ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 11.12.2022

Дата публикации в журнале: 16.03.2023

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра; интеллектуальный профиль; вербальная гибкость; системы активации и торможения поведения; открытость новому опыту

Страницы: 18-31

DOI: 10.11621/npj.2023.0102

Доступно в on-line версии с: 16.03.2023

Для цитирования статьи:

Козунова Г.Л., Новиков А.Ю., Чернышев Б.В. Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом. // Национальный психологический журнал 2023. № 1. c.18-31. doi: 10.11621/npj.2023.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2023

Козунова Галина Леонидовна Московский государственный психолого-педагогический университет

Новиков Артем Юрьевич Center for Curative Pedagogics

Чернышев Борис Владимирович Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Аутизм является первазивным расстройством психики, обусловленным нарушением развития нервной системы в раннем онтогенезе. При легких формах аутизм может оставаться недиагностированным и во взрослом возрасте. Исследования особенностей личности и интеллекта у взрослых пациентов с аутизмом необходимы для качественной диагностики мягких форм этого расстройства у социально адаптированных людей. 

Цель. Изучение профиля интеллектуальных способностей у взрослых людей с высокофункциональным аутизмом и его взаимосвязи с особенностями темперамента и выраженностью симптомов аутистического спектра. 

Выборка. В исследовании приняли участие 30 пациентов с высокофункциональным аутизмом и 30 нейротипичных испытуемых в возрасте от 18 до 20 лет. 

Методы. Участники исследования прошли тестирование интеллекта с помощью короткой версии теста Векслера и заполнили опросник «Чувствительность систем активации и торможения поведения» Карвера — Уайта. Кроме того, группа пациентов с аутизмом заполнила опросник «Коэффициент аутизма», разработанный Бароном-Коэном, для оценки выраженности клинических симптомов. 

Результаты. Пациенты с аутизмом, не отличаясь от контрольной группы по общему уровню интеллекта, показали значимо более низкий уровень вербальных способностей. Чем ярче у них были выражены клинические симптомы, тем ниже были их показатели вербальной гибкости. В клинической группе были значимо снижены баллы по шкале «Чувствительность системы активации поведения», что проявлялось в низком уровне поиска новых и приятных впечатлений (Fun seeking). В отличие от нейротипичной выборки, в которой более высокая чувствительность системы активации поведения положительно коррелировала с вербальными способностями, у пациентов с аутизмом особенности темперамента не были связаны с профилем интеллекта. 

Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что аутизм во взрослом возрасте сопровождается сниженной вербальной гибкостью. Можно предполагать, что такой интеллектуальный профиль является отдаленным последствием задержки речевого развития в раннем возрасте.


Литература

Acar, S., Runco, M.A. (2012). Psychoticism and creativity: A meta-analytic review. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 6 (4), 341–350. 

Ackerman, P.L., Heggestad, E.D. (1997). Intelligence, personality, and interests: evidence for overlapping traits. Psychological bulletin, 121 (2), 219–245. 

American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (5th ed.). (2013). Arlington, VA: American Psychiatric Association. 

Ankenman, K., Elgin, J., Sullivan, K., Vincent, L., Bernier, R. (2014). Nonverbal and verbal cognitive discrepancy profiles in autism spectrum disorders: Influence of age and gender. American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities, 119 (1), 84–99. 

Barneveld, P.S., Pieterse, J., de Sonneville, L., van Rijn, S., Lahuis, B., van Engeland, H., Swaab, H. (2011). Overlap of autistic and schizotypal traits in adolescents with autism spectrum disorders. Schizophrenia research, 126 (1–3), 231–236. 

Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Skinner, R., Martin, J., Clubley, E. (2001). The autism-spectrum quotient (AQ): Evidence from asperger syndrome/high-functioning autism, malesand females, scientists and mathematicians. Journal of autism and developmental disorders, 31 (1), 5–17. 

Billeiter, K.B., Froiland, J.M., Allen, J.P., Hajovsky, D.B. (2022). Neurodiversity and Intelligence: evaluating the flynn effect in children with autism spectrum disorder. Child Psychiatry & Human Development, 53 (5), 919–927. 

Blain, S.D., Grazioplene, R.G., Ma, Y., DeYoung, C.G. (2020). Toward a neural model of the Openness-Psychoticism dimension: Functional connectivity in the default and frontoparietal control networks. Schizophrenia Bulletin, 46 (3), 540–551. 

