ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.05.2022

Принята к публикации: 04.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: дети раннего возраста; социальная среда; взрослые; дети; игрушки; экопсихологические типы субъект-средовых взаимодействий

Страницы: 108-118

DOI: 10.11621/npj.2022.0313

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Лидская Э.В., Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118. doi: 10.11621/npj.2022.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Лидская Элеонора Викторовна Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования

Панов Виктор Иванович Казанский федеральный университет

Аннотация

Актуальность. Социальным взаимодействиям детей раннего возраста с окружающей средой посвящено множество исследований, которые проводились в контексте разных подходов. Между тем с экопсихологической точки зрения остаются неизученными вопросы: как происходит (и происходит ли) в этом возрасте субъективное структурирование окружающей социальной среды и каковы типы коммуникативных взаимодействий, наиболее характерные для детей данного возраста. 

Цель. Используя экопсихологическую типологию субъект-средовых взаимодействий провести анализ социального развития детей раннего возраста и установить способность детей этого возраста к субъективному структурированию социальной среды, а также определить наиболее характерные для них типы взаимодействий на примере общения и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. 

Методы. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа исследований социального развития детей раннего возраста по работам Л.Н. Галигузовой (Галигузова, 1983), М.С. Кирюшкиной (Кирюшкина, 2009), М.И. Лисиной (Лисина, 1986), Е.О. Смирновой (Смирнова, 2003) с использованием экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий в качестве теоретического конструкта. 

Результаты. Социальная среда для детей раннего возраста субъективно не однородна, она структурируется и иерархизируется ими. Треть детей этого возраста не обращает внимания на сверстников, демонстрируя объект-объектное отношение к ним. Часть детей относятся к сверстникам безразлично, демонстрируя субъект-объектный тип взаимодействия. Примерно треть детей наблюдают за сверстниками, но в контакт с ними не входят, что свидетельствует о субъект-объектном отношении к ним. Чтобы сверстники перестали бояться друг друга и у них появилась потребность во взаимодействии, нужна помощь взрослого по организации совместных действий, что требует реализации субъект-совместного или субъект-порождающего типов взаимодействия между ними. С появлением взрослого ребенок старается сначала привлечь к себе внимание — субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; затем он пытается включить взрослого в совместное действие — субъект-порождающий и субъект-совместный типы взаимодействия. 

Выводы. Наибольшее значение для формирования и удовлетворения потребности в коммуникативном взаимодействии у детей этого возраста имеет присутствие взрослого, затем игрушки и лишь после этого другого ребенка. По мере развития потребности ребенка типы его взаимодействий с субъектами социальной среды меняются в направлении от объект-объектного и субъект-объектного в сторону субъект-порождающего и субъект-совместного. Необходимым условием такой динамики является содействие взрослого в формировании потребности ребенка в общении и совместных действиях.


Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 

Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстником у детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1983. 

Горбов Ф.Д. Я — второе Я. М.: Воронеж, 2000. 

Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. C. 72–80. doi: 10.17759/exppsy.2019120406 

Кирюшкина М.С. Социальное развитие ребенка раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2, No 2. С. 5–11. 

Ермаков Д.С., Панов В.И. От экологии детства — к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. 2020. T. 41, No 4. C. 121–125. doi: 10.31857/S020595920010513-0 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова. Под ред. Е.О. Смирновой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10111 

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 

Лидская Э.В., Мдивани М.О., Панов В.И. Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. С. 62–71. doi: 10.17759/exppsy.2019120405 

Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. No 3. С. 13–27. 

Панов В.И. Экопсихология развития: гносеологическая и онтологическая парадигмы // Познание и переживание. 2020. Т. 1, No 1. С. 38–54. doi: 10.51217/cogexp_2020_01_01_03 

Панов В.И., Калинин И.В. Экопсихологический подход к анализу межсубъектных взаимодействий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. No 3. С. 221–232. doi: 10.52070/2500-3488_2021_3_840_221 

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 

Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. 

Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 2004. No 2. С. 54–62. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2007. No 1. 

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. No 9 (81). С. 4–9. 

Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, No 2 (34). С. 25–32.


Для цитирования статьи:

Лидская Э.В., Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118. doi: 10.11621/npj.2022.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать