ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 24.10.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: диспозициональная осознанность; острый и хронический стресс; врачи; средний медицинский персонал; COVID-19

Страницы: 53–64

DOI: 10.11621/npj.2022.0406

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Блинникова И.В., Матюшин В.В., Гущин М.В., Ланге М.Д. Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.53–64. doi: 10.11621/npj.2022.0406

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Блинникова Ирина Владимировна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Матюшин Вадим Викторович ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России

Гущин Максим Владимирович Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи департамента здравоохранения города Москвы (РЦ ПМСП ДЗМ)

Ланге Михаил Дмитриевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Внимание исследователей все больше привлекает осознанность как личностный ресурс профессионалов, позволяющий противостоять негативным воздействиям и поддерживать высокий уровень надежности и эффективности трудовой деятельности. Условия пандемии усилили актуальность исследований в этом направлении; появилась уникальная возможность изучить потенциал осознанности в сопротивлении формированию стрессовых состояний.  

Цель. Анализ вклада диспозициональной осознанности в общей уровень и отдельные проявления острого и хронического стресса в период борьбы с коронавирусной инфекцией. 

Выборка. В исследовании приняли участие 66 сотрудников одного из московских медицинских центров, переоборудованных для помощи больным с COVID-19. 

Методы. Респонденты онлайн заполняли опросник острого и хронического стресса А.Б. Леоновой и пяти- факторный опросник диспозициональной осознанности (FFMQ). 

Результаты исследования продемонстрировали в целом низкий и средний уровень острого и хронического стресса у специалистов, работавших с ковид-пациентами. По сравнению со средним медицинским персоналом у врачей более явно проявлялись некоторые симптомы острого и хронического стресса. Были установлены высокозначимые отрицательные корреляции диспозициональной осознанности с общими индексами острого (r = –0,423; p < 0,01) и хронического стресса (r = –0,581; p < 0,01), а также построены регрессионные модели, которые позволили выявить противодействующий вклад отдельных компонентов осознанности в выраженность острого и хронического стресса. 

Выводы. Полученные данные продемонстрировали, что диспозициональная осознанность тесно связана с проявлением стрессовых состояний и может рассматриваться как один из факторов стресс-резистентности. Поэтому необходимо уделять внимание развитию этой личностной способности для предупреждения возникновения негативных состояний у врачей и среднего медицинского персонала.


Литература

Блинникова И.В., Матюшин В.В. Осознанность (mindfulness) как ресурс совладания с деструктивными состояниями на рабочем месте. В сборнике Психология саморегуляции: Эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.: Нестор-История Москва, 2020. 

Блинникова И.В., Матюшин В.В. Связь диспозициональной осознанности с проявлениями профессионального выгорания у специалистов сферы охраны психического здоровья. В сборнике Человек в ситуации изменений: реальный и виртуальный контекст: в 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во РГГУ, 2021. 

Голубев А.М., Дорошева Е.А. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский психологический журнал. 2018. No 69. С. 46–68. 

Зинченко Ю.П., Салагай О.О., Шайгерова Л.А., Алмазова О.В., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России // Общественное здоровье. 2021. Т. 1, No 1. С. 65–89. 

Кудрина И.И., Леонова А.Б. Специфика профессионального стресса, индивидуальной стресс-резистентности и копинг-поведения у медицинских работников. В сборнике Психология стресса и совладающего поведения: Вызовы, ресурсы, благополучие: в 2-х т. Т. 1. / Под ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во КГУ, 2019. 

Кузнецова А.С., Титова М.А., Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. No 1. С. 51–68. 

Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. 2004. Т. 25, No 2. С. 75–85. 

Леонова А.Б., Багрий М.А. Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2009. No 3. С. 44–53. 

Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Банников Г.С. Практики осознанности в профилактике суицидального поведения подростков (обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. No 2. С. 121–144. 

Юмартова Н.М., Гришина Н.В. Осознанность (mindfulness): Психологические характеристики и адаптация инструментов измерения // Психологический журнал. 2016. Т. 37, No 4. С. 105–115. 

Baer, R.A., Smith, G.T., Hopkins, J., Krietemeyer, J., & Toney, L. (2006). Using self-report assessment methods to explore facets of mindfulness. Assessment, 13, 27–45. 

Bishop, S.R., Lau, M., Shapiro, S., Carlson, L., Anderson, N.D., Carmody, J., Devins, G. (2004). Mindfulness: A proposed operational definition. Clinical Psychology: Science and Practice, 11 (3), 230–241. 