Blain, S.D., Longenecker, J.M., Grazioplene, R.G., Klimes-Dougan, B., DeYoung, C.G. (2020). Apophenia as the disposition to false positives: A unifying framework for openness and psychoticism. Journal of Abnormal Psychology, 129 (3), 279–292. 

Carver, C.S., White, T.L. (1994). Behavioral inhibition, behavioral activation, and affective responses to impending reward and punishment: the BIS/BAS scales. Journal of personality and social psychology, 67 (2), 319–333. 

Chmielewski, M., Bagby, R.M., Markon, K., Ring, A.J., & Ryder, A.G. (2014). Openness to experience, intellect, schizotypal personality disorder, and psychoticism: Resolving the controversy. Journal of personality disorders, 28 (4), 483–499. 

Christensen, A.P., Kenett, Y.N., Cotter, K.N., Beaty, R.E., & Silvia, P.J. (2018). Remotely close associations: Openness to experience and semantic memory structure. European Journal of Personality, 32 (4), 480–492. 

DeYoung, C.G., Peterson, J.B., Higgins, D.M. (2002). Higher-order factors of the Big Five predict conformity: Are there neuroses of health? Personality and Individual differences, 33 (4), 533–552. 

DeYoung, C.G., Peterson, J.B., & Higgins, D.M. (2005). Sources of openness/intellect: Cognitive and neuropsychological corre- lates of the fifth factor of personality. Journal of personality, 73 (4), 825–858. 

DeYoung, C.G., Grazioplene, R.G., Peterson, J.B. (2012). From madness to genius: The Openness/Intellect trait domain as a paradoxical simplex. Journal of Research in Personality, 46 (1), 63–78. 

Ehlen, F., Roepke, S., Klostermann, F., Baskow, I., Geise, P., Belica, C., Behnia, B. (2020). Small semantic networks in individuals with autism spectrum disorder without intellectual impairment: a verbal fluency approach. Journal of Autism and Developmental Disorders, 50 (11), 3967–3987. 

Fayn, K., Silvia, P.J., MacCann, C., & Tiliopoulos, N. (2017). Interested in different things or in different ways? Exploring the engagement distinction between openness and intellect. Journal of Individual Differences, 38 (4), 265–273. 

Fujiwara, M., Numano, S., Tanaka, T., Nakamura, M., Kato, N., & Haruno, M. (2022). Subgroups of people with high Autism-Spectrum Quotient scores identified from a large set of personality traits and attributes. medRxiv. (Retrieved from https://www.medrxiv.org/content/10.1101/2022.07.06.22277323v1.full.pdf+html). 

Grondhuis, S.N., Lecavalier, L., Arnold, L.E., Handen, B.L., Scahill, L., McDougle, C.J., & Aman, M.G. (2018). Differences in verbal and nonverbal IQ test scores in children with autism spectrum disorder. Research in Autism Spectrum Disorders, 49, 47–55. 

Hodgson, A.R., Freeston, M.H., Honey, E., Rodgers, J. (2017). Facing the unknown: Intolerance of uncertainty in children with autism spectrum disorder. Journal of applied research in intellectual disabilities, 30 (2), 336–344. 

Hollocks, M.J., Lerh, J.W., Magiati, I., Meiser-Stedman, R., Brugha, T.S. (2019). Anxiety and depression in adults with autism spectrum disorder: a systematic review and meta-analysis. Psychological medicine, 49 (4), 559–572. 

Jenkinson, R., Milne, E., & Thompson, A. (2020). The relationship between intolerance of uncertainty and anxiety in autism: A systematic literature review and meta-analysis. Autism, 24 (8), 1933–1944. 

Keenan, E.G., Gotham, K., Lerner, M.D. (2018). Hooked on a feeling: Repetitive cognition and internalizing symptomatology in relation to autism spectrum symptomatology. Autism, 22 (7), 814–824. 

Kretzschmar, A., Spengler, M., Schubert, A.L., Steinmayr, R., Ziegler, M. (2018). The relation of personality and intelligence — What can the Brunswik symmetry principle tell us? Journal of Intelligence, 6 (3), 30. 

Lehnhardt, F.G., Gawronski, A., Volpert, K., Schilbach, L., Tepest, R., & Vogeley, K. (2011). Psychosocial functioning of adults with late diagnosed autism spectrum disorders — a retrospective study. Fortschritte der Neurologie-Psychiatrie, 80 (2), 88–97. 

