ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов

Скачать в формате PDF

Поступила: 30.08.2022

Принята к публикации: 12.10.2022

Дата публикации в журнале: 30.12.2022

Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; личностные предикторы профессионального самоопределения; осмысленность жизни; профессиональный опыт; будущие педагоги

Страницы: 29–41

DOI: 10.11621/npj.2022.0404

Доступно в on-line версии с: 30.12.2022

Для цитирования статьи:

Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41. doi: 10.11621/npj.2022.0404

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2022

Белякова Евгения Гелиевна Тюменский государственный университет

Быков Сергей Александрович Тюменский государственный университет

Аннотация

Актуальность. Выявление предикторов профессионального самоопределения будущих педагогов представляется значимым для прогнозирования результативности данного процесса в условиях современного многоуровневого высшего образования. В свою очередь знание состава предикторов профессионального самоопределения является актуальным для организации сопровождения и поддержки профессионально-личностного развития студентов педагогической магистратуры. 

Цель. Выявление характера связи между показателями осмысленности жизни и сформированности профессиональной идентичности у будущих педагогов в зависимости от их педагогического опыта. 

Выборка. В пилотном исследовании приняли участие 73 студента педагогической магистратуры Тюменского государственного университета, имеющие разный опыт предшествующего профильного обучения и педагогической деятельности. 

Методы. Для исследования были использованы «Опросник профессиональной идентичности» А.А. Озериной, модифицированный опросник «Профессиональная идентичность» У.С. Родыгиной, «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева. Для сбора дополнительных сведений о респондентах предлагалась анкета, включающая вопросы о наличии педагогического образования, опыте работы в профессии. 

Результаты. Выявлены положительные корреляции между показателями СЖО, сформированностью и зрелостью профессиональной идентичности, характеристиками профессиональных планов, принятия профессии, профессиональной позиции, положительными эмоциями и активным отношением к профессии, а также отрицательные корреляции с негативными эмоциями, связанными с неудовлетворением потребностей человека в педагогической профессии и пассивным отношением к профессии. Построены регрессионные модели для сформированности и зрелости профессиональной идентичности. Установлено, что сформированность профессиональной идентичности определяется наличием осознанных стремлений и непассивным отношением к выбранному полю деятельности, а зрелость профессиональной идентичности детерминируется возможностями управления собственной жизнью. Показано, что уровень и структура профессиональной идентичности зависят от педагогиче- ского опыта. Высокие показатели сформированности профессиональной идентичности, определенность профессиональных планов, внутренний образ профессии, четкость и осознанность образа профессионала и активность профессиональной позиции выявлены в группе будущих педагогов, имевших профессиональный опыт. 

Выводы. Исследование указывает на существование связей между показателями осмысленности жизни, профессиональным опытом и степенью сформированности профессиональной идентичности будущих педагогов. 

Практическое применение результатов. Результаты исследования могут быть использованы при организации сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов в процессе вузовской подготовки.


Литература

Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, No 40. [Электронный ресурс] // https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/550 (дата обращения: 01.07.2022). 

Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, No 1. С. 84–112. 

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. No 3. С. 72–85. 

Бондарчук Н.В., Быкова Е.А. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования // Организационная психология. 2019. Т. 9, No 4. С. 30–51. 

Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. No 6. С. 68–73. 

Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов — будущих педагогов // Концепт. 2022. No 4. С. 95–110. 

Волошина Р.А., Мешкова И.В. Автономность личности как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. В сборнике Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи / Под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. 

Ерохина Т.Г. Личностная готовность будущего педагога к инновационной деятельности как предиктор успешного профессионального самоопределения // Профессиональное образование. Столица. 2018. No 12. С. 28–30. 

Заводчиков Д.П., Манякова П.О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, No 1. С. 116–135. 

Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. No 1. С. 266–279. 

Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, No 1. С. 85–121. 

Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2020. No 4 (40). С. 113–124. 

Крежевских О.В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога // Перспективы науки и образования. 2020. No 6 (48). С. 430–445. 

Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов // Научный диалог. 2018. No 12. С. 452–464. 

Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. No 62. С. 18–37. 

Мешкова И.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза с разным уровнем психологической готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. No 6. С. 142–148. 

Озерина А.А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. No 2. С. 15–22. 

Петрова В.Н., Козлова Н.В. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления // Сибирский психологический журнал. 2018. No 70. С. 59–74. 

Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, No 4. С. 39–51. 

Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, No 4. С. 47–63. 

Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. No 2–19. С. 4333–4335. 

Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Ди- кая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 

Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 4. С. 109–118. 

Шерешкова Е.А., Коновалова О.В., Едиханова Ю.М., Спицына О.А., Волгуснова Е.А. Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. No 4 (40). С. 274–293. 

Altan, S., Lane, J.F. (2018). Teachers’ narratives: A source for exploring the influences of teachers’ significant life experiences on their dispositions and teaching practices. Teaching and Teacher Education, 74, 238–248. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.012 

Amott, P. (2018). Identification–a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition. Professional Development in Education, 44 (4), 476–491. https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1381638 

Beauchamp, C., & Thomas, L. (2009). Understanding teacher identity: An overview of issues in the literature and implications for teacher education. Cambridge Journal of Education, 39, 175–189. https://doi.org/10.1080/03057640902902252 

Burić, I., Kim, L.E. (2021). Job satisfaction predicts teacher self-efficacy and the association is invariant: Examinations using TALIS 2018 data and longitudinal Croatian data. Teaching and Teacher Education, 105, 103406. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103406 

Chavez Rojas, J., Faure Ninoles, J., Barril Madrid, J.P. (2021). The construction of teachers’ professional identity: An analysis of subjective learning experiences. European Journal of Teacher Education, 1–18. https://doi.org/10.1080/02619768.2021.1905627 

Colliander, H. (2018). The experienced newcomer — The (trans) forming of professional teacher identity in a new landscape of practices. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies, 69, 168–176. https://doi.org/10.1016/j. tate.2017.10.012 

Ergün, A.L.P., Dewaele, J.M. (2021). Do well-being and resilience predict the foreign language teaching enjoyment of teachers of Italian? System, 99, 102506. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102506 

Hendriwanto. (2021). A reflective teaching practicum as a platform for stimulating pre-service teachers’ professional development. Journal of Education for Teaching, 47 (4), 624–626. https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1941812 

Kelchtermans, G. (2009). Who I am in how I teach is the message: self‐understanding, vulnerability and reflection. Teachers and Teaching: theory and practice, 15 (2), 257–272. https://doi.org/10.1080/13540600902875332 

Muchnik-Rozanov, Y., Tsybulsky, D. (2021). Examining future-oriented discourse within reflective narratives as professional identity development for student teachers. Journal of Education for Teaching, 47 (3), 309–321. https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1878339 

Rodrigues, F., Mogarro, M.J. (2019). Student teachers’ professional identity: A review of research contributions. Educational research review, 28, 100286. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100286


Для цитирования статьи:

Белякова Е.Г., Быков С.А. Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. // Национальный психологический журнал 2022. № 4. c.29–41. doi: 10.11621/npj.2022.0404

Скопировано в буфер обмена

Скопировать