ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Скачать в формате PDF

Поступила: 17.05.2022

Принята к публикации: 04.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: дети раннего возраста; социальная среда; взрослые; дети; игрушки; экопсихологические типы субъект-средовых взаимодействий

Страницы: 108-118

DOI: 10.11621/npj.2022.0313

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Лидская Э.В., Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-118. doi: 10.11621/npj.2022.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Лидская Элеонора Викторовна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Панов Виктор Иванович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Социальным взаимодействиям детей раннего возраста с окружающей средой посвящено множество исследований, которые проводились в контексте разных подходов. Между тем с экопсихологической точки зрения остаются неизученными вопросы: как происходит (и происходит ли) в этом возрасте субъективное структурирование окружающей социальной среды и каковы типы коммуникативных взаимодействий, наиболее характерные для детей данного возраста. 

Цель. Используя экопсихологическую типологию субъект-средовых взаимодействий провести анализ социального развития детей раннего возраста и установить способность детей этого возраста к субъективному структурированию социальной среды, а также определить наиболее характерные для них типы взаимодействий на примере общения и совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. 

Методы. Исследование проводилось с помощью теоретического анализа исследований социального развития детей раннего возраста по работам Л.Н. Галигузовой (Галигузова, 1983), М.С. Кирюшкиной (Кирюшкина, 2009), М.И. Лисиной (Лисина, 1986), Е.О. Смирновой (Смирнова, 2003) с использованием экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий в качестве теоретического конструкта. 

Результаты. Социальная среда для детей раннего возраста субъективно не однородна, она структурируется и иерархизируется ими. Треть детей этого возраста не обращает внимания на сверстников, демонстрируя объект-объектное отношение к ним. Часть детей относятся к сверстникам безразлично, демонстрируя субъект-объектный тип взаимодействия. Примерно треть детей наблюдают за сверстниками, но в контакт с ними не входят, что свидетельствует о субъект-объектном отношении к ним. Чтобы сверстники перестали бояться друг друга и у них появилась потребность во взаимодействии, нужна помощь взрослого по организации совместных действий, что требует реализации субъект-совместного или субъект-порождающего типов взаимодействия между ними. С появлением взрослого ребенок старается сначала привлечь к себе внимание — субъект-объектный и объект-субъектный типы взаимодействия; затем он пытается включить взрослого в совместное действие — субъект-порождающий и субъект-совместный типы взаимодействия. 

Выводы. Наибольшее значение для формирования и удовлетворения потребности в коммуникативном взаимодействии у детей этого возраста имеет присутствие взрослого, затем игрушки и лишь после этого другого ребенка. По мере развития потребности ребенка типы его взаимодействий с субъектами социальной среды меняются в направлении от объект-объектного и субъект-объектного в сторону субъект-порождающего и субъект-совместного. Необходимым условием такой динамики является содействие взрослого в формировании потребности ребенка в общении и совместных действиях.


Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 

Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстником у детей дошкольного возраста: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 1983. 

Горбов Ф.Д. Я — второе Я. М.: Воронеж, 2000. 

Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. C. 72–80. doi: 10.17759/exppsy.2019120406 

Кирюшкина М.С. Социальное развитие ребенка раннего возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2009. Т. 2, No 2. С. 5–11. 

Ермаков Д.С., Панов В.И. От экологии детства — к психологии устойчивого развития // Психологический журнал. 2020. T. 41, No 4. C. 121–125. doi: 10.31857/S020595920010513-0 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова. Под ред. Е.О. Смирновой. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. [Электронный ресурс] // URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10111 

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 

Лидская Э.В., Мдивани М.О., Панов В.И. Склонность к принятию субъектной/объектной позиции курсантами и студентами во взаимодействиях с образовательной средой // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, No 4. С. 62–71. doi: 10.17759/exppsy.2019120405 

Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. No 3. С. 13–27. 

Панов В.И. Экопсихология развития: гносеологическая и онтологическая парадигмы // Познание и переживание. 2020. Т. 1, No 1. С. 38–54. doi: 10.51217/cogexp_2020_01_01_03 

Панов В.И., Калинин И.В. Экопсихологический подход к анализу межсубъектных взаимодействий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. No 3. С. 221–232. doi: 10.52070/2500-3488_2021_3_840_221 

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 

Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2003. 

Смирнова Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 2004. No 2. С. 54–62. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2007. No 1. 

Смирнова Е.О. Игровая компетентность воспитателя // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2017. No 9 (81). С. 4–9. 

Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, No 2 (34). С. 25–32.


Для цитирования статьи:

Лидская Э.В., Панов В.И.Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.108-118. doi: 10.11621/npj.2022.0313

Скопировано в буфер обмена

Скопировать