Lodi-Smith, J., Rodgers, J.D., Cunningham, S.A., Lopata, C., Thomeer, M.L. (2019). Meta-analysis of Big Five personality traits in autism spectrum disorder. Autism, 23 (3), 556–565. 

Ma-Kellams, C., Wu, M.S. (2020). Gender, behavioral inhibition/activation, and emotional reactions to negative natural and social events. Personality and Individual Differences, 157, 109809. 

Markon, K.E., Krueger, R.F., Watson, D. (2005). Delineating the structure of normal and abnormal personality: an integrative hierarchical approach. Journal of personality and social psychology, 88 (1), 139–157. 

Mayes, S.D., Calhoun, S.L. (2008). WISC–IV and WIAT-II profiles in children with high-functioning autism. Journal of autism and developmental disorders, 38 (3), 428–439. 

McCrae, R.R., Costa, P.T.Jr. (1997). Conceptions and correlates of Openness to Experience. In R. Hogan, J.A. Johnson, & S.R. Briggs (Eds.), Handbook of personality psychology (pp. 269–290). Orlando, FL: Academic Press. 

Mishara, A.L. (2010). Klaus Conrad (1905–1961): Delusional mood, psychosis, and beginning schizophrenia. Schizophrenia Bulletin, 36 (1), 9–13. 

Mundy, P.C., Henderson, H.A., Inge, A.P., Coman, D.C. (2007). The modifier model of autism and social development in higher functioning children. Research and practice for persons with severe disabilities: the journal of TASH, 32 (2), 124–139. 

Must, O., Must, A., & Raudik, V. (2003). The secular rise in IQs: In Estonia, the Flynn effect is not a Jensen effect. Intelligence, 31 (5), 461–471. 

Pavăl, D. (2017). A dopamine hypothesis of autism spectrum disorder. Developmental neuroscience, 39 (5), 355–360. 

Schriber, R.A., Robins, R.W., & Solomon, M. (2014). Personality and self-insight in individuals with autism spectrum disorder. Journal of personality and social psychology, 106 (1), 112–130. 

Schwartzman, B.C., Wood, J.J., Kapp, S.K. (2016). Can the five factor model of personality account for the variability of autism symptom expression? Multivariate approaches to behavioral phenotyping in adult autism spectrum disorder. Journal of autism and developmental disorders, 46 (1), 253–272. 

Shenk, D. (2017). What is the Flynn Effect, and how does it change our understanding of IQ? Wiley Interdisciplinary Reviews. Cognitive Science, 8 (1), e1366. 

Smits, D.J., Boeck, P.D. (2006). From BIS/BAS to the big five. European journal of personality, 20 (4), 255–270. 

Takayanagi, M., Kawasaki, Y., Shinomiya, M., Hiroshi, H., Okada, S., Ino, T., Niwa, S.I. (2022). Review of cognitive characteristics of autism spectrum disorder using performance on six subtests on four versions of the Wechsler intelligence scale for children. Journal of autism and developmental disorders, 52 (1), 240–253. 

Tarasi, L., Trajkovic, J., Diciotti, S., di Pellegrino, G., Ferri, F., Ursino, M., Romei, V. (2022). Predictive waves in the autism-schizophrenia continuum: a novel biobehavioral model. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 132, 1–22. 

Tubío-Fungueiriño, M., Cruz, S., Sampaio, A., Carracedo, A., Fernández-Prieto, M. (2021). Social camouflaging in females with autism spectrum disorder: A systematic review. Journal of Autism and Developmental Disorders, 51 (7), 2190–2199. 

Van de Cruys, S., Evers, K., Van der Hallen, R., Van Eylen, L., Boets, B., De-Wit, L., Wagemans, J. (2014). Precise minds in uncertain worlds: predictive coding in autism. Psychological review, 121 (4), 649–675. 

Wechsler, D. (1955). Manual for the Wechsler Adult Intelligence Scale. New York: Psychological Corporation. 

Williams, D.M., Bowler, D.M., Jarrold, C. (2012). Inner speech is used to mediate short-term memory, but not planning, among intellectually high-functioning adults with autism spectrum disorder. Developmental Psychopathology, 24, 225–239. 

Zener, D. (2019). Journey to diagnosis for women with autism. Advances in Autism, 5 (1), 2–13.


Для цитирования статьи:

Козунова Г.Л., Новиков А.Ю., Чернышев Б.В.Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом. // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. c.18-31. doi: 10.11621/npj.2023.0102

Скопировано в буфер обмена

Скопировать