Поступила: 30.08.2022
Принята к публикации: 12.10.2022
Дата публикации в журнале: 30.12.2022
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; личностные предикторы профессионального самоопределения; осмысленность жизни; профессиональный опыт; будущие педагоги
Страницы: 29–41
DOI: 10.11621/npj.2022.0404
Доступно в on-line версии с: 30.12.2022
Белякова, Е.Г., Быков, С.А. (2022). Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. Национальный психологический журнал, (4) , 29–41. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0404
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Выявление характера связи между показателями осмысленности жизни и сформированности профессиональной идентичности у будущих педагогов в зависимости от их педагогического опыта.
Выборка. В пилотном исследовании приняли участие 73 студента педагогической магистратуры Тюменского государственного университета, имеющие разный опыт предшествующего профильного обучения и педагогической деятельности.
Методы. Для исследования были использованы «Опросник профессиональной идентичности» А.А. Озериной, модифицированный опросник «Профессиональная идентичность» У.С. Родыгиной, «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д.А. Леонтьева. Для сбора дополнительных сведений о респондентах предлагалась анкета, включающая вопросы о наличии педагогического образования, опыте работы в профессии.
Результаты. Выявлены положительные корреляции между показателями СЖО, сформированностью и зрелостью профессиональной идентичности, характеристиками профессиональных планов, принятия профессии, профессиональной позиции, положительными эмоциями и активным отношением к профессии, а также отрицательные корреляции с негативными эмоциями, связанными с неудовлетворением потребностей человека в педагогической профессии и пассивным отношением к профессии. Построены регрессионные модели для сформированности и зрелости профессиональной идентичности. Установлено, что сформированность профессиональной идентичности определяется наличием осознанных стремлений и непассивным отношением к выбранному полю деятельности, а зрелость профессиональной идентичности детерминируется возможностями управления собственной жизнью. Показано, что уровень и структура профессиональной идентичности зависят от педагогиче- ского опыта. Высокие показатели сформированности профессиональной идентичности, определенность профессиональных планов, внутренний образ профессии, четкость и осознанность образа профессионала и активность профессиональной позиции выявлены в группе будущих педагогов, имевших профессиональный опыт.
Выводы. Исследование указывает на существование связей между показателями осмысленности жизни, профессиональным опытом и степенью сформированности профессиональной идентичности будущих педагогов.
Практическое применение результатов. Результаты исследования могут быть использованы при организации сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов в процессе вузовской подготовки.
Белякова Е.Г., Захарова И.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, No 1. С. 84–112.
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и его возможные модели в условиях неопределенности социума и рынков труда // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. No 3. С. 72–85.
Бондарчук Н.В., Быкова Е.А. Профессиональная Я-концепция социального педагога системы образования // Организационная психология. 2019. Т. 9, No 4. С. 30–51.
Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение студентов вуза в контексте индивидуализации и персонификации образования // Сибирский педагогический журнал. 2014. No 6. С. 68–73.
Веретенникова В.Б. Соотношение профессиональной идентичности и направленности личности студентов — будущих педагогов // Концепт. 2022. No 4. С. 95–110.
Волошина Р.А., Мешкова И.В. Автономность личности как фактор профессионального самоопределения студентов педагогического вуза. В сборнике Транспрофессионализм как предиктор социально-профессиональной мобильности молодежи / Под ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019.
Ерохина Т.Г. Личностная готовность будущего педагога к инновационной деятельности как предиктор успешного профессионального самоопределения // Профессиональное образование. Столица. 2018. No 12. С. 28–30.
Заводчиков Д.П., Манякова П.О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы студентов // Образование и наука. 2018. Т. 20, No 1. С. 116–135.
Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. 2017. No 1. С. 266–279.
Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8, No 1. С. 85–121.
Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2020. No 4 (40). С. 113–124.
Крежевских О.В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога // Перспективы науки и образования. 2020. No 6 (48). С. 430–445.
Лебедева Е.В., Заводчиков Д.П. Профессиональная идентичность и трансспектива профессионального развития будущих педагогов // Научный диалог. 2018. No 12. С. 452–464.
Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. No 62. С. 18–37.
Мешкова И.В. Особенности учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза с разным уровнем психологической готовности к проектированию индивидуальной образовательной траектории // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. No 6. С. 142–148.
Озерина А.А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. No 2. С. 15–22.
Петрова В.Н., Козлова Н.В. Профессиональное развитие в меняющемся мире: стратегия жизнеосуществления // Сибирский психологический журнал. 2018. No 70. С. 59–74.
Родыгина У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12, No 4. С. 39–51.
Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, No 4. С. 47–63.
Семенов Д.С. Психологические предикторы прогнозирования профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2015. No 2–19. С. 4333–4335.
Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А. Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития. Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Ди- кая. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016.
Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 4. С. 109–118.
Шерешкова Е.А., Коновалова О.В., Едиханова Ю.М., Спицына О.А., Волгуснова Е.А. Самоактуализация в структуре личностного потенциала будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. No 4 (40). С. 274–293.
Altan, S., Lane, J.F. (2018). Teachers’ narratives: A source for exploring the influences of teachers’ significant life experiences on their dispositions and teaching practices. Teaching and Teacher Education, 74, 238–248. https://doi.org/10.1016/j.tate.2018.05.012
Amott, P. (2018). Identification–a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition. Professional Development in Education, 44 (4), 476–491. https://doi.org/10.1080/19415257.2017.1381638
Beauchamp, C., & Thomas, L. (2009). Understanding teacher identity: An overview of issues in the literature and implications for teacher education. Cambridge Journal of Education, 39, 175–189. https://doi.org/10.1080/03057640902902252
Burić, I., Kim, L.E. (2021). Job satisfaction predicts teacher self-efficacy and the association is invariant: Examinations using TALIS 2018 data and longitudinal Croatian data. Teaching and Teacher Education, 105, 103406. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103406
Chavez Rojas, J., Faure Ninoles, J., Barril Madrid, J.P. (2021). The construction of teachers’ professional identity: An analysis of subjective learning experiences. European Journal of Teacher Education, 1–18. https://doi.org/10.1080/02619768.2021.1905627
Colliander, H. (2018). The experienced newcomer — The (trans) forming of professional teacher identity in a new landscape of practices. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies, 69, 168–176. https://doi.org/10.1016/j. tate.2017.10.012
Ergün, A.L.P., Dewaele, J.M. (2021). Do well-being and resilience predict the foreign language teaching enjoyment of teachers of Italian? System, 99, 102506. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102506
Hendriwanto. (2021). A reflective teaching practicum as a platform for stimulating pre-service teachers’ professional development. Journal of Education for Teaching, 47 (4), 624–626. https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1941812
Kelchtermans, G. (2009). Who I am in how I teach is the message: self‐understanding, vulnerability and reflection. Teachers and Teaching: theory and practice, 15 (2), 257–272. https://doi.org/10.1080/13540600902875332
Muchnik-Rozanov, Y., Tsybulsky, D. (2021). Examining future-oriented discourse within reflective narratives as professional identity development for student teachers. Journal of Education for Teaching, 47 (3), 309–321. https://doi.org/10.1080/02607476.2021.1878339
Rodrigues, F., Mogarro, M.J. (2019). Student teachers’ professional identity: A review of research contributions. Educational research review, 28, 100286. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100286
Белякова, Е.Г., Быков, С.А.Осмысленность жизни и профессиональный опыт как предикторы профессионального самоопределения будущих педагогов. // Национальный психологический журнал. 2022. № 4. , 29–41. doi: 10.11621/npj.2022.0404
Скопировано в буфер обмена
Скопировать