ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 29.09.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: мотивация; трудовые интересы; организационная и рабочая вовлеченность; эффективность; образовательные технологии

Страницы: 102–115

DOI: 10.11621/npj.2022.0410

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Лобанова Т. Н. Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.102–115. doi: 10.11621/npj.2022.0410

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Лобанова Татьяна Николаевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Трудовая деятельность в цифровом обществе коренным образом отличается от наших прошлых представлений о работе. Столь же стремительно меняются и характеристики этой деятельности, в частности — мотивация и интересы работников информационно-технологической сферы. В этой связи изучение роли трудовых интересов, их взаимосвязи с вовлеченностью и эффективностью работников данной сферы продолжает оставаться актуальной проблемой. 

Цель. Анализ взаимосвязи трудовых интересов как ценностно-мотивационной, эмоционально окрашенной позиции работника, выраженной в практическом отношении к труду, с организационной и трудовой вовлеченностью и эффективностью работы сотрудника. 

Методы. Для измерения уровня вовлеченности сотрудников и их интересов была составлена авторская анкета из 54 вопросов, включающая шкалы рабочей и организационной вовлеченности и методику трудовых интересов. Также совместно с руководителями рассматриваемой компании были разработаны оценочные листы для измерения рабочей эффективности по трем группам критериев: качественному, количественному и временному. Исследование проводилось на примере одной из международных компаний, работающей в сфере образовательных технологий на российском и европейском рынке. 

Выборка. В опросе приняли участие респонденты разного должностного уровня от топ-менеджмента до специалистов (N = 155, 48% женщин, 52% мужчин), в возрасте от 18 до 36 лет со стажем работы от 0,5 года до 3 лет. 60% имеют высшее образование, 40% работают в компании с неоконченным высшим образованием. 

Результаты исследования проверялись с помощью корреляционного анализа Спирмена. Проверке были подвергнуты факторы организационной и рабочей вовлеченности, виды трудовых интересов, а также эффективность. Почти по всем шкалам были обнаружены значительные связи, что подтвердило гипотезу о том, что вовлеченность сотрудников напрямую зависит от их интересов. Карьерные интересы оказались значимо связаны с качественным критерием эффективности на уровне p < 0,01. Референтные интересы также имели корреляционную связь с эффективностью сотрудников. Выяснилось, что самой высокой эффективностью и вовлеченностью обладают топ-менеджеры компании. 

Выводы. Из полученной корреляции трудовых интересов и рабочей вовлеченности следует вывод, что человек активнее погружается в свою работу, когда учитываются его интересы. Также подтвердилась связь корпоративных интересов с организационной вовлеченностью. Было обнаружено, что организационная и рабочая вовлеченность связаны с такими группами интересов работников как групповые, карьерные, профессиональные, корпоративные и референтные.


Литература

Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Временная и жизненная перспектива как мотивационный центр самоопределения в ранней юности: сравнительно-историческое исследование // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 14, No 1. С. 6–15. 

Волгушева А.А. Право и социальные интересы // 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://center-yf.ru/data/stat/socialnyy-interes.php (дата обращения: 18.06.2022). 

Карпов А.В., Карпов А.А. Методологические аспекты психологического анализа деятельности субъектно-информационного класса. Психология управления персоналом и экосистема наставничества в условиях изменения технологического уклада. Вторая международная научно-практическая конференция (11–12 ноября 2021 г., Нижний Новгород): сборник статей / Под ред. Л.Н. Захаровой, И.С. Леоновой. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2021. 

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 

Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Москва, 1992. 

Крушинская Ю. Сообщества и community management как многогранный инструмент достижения целей // 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://communityhub.ru/juliya-krushinskaya (дата обращения: 04.06.2022). 

Левенчук А. Закат профессий. 2015-10-28 // [Электронный ресурс] // URL: http://erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения 22.06.2022). 

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. No 1. С. 13–31. 

Лобанова Т.Н. Влияние доминирующих трудовых интересов на деятельность сотрудников организации // Организационная психология. 2015. No 2. С. 26–45. 

Лобанова Т.Н. Методика изучения трудовых интересов работников современных организаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. No 2. С. 314–340. 

Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера. М.: Вече; АСТ, 2002. 

Онучин А. Изучение вовлечения // HRTimes. 2013. No 24. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecopsy.ru/insights/ izuchenie-vovlecheniya/ (дата обращения: 05.06.2022). 

Петрова С.И. О категориях «потребность», «интерес», «мотив» // Наука без границ. 2018. No 7 (24). С. 90–94. 

Смирнов П.С. Вовлеченность персонала: типы, уровни проявления и связи с практиками управления человеческими ресурсами // Организационная психология. 2019. No 1. С. 81–95. 

Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Издательство ВВМ, 2014. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2018. 

Ahmed, S., Taskin, N., Pauleen, D., Parker, J. (2017). Motivating Information Technology Professionals: The case of New Zealand. Australasian Journal of Information Systems, 21. https://doi.org/10.3127/ajis.v21i0.14 

AON Hewitt. (2013). Best employers. (Retrieved from https://ceplb03.hewitt.com/bestemployers/canada/pages/emp_engage- ment.htm) (review date: 21.06.2022). 

Handbook of Industrial. Work and Organizational Psychology. (2020). In N. Anderson, D.S. Ones, H.K. Sinangil, C. Viswesvaran (Eds.). London; Thousand Oaks; New Delhi: Sage Publications. 

Lobanova, T. (2020). The Study of Labor Interests of Young Workers in the Selection and Adaptation of Personnel. Behavioral Sciences, 10 (1), 22. https://doi.org/10.3390/bs10010022 

MacLeod, D., Clarke, N. (2011). Engaging for success: enhancing performance through employee engagement. A report to Government. (Retrieved from https://dera.ioe.ac.uk/1810/1/file52215.pdf) (review date: 12.06.2022) 

Saks, A.M. (2006). Antecedents and consequences of employee engagement. Journal of managerial psychology, 21 (7), 600–619. 

Schaufeli, W.B., Bakker, A.B. (2004). Utrecht Work Engagement Scale: Preliminary Manual. (Retrieved from https://www.wilmarschaufeli.nl/publications/Schaufeli/Test%20Manuals/Test_manual_UWES_English.pdf) (review date: 03.02.2022). 

Schaufeli, W.B., Salanova, M., Gonzalez-Roma, V., Bakker, A.B. (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. Journal of Happiness studies, 3 (1), 71–92. 

Trends in Global Employee Engagement. (2017). (Retrieved from https://markapracodawcy.pl/wp-content/uploads/2017/03/2017-Trends-in-Global-Employee-Engagement.pdf) (review date: 20.06.2022). 

Working Today: Understanding What Drives Employee Engagement. (2003). The 2003 Towers Perrin Talent Report US Report. (Retrieved from https://studylib.net/doc/12886509/understanding-what-drives-employee-engagement-working-tod) (review date: 20.06.2022).


Для цитирования статьи:

Лобанова Т. Н.Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.102–115. doi: 10.11621/npj.2022.0410

Скопировано в буфер обмена

Скопировать