ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 17.10.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: психосемантика; методы оценки персонала; профессиональный опыт; контент-анализ; авторские тексты

Страницы: 42–52

DOI: 10.11621/npj.2022.0405

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Абдуллаева М.М. Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.42–52. doi: 10.11621/npj.2022.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Абдуллаева Мехирбан Махаметжановна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена обсуждению особенностей самопрезентации, выраженных в авторских текстах, рассматриваемых в контексте оценки специалистов. Обращение к группе методов, опирающихся на связь «личность — текст», обусловлено изменением парадигм управления и значимостью творческого потенциала работника и его самостоятельности в современных экономических условиях. 

Целью данного исследования стало определение особенностей самопрезентации специалистов с разным профессиональным опытом методом анализа текстов, основанного на выделении формальных и содержательных атрибуций, отражающих индивидуальные особенности автора. Мы предположили, что тексты специалистов разного возраста, пола, должностного уровня будут различаться по формальным и содержательным критериям, явным и глубинным семантическим структурам. 

Выборка. Выборку составили 83 сотрудника производственной компании. 

Методы. Им было предложено дать семь самоописаний, отвечая на вопрос «Кто Я?» и продолжить 10 незаконченных предложений на тему «Моя профессия». Полученные тексты проходили процедуру контент-анализа с опорой на статистическую обработку выделенных категорий (относительные частоты, корреляционные связи и значимые различия между ними). 

Результаты. Полученные результаты позволили определить две стратегии написания текстов на одну тематику, позволяющие выделять особенности опыта автора, — «отстраненную, пассивную» и «включенную, активную». Эти стратегии отслеживаются как на уровне явных, формальных характеристик текста, так и на уровне глу- бинных семантических структур — семантических ролей и метапрограмм. Психосемантическими коррелятами опыта являются индикаторы эмоциональной валентности (позитивная, негативная, нейтральная) и показатели частоты использования в тексте лексических групп прилагательных, существительных и глаголов. 

Выводы. Полученные данные демонстрируют диагностические возможности психосемантических методов в оценке индивидуальных особенностей работников при невозможности просчитать социальную желательность ответов, в получении важной информации для выстраивания правильных коммуникаций с ними.


Литература

Абдуллаева М.М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. Т. 14, No 4. С. 25–36. 

Абдуллаева М.М., Захарова А.И. Возможности психосемантических методов в оценке сотрудников современной производственной организации. Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А.Н. Занковского, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 

Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Наука; Смысл, 1999. 

Артемьева Е.Ю., Стрелков Ю.К., Серкин В.П. Структуры субъективного опыта: семантический слой и другие. Мышление и субъективный мир. Ярославль: Изд-во Ярославского университета, 1991. 

Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. М.: Юрайт, 2019. 

Белинская Е.П., Гавричеко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. No 11 (60). C. 12. [Электронный ресурс] // URL: https://psystudy.ru/index.php/num/ article/view/269/564 

Бёме Г., Календжян С.О. Делегирование полномочий и ответственности. Система эффективного управления. М.: Дело, 2007. 

Блинникова И.В., Ишмуратова Ю.А., Леонова А.Б. Инструментальный метод оценки компетентности специалистов, решающих визуальные задачи // Мир психологии. 2018. No 4. С. 130–140. 

Булгаков А.В. Семантический анализ как экспресс-методика оценки представлений о риске в профессиональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. 2019. No 4. С. 88–103. https://doi. org/10.18384/2224-0209-2019-4-979 

Иванова С.В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час. М.: Альпина Паблишер, 2017. 

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: ЮНИТИ, 1998. 

Кричевский М.Л., Дмитриева С.В., Мартынова Ю.А. Нейросетевая оценка компетенций персонала // Экономика труда. 2018. Т. 5, No 4. С. 1101–1118. doi: 10.18334/et.5.4.39488 

Кун М., Макпартленд Т. Тест «Кто Я?». Модификация Т.В. Румянцевой. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 

Майорова Е.В. О сентимент-анализе и перспективах его применения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание. 2020. No 4. С. 78–86. 

Маслова Т.В., Рознина Н.В., Карпова М.В. Анализ ресурсно-производственного потенциала организации // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. No 5. С. 39–44. 

Митина О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2010. No 40 (216). С. 29–38. 

Олссон Дж. Слово как улика. Всё, что вы скажете, будет использовано против вас. М.: АСТ, 2018. 

Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности. М.: ИНФРА-М, 2019. 

Подвербных О.Е., Самохвалова С.М., Тихонов А.И. Профессиональные стандарты в оценке персонала ракетно-космического предприятия // Московский экономический журнал. 2018. No 4. С. 31–41. 

Румянцева Т.В. Психологическое консультирование. Диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 

Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии. М.: Ленард, 2021. 

Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 

Харин Ю.Л. Детектор лжи: Как это делается. М.: Прометей, 2019. 

Baden, C., Kligler-Vilenchik, N., Yarchi, M. (2020). Hybrid content analysis: Toward a strategy for the theory-driven, computer-assisted classification of large text corpora. Communication Methods and Measures, 14 (3), 165–183. https://doi.org/10.1080/19312 458.2020.1803247 

Boukes, M., van de Velde, B., Araujo, T., Vliegenthart, R. (2020). What’s the tone? Easy doesn’t do it: Analyzing performance and agreement between off-the-shelf sentiment analysis tools. Communication Methods and Measures, 14 (2), 83–104. https://doi.org /10.1080/19312458.2019.1671966 

Fillmore, Ch.J. (1968). The Case for Case. In E. Bach, R.T. Harms (Eds.), Universals in Linguistic Theory. London: Holt, Rinehart and Winston. 

Krippendorff, K. (2004). Content analysis: An introduction to its methodology. L.: Sage. 

Lempiälä, T., Yli-Kauhaluoma, S., Näsänen, J. (2018). Similar structures, different interpretations: perceived possibilities for employee-driven innovation in two teams within an industrial organization. International Journal of Entrepreneurship and Innovation Management, 22 (4–5), 362–380. 

Thelwall, M., Buckley, K., Paltoglou, G., Cai, D., Kappas, A. (2010). Sentiment strength detection in short informal text. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 61 (12), 2544–2558. https://doi.org/10.1002/asi.21416

Для цитирования статьи:

Абдуллаева М.М.Стратегии самопрезентации в авторских текстах специалистов с разным профессиональным опытом. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. c.42–52. doi: 10.11621/npj.2022.0405

Скопировано в буфер обмена

Скопировать