ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Система профессиональной подготовки психологов МЧС России

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 30.09.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: профессионально-психологический отбор; профессионально-важные качества; система подготовки специалистов; психограмма; психолог МЧС России; система повышения квалификации; профессиональные компетенции

Страницы: 116–131

DOI: 10.11621/npj.2022.0411

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С. Система профессиональной подготовки психологов МЧС России. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.116–131. doi: 10.11621/npj.2022.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Шойгу Юлия Сергеевна Центр экстренной психологической помощи МЧС России

Аннотация

Актуальность настоящей работы обусловлена высокой социальной значимостью задачи сохранения жизни, физического и психического здоровья, а также психологического благополучия людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях и специалистов, которые приходят им на помощь. Современный мир со множеством угроз, опасностей, рисков с каждым годом предъявляет к человеку новые требования, в том числе и в профессиональной деятельности. Сложность профессиональной деятельности психолога МЧС, особенность условий, высокая цена ошибки обуславливает взаимосвязь между наличием сложной, непрерывной многоуровневой системы подготовки и эффективностью оказания психологической помощи пострадавшим от ЧС и сотрудникам МЧС. 

Цель данной статьи — проанализировать взаимосвязь требований к профессии и системы мероприятий по подготовке специалистов; описать содержание и особенности подготовки на разных этапах профессионального пути. 

Результаты. В статье приведены многолетние результаты разработки целостной системы подготовки психологов МЧС России, направленной на повышение и поддержание эффективности деятельности, психического и физического здоровья и профессионального долголетия специалиста, включающей: участие специалистов в реализации программ высшего профессионального образования по подготовке психологов в вузах; разработку и осуществление профессионально-психологического отбора с учетом требований к личностным качествам специалиста и психограммы психолога МЧС России; проведение профессионального собеседования по теоретическим и прикладным вопросам; реализацию мероприятий по адаптации специалиста на рабочем месте посредством развитой системы наставничества, интеграцию специалиста в службу; внедрение единой системы нормативного и методического обеспечения деятельности; реализацию системы повышения квалификации и создание условий и возможностей для непрерывного совершенствования профессионального мастерства. 

Выводы. Подготовка специалистов психологической службы является сложной, многоуровневой системой организационных и методических мероприятий; ее структура и особенности обусловлены требованиями, предъявляемыми условиями профессиональной деятельности; конечной целью мероприятий по подготовке специалистов психологической службы МЧС России является повышение качества оказания психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и сотрудникам ведомства, обеспечение и поддержание психического здоровья, психологического благополучия и профессионального долголетия специалистов-психологов.


Литература

Авдеева И.О. Профессиография и ее роль в развитии профессионализма // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. No 2. С. 40–42. 

Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 

Алексеева И.Ю., Батаршев А.В., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. Альманах психологических тестов. Под ред. Римской С.А., Римского Р.Р. М.: КСП, 1995. 

Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М.: Институт медико-биологических проблем; ММА, 2000. 

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основа интерпретации, некоторые области применения. М.: Издательство «Березин Феликс Борисович», 2011. 

Бессонова Ю.В. Психологические особенности профессиональной мотивации деятельности в экстремальных условиях. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 

Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. 

Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2001. 

Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 

Гуцыкова С.В. Метод экспертных оценок: теория и практика. М.: Изд-во ИП РАН, 2011. 

Игнатова Ю.П., Макарова И.И., Яковлева К.Н., Аксенова А.В. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы // Уральский медико-биологический журнал. 2019. No 3. С. 38–47. doi: 10.34014/2227-1848-2019-3-38-51 

Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2011. 

Кечил Д.И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 

Лаврова Н.А. Влияние личностных особенностей на успешность профессиональной деятельности в системе «человек-человек». Тезисы московской межвузовской научно-практической конференции «Психодиагностика: области применения, проблемы, перспективы развития» / Под ред. М.Ю. Карелиной. М.: Изд-во МИССО, 2003. 

Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. СПб.: Речь, 2008. 

Машков В.Н. Дифференциальная психология человека. СПб.: Питер, 2008. 

Методическое руководство по проведению профессионального психологического отбора в системе МЧС России. М.: ГУ ЦЭПП МЧС России, 2006. 

Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (формы, механизмы, стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. СПб.: Речь, 2008. 

Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность. Реферативный сборник избранных работ по грандам в области гуманитарных наук. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 

Орлов А.И. Экспертные оценки: учеб. Пособие. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. 

Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д. Столяренко. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 

Приказ МЧС России от 25.04.2003 No 218 «О создании психологической службы МЧС России» // [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 03.09.2021). 

Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2001. 

Сергеева О.М. Общий психологический практикум. Тема «Эмоции и мотивация». Н. Новгород: Нижегородский гос. ун-т, 2014. 

Симонова Н.Н., Мастренко А.С., Султанова Ф.Р., Губайдулина Л.М., Барабанщикова В.В. Личностная надежность спасателей МЧС и их профессиональная успешность // Вестник Московского Университета. Серия 14 Психология. 2020. No 4. С. 221–250. doi: 10.11621/vsp.2020.04.11 

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. 2020. No 1 (37). С. 94–106. doi: 10.11621/ npj.2020.0109 

Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии: методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 

Шойгу Ю.С. Психологическая служба МЧС России: актуальное состояние и перспективы развития // Профессиональное образование. Столица. 2016. No 3. С. 29–33. 

Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 1998. 

Day, D.V., Silverman, S.B. (1989). Personality and job performance: evidence of incremental validity. Personnel Psychology, 42, 25–36. 

Ericsson, K.A., Krampe, R.T., Tesch-Romer, С. (1993). The role of deliberate practice in the acquisition of expert performance. Psychological Review, 100, 363–406. 

Eysenck, H.J. (1960). The structure of human personality. London: Methuen. 

Nuttin, J., Lens, W. (1985). Future time perspective and motivaition: Theory and research method. Leuven Hillsdale; NJ: Leuven University Press Erbaum.


Для цитирования статьи:

Шойгу Ю. С.Система профессиональной подготовки психологов МЧС России. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.116–131. doi: 10.11621/npj.2022.0411

Скопировано в буфер обмена

Скопировать