ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.05.2022

Принята к публикации: 04.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: детство; игрушка; культура детства; культурно-исторический подход; культурные артефакты; музей детства; научная концепция музея; психологические особенности возраста; социальная ситуация развития; этнография детства

Страницы: 89-96

DOI: 10.11621/npj.2022.0311

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Собкин В. С., Калашникова Е. А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96. doi: 10.11621/npj.2022.0311

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Собкин Владимир Самуилович Российская академия образования

Калашникова Екатерина Александровна Российская академия образования

Лыкова Т.А. Институт социологии образования РАО

Аннотация

Актуальность. Несмотря на наличие ряда масштабных проектов, ориентированных на изучение детства, существует острая потребность в сохранении современных и исторических образцов детской культуры. Основой организации Российского музея детства должны выступить психолого-педагогические представления о возрастных особенностях развития ребенка, разработанные в рамках культурно-исторического подхода. 

Цель. Представить абрис возможных направлений деятельности и научных подходов к созданию Российского музея детства. 

Методы. Анализ имеющихся данных о деятельности музеев детства в России и за рубежом. 

Результаты. Изучение опыта создания музеев, посвященных культуре детства, показало, что доминантой создания коллекций выступают детские игрушки. При этом практически отсутствуют музеи, представляющие различные стороны социальной ситуации развития ребенка, особенности его бытовой и культурной жизни. Представлены возможные направления научной и практической работы Российского музея детства, в основе которых лежит идея сохранения и трансляции культурных образцов детской жизни. Предлагается собрать тематические музейные коллекции, отражающие социокультурные составляющие жизни детей разных возрастов в различные исторические периоды. Целевую аудиторию музея составляют дети, родители и педагоги. Помимо выставочной и экскурсионной деятельности предполагается, что музей будет выступать в качестве места детского досуга и творчества, пространства общения и образования для родителей и педагогов. Научная жизнь Российского музея детства будет построена на исследованиях, посвященных истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте, историческому аспекту психологических и педагогических исследований этого периода, анализу современной детской культуры. 

Выводы. Создание подобного культурного пространства будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязей и преемственности между поколениями в семье, повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов. Проведение научных исследований на базе Российского музея детства позволит разработать наукоемкие и культуроемкие инновационные психолого-педагогические проекты в сфере образования.


Литература

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 

Всероссийский проект исследования детства [Электронный ресурс] // URL: https://вместерастем.рф (дата обращения 12.04.2022). 

Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. М.: ИЭА РАН, 2014. 

Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. No 1618-р [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (дата обращения 20.04.2022). 

Коун Ким. Работа и технологии дошкольных педагогов в эпоху оценивания // Современное дошкольное образование. 2020. No 2 (98). С. 70–79. 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж: МОДЭК, 1997. 

Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 

Лисина М.И., Рузская А.Г., Авдеева Н.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 

Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и Ваш младенец. М.: Педагогика, 1991. 

Национальный проект «Демография»: утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 24.03.2022, с изм. от 09.04.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya (дата обращения 10.04.2022). 

Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет, 2007. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов (3-е изд.) М.: Питер, 2012. 

Смирнова Е.О. Правда и мифы о развивающих игрушках // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. No 3. C. 72–77. 

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. No 6. C. 30–35. 

Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. No 2 (64). С. 34-44. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. No 1. 

Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. No 7. С. 46–57. 

Собкин В.С., Смирнова Е.О., Штенгер У. Детский сад, воспитывающий личность (описание опыта работы детского сада «Амарес», Кёльн, Германия) // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. Т. 90, No 8 (90). С. 4–15. 

Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. No 1. С. 6–18. 

Указ Президента РФ от 29.05.2017 No240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения 15.04.2022). 

Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., Ghaith, S. (2021). Psychological Burnout among Professionals Working with Children with Motor Disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (1), 69–85. doi: 10.11621/pir.2021.0106 

Archakova, T.O., Garifulina, E. (2021). Review of Contributions to the Russian Child Well-Being Index: Focus on Subjective Well-Being Indicators. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 200–216. doi: 10.11621/pir.2021.0313 

Jenkins, H. (1998). The Children’s Culture Reader. New York: New York University Press. 

Schad, E., Arnold, C. (2019). Educational Psychology in Europe. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (4), 3–7. 

Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2015). Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology in Russia: State of the Art, 8 (2), 52–60. 

Sobkin, V.S., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Fedotova, A.V., Khalutinaa, U.A., Yakupova, V.A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development. Psychology in Russia: State of the Art, 9 (4), 106–122. 

Solovieva, Yu., Baltazar Ramos, A.M., Quintanar Rojas, L. (2021). Experience in Pre-school Education in Mexico: following L.S. Vygotsky. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 77–95. doi: 10.11621/nicep.2021.0104


Для цитирования статьи:

Собкин В. С., Калашникова Е. А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96. doi: 10.11621/npj.2022.0311

Скопировано в буфер обмена

Скопировать