Поступила: 30.08.2022
Принята к публикации: 29.09.2022
Дата публикации в журнале: 30.12.2022
Ключевые слова: мотивация; трудовые интересы; организационная и рабочая вовлеченность; эффективность; образовательные технологии
Страницы: 102–115
DOI: 10.11621/npj.2022.0410
Доступно в on-line версии с: 30.12.2022
Лобанова, Т.Н. (2022). Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий. Национальный психологический журнал, (4) , 102–115. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0410
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Анализ взаимосвязи трудовых интересов как ценностно-мотивационной, эмоционально окрашенной позиции работника, выраженной в практическом отношении к труду, с организационной и трудовой вовлеченностью и эффективностью работы сотрудника.
Методы. Для измерения уровня вовлеченности сотрудников и их интересов была составлена авторская анкета из 54 вопросов, включающая шкалы рабочей и организационной вовлеченности и методику трудовых интересов. Также совместно с руководителями рассматриваемой компании были разработаны оценочные листы для измерения рабочей эффективности по трем группам критериев: качественному, количественному и временному. Исследование проводилось на примере одной из международных компаний, работающей в сфере образовательных технологий на российском и европейском рынке.
Выборка. В опросе приняли участие респонденты разного должностного уровня от топ-менеджмента до специалистов (N = 155, 48% женщин, 52% мужчин), в возрасте от 18 до 36 лет со стажем работы от 0,5 года до 3 лет. 60% имеют высшее образование, 40% работают в компании с неоконченным высшим образованием.
Результаты исследования проверялись с помощью корреляционного анализа Спирмена. Проверке были подвергнуты факторы организационной и рабочей вовлеченности, виды трудовых интересов, а также эффективность. Почти по всем шкалам были обнаружены значительные связи, что подтвердило гипотезу о том, что вовлеченность сотрудников напрямую зависит от их интересов. Карьерные интересы оказались значимо связаны с качественным критерием эффективности на уровне p < 0,01. Референтные интересы также имели корреляционную связь с эффективностью сотрудников. Выяснилось, что самой высокой эффективностью и вовлеченностью обладают топ-менеджеры компании.
Выводы. Из полученной корреляции трудовых интересов и рабочей вовлеченности следует вывод, что человек активнее погружается в свою работу, когда учитываются его интересы. Также подтвердилась связь корпоративных интересов с организационной вовлеченностью. Было обнаружено, что организационная и рабочая вовлеченность связаны с такими группами интересов работников как групповые, карьерные, профессиональные, корпоративные и референтные.
Волгушева А.А. Право и социальные интересы // 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://center-yf.ru/data/stat/socialnyy-interes.php (дата обращения: 18.06.2022).
Карпов А.В., Карпов А.А. Методологические аспекты психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса. Психология управления персоналом и экосистема наставничества в условиях изменения технологического уклада. Вторая международная научно-практическая конференция (11–12 ноября 2021 г., Нижний Новгород): сборник статей / Под ред. Л.Н. Захаровой, И.С. Леоновой. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Москва, 1992.
Крушинская Ю. Сообщества и community management как многогранный инструмент достижения целей // 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://communityhub.ru/juliya-krushinskaya (дата обращения: 04.06.2022).
Левенчук А. Закат профессий. 2015-10-28 // [Электронный ресурс] // URL: http://erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения 22.06.2022).
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. No 1. С. 13–31.
Лобанова Т.Н. Влияние доминирующих трудовых интересов на деятельность сотрудников организации // Организационная психология. 2015. No 2. С. 26–45.
Лобанова Т.Н. Методика изучения трудовых интересов работников современных организаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. No 2. С. 314–340.
Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. М.: Вече; АСТ, 2002.
Онучин А. Изучение вовлечения // HRTimes. 2013. No 24. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecopsy.ru/insights/ izuchenie-vovlecheniya/ (дата обращения: 05.06.2022).
Петрова С.И. О категориях «потребность», «интерес», «мотив» // Наука без границ. 2018. No 7 (24). С. 90–94.
Смирнов П.С. Вовлеченность персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами // Организационная психология. 2019. No 1. С. 81–95.
Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Издательство ВВМ, 2014. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018.
Ahmed, S., Taskin, N., Pauleen, D., Parker, J. (2017). Motivating Information Technology Professionals: The case of New Zealand. Australasian Journal of Information Systems, 21. https://doi.org/10.3127/ajis.v21i0.14
AON Hewitt. (2013). Best employers. (Retrieved from https://ceplb03.hewitt.com/bestemployers/canada/pages/emp_engage- ment.htm) (review date: 21.06.2022).
Handbook of Industrial. Work and Organizational Psychology. (2020). In N. Anderson, D.S. Ones, H.K. Sinangil, C. Viswesvaran (Eds.). London; Thousand Oaks; New Delhi: Sage Publications.
Lobanova, T. (2020). The Study of Labor Interests of Young Workers in the Selection and Adaptation of Personnel. Behavioral Sciences, 10 (1), 22. https://doi.org/10.3390/bs10010022
MacLeod, D., Clarke, N. (2011). Engaging for success: enhancing performance through employee engagement. A report to Government. (Retrieved from https://dera.ioe.ac.uk/1810/1/file52215.pdf) (review date: 12.06.2022)
Saks, A.M. (2006). Antecedents and consequences of employee engagement. Journal of managerial psychology, 21 (7), 600–619.
Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2004). Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary Manual. (Retrieved from https://www.wilmarschaufeli.nl/publications/Schaufeli/Test%20Manuals/Test_manual_UWES_English.pdf) (review date: 03.02.2022).
Schaufeli, W.B., Salanova, M., Gonzalez-Roma, V., Bakker, A.B. (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. Journal of Happiness studies, 3 (1), 71–92.
Trends in Global Employee Engagement. (2017). (Retrieved from https://markapracodawcy.pl/wp-content/uploads/2017/03/2017-Trends-in-Global-Employee-Engagement.pdf) (review date: 20.06.2022).
Working Today: Understanding What Drives Employee Engagement. (2003). The 2003 Towers Perrin Talent Report US Report. (Retrieved from https://studylib.net/doc/12886509/understanding-what-drives-employee-engagement-working-tod) (review date: 20.06.2022).
Лобанова, Т.Н.Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. , 102–115. doi: 10.11621/npj.2022.0410
Скопировано в буфер обмена
Скопировать