01.09 

Воробей И. Язык и мозг. Нейробиология раскрывает главную тайну человека // 2020. [Электронный ресурс] // URL: http://inyaz-surgut.ru/f/yazyk_i_mozgvorobej.pdf (дата обращения: 10.09.2022). 

Гавриленко Ю.Ю., Саада Д.Ф., Шевченко А.О., Ильюшин Е.А. Обзор методов распознавания внутреннего проговаривания на основе данных электроэнцефалограммы // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15, No 1. С. 164–171. doi: 10.25559/SITITO.15.201901.164–171 

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT; Астрель, 2005. 

Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. 3-е изд. М.: Лабиринт, 2001. 

Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Издательство академии педагогических наук, 1958. 

Колчева Ю.А., Константинов К.В., Беникова Е.В. Применение метода «Биоакустическая коррекция» при лечении задержки речевого развития у детей // Университетская клиника. 2017. No 12 (2). С. 49–51. 

Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты СПб.: Речь, 2006. 

Плоткин В.Я. Фонологические кванты. Н.: Сибирская издательская фирма «Наука», 1993. 

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1976. 

Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. М.: ВЛАДОС, 1997. 

Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление М.: Рус. яз., 1984. 

Строганова В.В. Формирование фонологического уровня устной и письменной речевой деятельности при экспрессивной (моторной) алалии // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практ. конференций. 2015. No 4. С. 538–543. 

Терешин А.Е., Кирьянова В.В., Константинов К.В., Решетник Д.А., Ефимова М.Ю., Карягина М.В., Савельева Е.К. Биоакустическая коррекция в когнитивной реабилитации пациентов с очаговыми поражениями головного мозга // Вестник восстановительной медицины. 2019. No 5 (93). С. 47–56. 

Трунцева А.В. Дифференциальная характеристика результатов применения метода биологической обратной связи в коррекционной логопедической работе // Педагогический журнал. 2016. No 2. С. 92–101. 

Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин. по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». М.: Просвещение, 1989. 

Brigham, K., Kumar, B.V.K.V. (2010). Imagined Speech Classification with EEG Signals for Silent Communication: A Preliminary Investigation into Synthetic Telepathy. Proceedings of the 4th International Conference on Bioinformatics and Biomedical Engineering (pp. 1–4). Chengdu: IEEE. https://doi.org/10.1109/ICBBE.2010.5515807 

Davis, S.M., & Drichta, C.E. (1980). Biofeedback theory and application in allied health. Biofeedback and Self-Regulation, 5 (2), 159–174. https://doi.org/10.1007/BF00998593 

Deger, K., & Ziegler, W. (2002). Speech motor programming in apraxia of speech. Journal of Phonetics, 30 (3), 321–335. https://doi. org/10.1006/jpho.2001.0163 

Friederici, A.D., & Gierhan, S.M. (2013). The language network. Current Opinion in Neurobiology, 23 (2), 250–254. https://doi.org/10.1016/j.conb.2012.10.002 

Fuertinger, S., Horwitz, B, Simonyan, K. (2015). The Functional Connectome of Speech Control. PLOS Biology, 13 (7), e1002209. https://doi.org/10.1371/journal.pbio.1002209 

Gaudet, I., Hüsser, A., Vannasing, Ph., Gallagher, A. (2020). Functional Brain Connectivity of Language Functions in Children Revealed by EEG and MEG: A Systematic Review. Frontiers in Human Neuroscience, 14, 62. https://doi.org/10.3389/fn-hum.2020.00062 

Gavrilenko, Y., Saada, D., Ilyushin, E., Vartanov, A.V., & Shevchenko, A. (2021). The Electroencephalogram Based Classification of Internally Pronounced Phonemes. In A.V. Samsonovich et al. (Eds.), Brain-Inspired Cognitive Architectures for Artificial Intelligence: BICA*AI 2020. BICA 2020. Intelligent Systems and Computing, 1310 (pp. 97–105). Cham: Springer. https://doi. org/10.1007/978-3-030-65596-9-13 

Hitchcock, E.R., & Mcallister, B.T. (2014). Enhancing generalisation in biofeedback intervention using the challenge point framework: A case study. Clinical Linguistics & Phonetics, 29 (1), 59–75. https://doi.org/10.3109/02699206.2014.956232) (review date: 10.09.2021). 

Kiroy, V.N., Bakhtin, O.M., Krivko, E.M., Lazurenko, D.M., Aslanyan, E.V., Shaposhnikov, D.G., & Shcherban, I.V. (2022). Spoken and Inner Speech-related EEG Connectivity in Different Spatial Direction. Biomedical Signal Processing and Control, 71 (B), 103–224. https://doi.org/10.1016/j.bspc.2021.103224 

Krishna, G., Carnahan, M., Shamapant, S., Surendranath, Y. et al. (2021). Brain Signals to Rescue Aphasia, Apraxia and Dysarthria Speech Recognition. 43rd Annual International Conference of the IEEE Engineering in Medicine & Biology Society (EMBC), (pp. 6008–6014). https://doi.org/10.1109/EMBC46164.2021.9629802 

Laganaro, M. (2012). Patterns of Impairments in AOS and Mechanisms of Interaction Between Phonological and Phonetic Encoding. Journal of Speech Language and Hearing Research, 55 (5), 1535. https://doi.org/10.1044/1092–4388(2012/11–0316) 

Laganaro, M. (2019). Phonetic encoding in utterance production: a review of open issues from 1989 to 2018. Language, Cognition and Neuroscience, 34 (9), 1193–1201. https://doi.org/10.1080/23273798.2019.1599128 

Leisman, G., Moustafa, A.A., Shafir, T. (2016). Thinking, Walking, Talking: Integratory Motor and Cognitive Brain Function. Front Public Health, 25, 4–94. https://doi.org/10.3389/fpubh.2016.00094 

Levelt, W.J.M. (1989). Speaking: from intention to articulation. Cambridge: MIT Press. 

McAllister, B.T., Swartz, M.T., Halpin, P.F., Szeredi, D., & Maas, E. (2016). Direction of attentional focus in biofeedback treatment for /r/ misarticulation. International Journal of Language & Communication Disorders, 51 (4), 384–401. https://doi.org/10.1111/1460– 6984.12215 

Ruscello, D.M. (1995). Visual feedback in treatment of Residual Phonological disorders. Journal of Communication Disorders, 28 (4), 279–302. doi: 10.1016/0021–9924(95)00058-X 

Shuster, L.I., Ruscello, D.M., & Smith, K.D. (1992). Evoking [r] Using Visual Feedback. American Journal of Speech-Language Pathology, 1 (3), 29. https://doi.org/10.1044/1058–0360.0103.29 

Yamaguchi, H., Yamazaki, T., Yamamoto, K., Ueno, S. et al. (2015). Decoding Silent Speech in Japanese from Single Trial EEGS: Preliminary Results. Journal of Computer Science & Systems Biology, 8, 285–291. https://doi.org/10.4172/jcsb.1000202


Для цитирования статьи:

Морковина А.Д., Шевченко А.О., Строганова В.В., Вартанов А.В.Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.77-87. doi: 10.11621/npj.2023.0107

Скопировано в буфер обмена

Скопировать