ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями

Скачать в формате PDF

Поступила: 22.08.2022

Принята к публикации: 19.10.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: подростки; жизнестойкость; детско-родительские отношения; способы реагирования в трудных ситуациях и повседневных стрессах

Страницы: 32-43

DOI: 10.11621/npj.2023.0103

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Данилова М.В. Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.32-43. doi: 10.11621/npj.2023.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Данилова Марина Викторовна Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Актуальность. В контексте динамичности и сложности подросткового развития на фоне стремительной смены событий современной жизни и их стрессогенности исследования жизнестойкости приобретают особую актуальность. Cемья остается важным фактором, влияющим на развитие и поддержание жизнестойкости подростка, а также на формирование инструментов совладания с трудными ситуациями. 

Цель. Изучение взаимосвязи жизнестойкости, характеристик реагирования подростков на трудные и повседневные стрессовые ситуации с параметрами детско-родительских отношений. 

Выборка. В исследовании участвовали 162 подростка 14–16 лет (63 юноши и 99 девушек), воспитывающихся в полных (108 человек) и неполных семьях (54 человека). 

Методы. В исследовании были использованы: авторская анкета, опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой (Мaddi, 2006); опросник детско-родительских отношений «Подростки о родителях» (Schaefer, 2004) в адаптации Л.И. Вассермана, И.А. Горьковой, Е.Е. Ромицыной. 

Результаты. Уровень жизнестойкости подростков соответствует нижней границе средне-нормативных значений. Наиболее высокие результаты получены по параметру вовлеченности в жизнь, что отражает возрастные характеристики, а самые низкие значения — по принятию риска, что показывает ограниченность социального опыта. На основании ответов на вопросы анкеты были выделены факторы способов реагирования в трудных жизненных ситуациях. Анализ детско-родительских отношений показал, что восприятие подростком родительского отношения как враждебного является показателем, провоцирующим снижение его жизнестойкости. В подростковом возрасте детско-родительские отношения оказывают влияние на выбор конструктивных способов реагирования на трудные жизненные ситуации. 

Выводы. Показано значение детско-родительских отношений для жизнестойкости подростков, выявлена половая специфика взаимосвязей жизнестойкости, способов реагирования в трудных ситуациях с характеристиками детско-родительских отношений. На основании разработанной анкеты получены факторы способов реагирования на трудные жизненные ситуации и стрессы (фактор «Самостоятельный поиск решения проблем», фактор «Передача ответственности», фактор «Уход от решения проблемы»).


Литература

Авдеева Н.Н., Хоффман Б.Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8, No 4. С. 69–78. doi: 10.17759/jmfp.2019080407 

Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Связь жизнестойкости студентов с отношением к ним родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, No 3. C. 75–89. https://doi.org/10.17759/pse.2020250307 

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004. 

Горьковая И.А., Исаченко Т.В., Шмыгарева В.В. Влияние макросоциальных условий на жизнестойкость подростков // Современные проблемы науки и образования. 2015. No 1–2. [Электронный ресурс] // URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19963 (дата обращения: 14.08.2022). 

Гуцунаева С.В. Копинг-стратегии подростков с различным уровнем жизнестойкости // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. No 3 (часть 1). С. 92–95. 

Даукша Л.М. Взаимосвязь жизнестойкости и восприятия подростками детско-родительских отношений // Общество. 2017. No 3 (8). С. 44–47. 

Иванова М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков // Фундаментальные исследования. 2013. No 10–4. С. 875–878. 

Иванова О.И., Бусарова О.Р. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей // Психология и право. 2020. Т. 10, No 1. С. 103–115. https//doi.org/10.17759/psylaw.2020100109 

Калашникова М.Б., Никитина Е.В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник Новгородского гос. ун-та. 2017. No 4 (102). С. 51–55. 

Канашов А.Е., Трусова А.В. Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков // Национальный психологический журнал. 2021. No 2 (42). С. 76–87. doi: 10.11621/npj.2021.0207 

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6, No 2. С. 15–26. doi: 10.17759/jmfp.2017060202 

Карабанова О.А. В поисках оптимального стиля родительского воспитания // Национальный психологический журнал. 2019. No 3 (35). С. 71–79. doi: 10.11621/npj.2019.0308 

Кожевникова О.В. Ценностно-смысловые предикторы жизнестойкости студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2017. No 1 (21). С. 42–48. 

Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, No 2. С. 5–15. 

Купченко В.Е. Возрастные особенности жизнестойкости у лиц с различными типами жизненной стратегии // Вестник Омского университета. Серия Психология. 2014. No 1. С. 17–23. 

Леонова Е.В. Родители и дети в период изоляции: внешние и внутренние факторы взаимопонимания // Национальный психологический журнал. 2020. No 3 (39). С. 48–56. doi: 10.11621/npj.2020.0307 

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 

Лобза О.В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. No 2 (83). С. 75–79. 

Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 

Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 

Овчарова Р.В. Методология исследования жизнестойкости личности // Вестник Курганского государственного университета. 2019. No 2 (53). С. 59–65. 

Одинцова М.А. Стресспреодолевающее поведение старшеклассников с разным уровнем жизнестойкости // Известия Саратовского университета Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. No 2. С. 191–198. 

Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. М.: Институт психологии РАН, 2007. 

Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме конструктной валидности опросника «Юношеская копинг-шкала») // Вопросы психологии. 2007. No 4. С. 143–156. 

Циринг Д.А. Исследование жизнестойкости у беспомощных и самостоятельных подростков // Вестник Томского государственного университета. 2009. No 323. С. 336–342. 

Чухрова М.Г., Митрофанова О.Е., Филь Т.А., Пронин С.В., Александрова А.А. Анализ жизнестойкости в контексте агрессивности личности // Мир науки, культуры, образования. 2018. No 5 (72). С. 359–362. 

Шварева Е.В. Жизнестойкость у подростков из разной образовательной среды // Наука и современность. 2010. No 6-1. С. 411–414. 

Eschleman, K.J., Bowling, N.A., Alarcon, G.M. (2010). A meta-analytic examination of hardiness. International Journal of Stress Management, 17 (4), 277–307. doi: 10.1037/a0020476 

Furyaeva, T.V., Yakovleva, N.F., Fayzullina, K.A. (2021). Hardiness Development In Adolescents At Social Risk Group. European proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Krasnoyarsk, 19–21 May 2021 (pp. 1586–1594). Krasnoyarsk: ISO LONDON LIMITED — European Publisher. 

Kim, K., Birditt, K.S., Zarit, S.H., & Fingerman, K.L. (2020). Typology of parent — child ties within families: Associations with psychological well-being. Journal of Family Psychology, 34 (4), 448–458. doi: 10.1037/fam0000595 

Kobasa, S.C. (2011). Stressful life events, personality, and health — inquiry into hardiness. Journal of Personality and Social Psychology, 37 (1), 1–11. 

Maddi, S.R. (2005). On hardiness and other pathways to resilience. American Psychology, 60 (3), 261–262. doi: 10.1037/0003–066X.60.36.261 

Maddi, S.R., Kahn, S., Maddi, D.L. (1998). The Effectiveness of Hardiness Training. Consulting Psychology Journal, 50 (2), 78–86. doi: 10.1037/1061–4087.50.2.78 

Noorafshan, L., Jowkar, B., Hosseini, F.S. (2013). Effect of Family Communication Patterns of Resilience among Iranian Adolescents. Procedia Social and Behavioral Sciences, 84 (4), 900–904. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.06.670 

Schaplavska, J., Plotka, I. (2009). The investigation of correlations between hardiness, its components and the choice of definite coping behavioral strategies among the students. In Abstract Book International scientific-practical conference “Business, Studies and Me” (pp. 103–104). Siauliai. 

Żarczyńska-Hyla, J., Zdaniuk, B., Piechnik-Borusowska, J., & Kromolicka, B. (2019). Parentification in the Experience of Polish Adolescents. The Role of Socio-demographic Factors and Emotional Consequences for Parentified youth. The New Educational Review, 55, 135–146. doi: 10.15804/tner.2019.55.1.11


Для цитирования статьи:

Данилова М.В.Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.32-43. doi: 10.11621/npj.2023.0103

Скопировано в буфер обмена

Скопировать