ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Как слово наше отзовется

Как слово наше отзовется

Скачать в формате PDF

Поступила: 03.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: биография ученого; межличностные отношения; поддержка; сочувствие; отношение к профессиональной деятельности

Страницы: 126-130

DOI: 10.11621/npj.2022.0315

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Цукерман Г.А. Как слово наше отзовется. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130. doi: 10.11621/npj.2022.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Цукерман Галина Анатольевна Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования

Аннотация

Актуальность. Вопрос о соотношении средств и целей работы ученого актуален не с академической, а скорее с нравственной точки зрения. Можно успешно исследовать механизмы детского развития, создавать средства, способствующие развитию, и не заботиться о том, «как слово наше отзовется». 

Цель. Цель этих биографических зарисовок профессиональной жизни выдающего исследователя и защитника детства Елены Олеговны Смирновой — показать органическое соединение ценностей, целей и средств работы детского психолога, сумевшего не только внести значительный вклад в мировую психологическую науку, но и сделать мир лучше, а детство более защищенным. 

Результаты. В контексте межличностных профессиональных отношений в статье рассмотрены особенности деятельности и творчества выдающего исследователя и защитника детства, профессора Елены Олеговны Смирновой. Она является признанным в России и мире экспертом в области общения детей со взрослыми и сверстниками, психологии игры и игрушки. Под ее руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста. Елена Олеговна была одарена как в профессиональной деятельности, так и в жизни. 

Выводы. Будучи классиком детской психологии, она жила проблемами дошкольного образования. Е.О. Смирнова с большой любовью оберегала ценность личности ребенка, его инициативность, самостоятельность, сюжетно-ролевую игру — деятельность, ведущую за собой развитие дошкольников, — и упорно искала способы преодолеть негативные тенденции воспитания, обладая при этом удивительной способностью менять мир к лучшему. Статья посвящена биографии детского психолога, знающего свое дело и умеющего нести свой профессиональный дар с трепетной любовью к детям и верой в добро.


Литература

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. 

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 

Смирнова Е.О. Концепция генезиса общения М.И. Лисиной // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2, No 2. С. 35–40. 

Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие (по направлению подготовки специальности «Психология»). М.: Мозаика-Синтез, 2012. 

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. No 9 (81). С. 4–9. 

Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для вузов. М.: Litres, 2022. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет. М.: МГППУ, 2003. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». М.: Русское слово, 2015. 

Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011. No 6. С. 76–79. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников // Вопросы психологии. 2013. No 2. С. 15–23. 

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Абдулаева Е.А., Филиппова И.В., Шеина Е.Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. No 1. С. 16–25. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Litres, 2017. 

Hakkarainen, P., & Bredikyte, M. (2015). How play creates the Zone of Proximal Development. In S. Robson & S.F. Quinn (Eds.), The Routledge International Handbook of Young Children’s Thinking and Understanding (pp. 31–42). London; New York: Rout- legde. 

Smirnova, E. (2017). Cultural-historical play theory. In The Routledge International Handbook of Early Childhood Play. London; New York: Routledge.


Для цитирования статьи:

Цукерман Г.А. Как слово наше отзовется. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130. doi: 10.11621/npj.2022.0315

Скопировано в буфер обмена

Скопировать