Bodenlos, J., Wells, S., Noonan, M., Mayrsohn, A. (2015). Facets of dispositional mindfulness and health among college students. Journal of alternative and complementary medicine, 21 (10), 645–652. 

Brown, K.W., Ryan, R.M., & Creswell, J.D. (2007). Mindfulness: Theoretical foundations and evidence for its salutary effects. Psychological Inquiry, 18 (4), 211–237. 

Burton, A., Burgess, C., Dean, S., Koutsopoulou, G.Z., Hugh-Jones, S. (2017). How effective are mindfulness-based interventions for reducing stress among healthcare professionals? A Systematic Review and Meta-Analysis. Stress Health, 33 (1), 3–13. 

Ede, D.E., Walter, F.A., Hughes, J.W. (2020). Exploring how trait mindfulness relates to perceived stress and cardiovascular reactivity. The International Journal of Behavioral Medicine, 27 (4), 415–425. 

Glomb, T.M., Duffy, M.K., Bono, J.E., Yang, T. (2011). Mindfulness at work. In J. Martocchio, H. Liao, & A. Joshi (Eds.), Research in personnel and human resource management (pp. 115–157). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. 

Harnett, P.H., Reid, N., Loxton, N.J., Lee, N. (2016). The relationship between triat mindfulness, personality and psychological distress: A revised reinforcement sensitity theory perspective. Personality and Individual Differences, 99, 100–105. 

Jha, A.P., Stanley, E.A., Kiyonaga, A., Wong, L., Gelfand, L. (2010). Examining the protective effects of mindfulness training on working memory capacity and affective experience. Emotion, 10 (1), 54–64. 

Kabat-Zinn, J. (1994). Wherever you go, there you are: Mindfulness meditation in everyday life. New York: Hyperion. 

Leonova, A.B., Zlokazova, T.A., Kachina, A.A., Kuznetsova, A.S. (2013). The determinants of the development of professional distortions in medical personnel, teachers and psychologists working in an industrial-disaster zone. Psychology in Russia: State of the Art, 6 (3), 132–149. 

Lu, J., Mumba, M.N., Lynch, S., Li, C., Hua, C., Allen, R.S. (2019). Nursing students’ trait mindfulness and psychological stress: A correlation and mediation analysis. Nurse Education Today, 75, 41–46. 

Mamede, A., Merkelbach, I., Noordzij, G., Denktas, S. (2022). Mindfulness as a protective factor against depression, anxiety and psychological distress during the COVID-19 pandemic: Emotion regulation and insomnia symptoms as mediators. Frontiers in Psychology, 13, 820959. 

Rayan, A. (2019). Mindfulness, self-efficacy, and stress among final-year nursing students. Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services, 57 (4), 49–55. 

Riet, P.V., Levett-Jones, T., Aquino-Russell, C.E. (2018). The effectiveness of mindfulness meditation for nurses and nursing students: An integrated literature review. Nurse education today, 65, 201–211. 

Robins, T.G., Roberts, R.M., Sarris, A. (2019). The effectiveness, feasibility, and acceptability of a dialectical behaviour therapy skills training group in reducing burnout and psychological distress in psychology trainees: A pilot study. Australian Psychologist, 54, 292–301. 

Shapiro, P., Lebeau, R. Tobia, A. (2019). Mindfulness meditation for medical students: A student-led initiative to expose medical students to mindfulness practices. Medical Science Educator, 29, 439–451. 

Tomlinson, E.R., Yousaf, O., Vittersø, A.D., Jones, L. (2018). Dispositional mindfulness and psychological health: a Systematic review. Mindfulness, 9 (1), 23–43. 

Virgili, M. (2015). Mindfulness-based interventions reduce psychological distress in working adults: A meta-analysis of intervention studies. Mindfulness, 6 (2), 326–337. 

Zhang, J., Wu, C. (2014). The influence of dispositional mindfulness on safety behaviors: A dual process perspective. Accident Analysis & Prevention, 70, 24–32.


Для цитирования статьи:

Блинникова И.В., Матюшин В.В., Гущин М.В., Ланге М.Д.Вклад диспозициональной осознанности в сопротивление острому и хроническому стрессу у медицинского персонала в период пандемии COVID’19. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.53–64. doi: 10.11621/npj.2022.0406

Скопировано в буфер обмена

Скопировать