ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 01.10.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: прокрастинация; лень; перфекционизм; тревожность; хронический стресс; студенты-психологи; COVID-19; дистанционное обучение

Страницы: 91–101

DOI: 10.11621/npj.2022.0409

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Бояринов Д.М., Губайдулина Л.М., Новикова Ю.А., Качина А.А., Барабанщикова В.В. Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.91–101. doi: 10.11621/npj.2022.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Бояринов Дмитрий Михайлович Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Губайдулина Людмила Маратовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Новикова Юлиана Арнольдовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Качина Анастасия Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Барабанщикова Валентина Владимировна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Прокрастинация сегодня может рассматриваться как иррациональное откладывание выполнения задач, форма неэффективного планирования или более широко как вариант непродуктивной саморегуляции. В современной научной литературе отсутствуют убедительные данные, которые бы прояснили как природу феномена прокрастинации, так и психологические предикторы его возникновения. Представленный в данной работе анализ взаимосвязей прокрастинации с рядом психологических характеристик позволяет восполнить этот пробел. 

Цель. Выявление психологических предикторов прокрастинации в учебной деятельности у студентов-психологов в разных условиях обучения (очный и дистанционный формат). 

Выборка. Выборка составила 460 студентов разных курсов факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (42 юноши и 418 девушек) в возрасте от 16 до 28 лет (средний возраст — 19,63). 

Методы. Исследование проводилось в два этапа — (I) очного и (II) дистанционного обучения. На каждом этапе сделано 2 среза: (1) в обычных условиях в течение семестра и (2) напряженных условиях экзаменационной сессии. Методы исследования включали шкалу общей прокрастинации К. Лэя (Варваричева, 2010); шкалу общей прокрастинации Б. Тукмана (Крюкова, 2009) и ряд методик, направленных на оценку психологических характеристик респондентов (тревожности, перфекционизма, лени, хронического стресса). 

Результаты. Полученные регрессионные модели свидетельствуют о том, что прокрастинацию можно рассматривать как нарушение самоорганизации — инициации и планирования своих действий, иррациональном откладывании (предикторами прокрастинации выступили контроль за действием при планировании, лень и личностная тревожность). При смене условий деятельности (дистанционном обучении) прокрастинация может выступать как стратегия «сохранения сил» в ситуации повышенного расхода внутренних ресурсов. В этом случае предикторами прокрастинации выступают признаки хронического стресса и низкие требования к себе (низкий перфекционизм). 

Выводы. Предикторами прокрастинации у студентов-психологов в обычных условиях обучения выступают низкий контроль за действием при планировании, лень и высокая личностная тревожность. В условиях дистанционного обучения к предикторам прокрастинации относятся низкие стандарты и требования к себе (низкий перфекционизм) и признаки хронического стресса.


Литература

Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дисс... докт. психол. наук. Москва, 2016. 

Варваричева Я.И. Феномен прокрастинация: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. No 3. C. 121–130. 

Ваханцева О.В., Алмазова О.В., Новикова Ю.А. Риски онлайн-обучения: прокрастинация у студентов в период самоизоляции в связи с пандемией COVID-19 // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. No 3. С. 750–756. 

Гаранян Н.Г., Низовцева А.А. Структура мотива достижения у студентов с разным уровнем перфекционизма // Психологическая наука и образование. 2012. No 1. С. 1–13. 

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, No 3. С. 8–32. 

Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2021. 

Крюкова Т.Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Отв. ред. В.А. Бодров, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2009. 

Леонова А.Б. Комплексная стратегия изучения профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25, No 2. С. 75–85. 

Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1990. 

Неяскина Ю.Ю., Сибирцева Е.И. Личностные и профессиональные ресурсы лиц с различным уровнем прокрастинации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11, No 5. C. 67–83. 

Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. No 2. С. 159–166. 

Тащилина Е.А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: магистерская диссертация. Екатеринбург, 2014. 

Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 1997. 

Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. 2013. Т. 3, No 4. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/66242/psyandlaw_2013_4_Shemyakina.pdf (дата обращения: 23.08.2021). 

Afzal, S., Jami, H. (2018). Prevalence of academic procrastination and reasons for academic procrastination in university students. Journal of Behavioural Sciences, 28 (1), 51–69. 

Bahari, A., Kheyrabadi, M.S., Azimpoor, A. (2016). The Relationship between Personality Characteristics and Academic Procrastination of Students. Academic Journal of Psychological Studies, 5 (3), 241–247. 

Boysan, M., Kiral, E. (2016). An investigation into the interactions between positive and negative aspects of personality, perfectionism, coping, and locus of control: A latent profile analysis. Sleep and Hypnosis, 18 (2), 53–64. doi: https://doi.org/10.5350/SLEEP.HYPN.2016.18.0116 

Ferrari, J. (2010). Psychology of procrastination: Why people put off important tasks until the last minute. (Retrieved from de https://www.apa.org/news/press/releases/2010/04/procrastination) (review date: 23.08.2021). 

Harari, D., Swider, B.W., Steed, L.B., Breidenthal, A.P. (2018). Is perfect good? A meta-analysis of perfectionism in the workplace. Journal of Applied Psychology, 103 (10), 1121–1144. 

Janis, I.L., Mann, L. (1977). Decision making: A psychological analysis of conflict, choice, and commitment. Free press. 

Lay, C.H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of research in personality, 20 (4), 474–495. 

Milgram, N.A., Batori, G., Mowrer, D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of school psychology, 31 (4), 487–500. 

Milgram, N.A., Gehrman, T., Keinan, G. (1992). Procrastination and emotional upset: A typological model. Personality and individual differences, 13 (12), 1307–1313. 

Saddler, C.D., Buley, J. (1999). Predictors of academic procrastination in college students. Psychological Reports, 84 (2), 686–688. 

Sirois, F.M., Molnar, D.S., Hirsch, J.K., Back, M. (2017). A meta-analytic and conceptual update on the associations between procrastination and multidimensional perfectionism. European Journal of Personality, 31 (2), 137–159. 

Solomon, L.J., Rothblum, E.D. (1984). Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates. Journal of counseling psychology, 31 (4), 503–509. 

Tuckman, B.W. (1991). The development and concurrent validity of the procrastination scale. Educational and psychological measurement, 51 (2), 473–480.


Для цитирования статьи:

Бояринов Д.М., Губайдулина Л.М., Новикова Ю.А., Качина А.А., Барабанщикова В.В.Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.91–101. doi: 10.11621/npj.2022.0409

Скопировано в буфер обмена

Скопировать