ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Скачать в формате PDF

Поступила: 13.05.2022

Принята к публикации: 04.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: детство; игрушка; культура детства; культурно-исторический подход; культурные артефакты; музей детства; научная концепция музея; психологические особенности возраста; социальная ситуация развития; этнография детства

Страницы: 89-96

DOI: 10.11621/npj.2022.0311

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Собкин В. С., Калашникова Е. А., Лыкова Т.А. Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96. doi: 10.11621/npj.2022.0311

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Собкин Владимир Самуилович Российская академия образования

Калашникова Екатерина Александровна Российская академия образования

Лыкова Татьяна Анатольевна Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российский институт театрального искусства — ГИТИС

Аннотация

Актуальность. Несмотря на наличие ряда масштабных проектов, ориентированных на изучение детства, существует острая потребность в сохранении современных и исторических образцов детской культуры. Основой организации Российского музея детства должны выступить психолого-педагогические представления о возрастных особенностях развития ребенка, разработанные в рамках культурно-исторического подхода. 

Цель. Представить абрис возможных направлений деятельности и научных подходов к созданию Российского музея детства. 

Методы. Анализ имеющихся данных о деятельности музеев детства в России и за рубежом. 

Результаты. Изучение опыта создания музеев, посвященных культуре детства, показало, что доминантой создания коллекций выступают детские игрушки. При этом практически отсутствуют музеи, представляющие различные стороны социальной ситуации развития ребенка, особенности его бытовой и культурной жизни. Представлены возможные направления научной и практической работы Российского музея детства, в основе которых лежит идея сохранения и трансляции культурных образцов детской жизни. Предлагается собрать тематические музейные коллекции, отражающие социокультурные составляющие жизни детей разных возрастов в различные исторические периоды. Целевую аудиторию музея составляют дети, родители и педагоги. Помимо выставочной и экскурсионной деятельности предполагается, что музей будет выступать в качестве места детского досуга и творчества, пространства общения и образования для родителей и педагогов. Научная жизнь Российского музея детства будет построена на исследованиях, посвященных истории игрушек и игровых традиций, истории детства в междисциплинарном контексте, историческому аспекту психологических и педагогических исследований этого периода, анализу современной детской культуры. 

Выводы. Создание подобного культурного пространства будет способствовать сохранению и поддержанию взаимосвязей и преемственности между поколениями в семье, повышению педагогической культуры родителей и профессиональному развитию педагогов. Проведение научных исследований на базе Российского музея детства позволит разработать наукоемкие и культуроемкие инновационные психолого-педагогические проекты в сфере образования.


Литература

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. 

Всероссийский проект исследования детства [Электронный ресурс] // URL: https://вместерастем.рф (дата обращения 12.04.2022). 

Комарова Г.А. Этнография детства: междисциплинарные исследования. М.: ИЭА РАН, 2014. 

Концепция государственной семейной политики в РФ до 2025 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. No 1618-р [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/all/92699/ (дата обращения 20.04.2022). 

Коун Ким. Работа и технологии дошкольных педагогов в эпоху оценивания // Современное дошкольное образование. 2020. No 2 (98). С. 70–79. 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Воронеж: МОДЭК, 1997. 

Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 

Лисина М.И., Рузская А.Г., Авдеева Н.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 

Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и Ваш младенец. М.: Педагогика, 1991. 

Национальный проект «Демография»: утв. постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 24.03.2022, с изм. от 09.04.2022) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: https://национальныепроекты.рф/projects/demografiya (дата обращения 10.04.2022). 

Сальникова А.А. Российское детство в ХХ веке: история, теория и практика исследования. Казань: Казанский государственный университет, 2007. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов (3-е изд.) М.: Питер, 2012. 

Смирнова Е.О. Правда и мифы о развивающих игрушках // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. No 3. C. 72–77. 

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. No 6. C. 30–35. 

Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2016. No 2 (64). С. 34-44. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Право на игру // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. No 1. 

Собкин В.С. К вопросу о профессиональной позиции воспитателя // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. No 7. С. 46–57. 

Собкин В.С., Смирнова Е.О., Штенгер У. Детский сад, воспитывающий личность (описание опыта работы детского сада «Амарес», Кёльн, Германия) // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2018. Т. 90, No 8 (90). С. 4–15. 

Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. No 1. С. 6–18. 

Указ Президента РФ от 29.05.2017 No240 Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства [Электронный ресурс] // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954 (дата обращения 15.04.2022). 

Al-Ali, T., Akour, M.M., Al-Masri, E., Mizaghobian, A.A.H., Ghaith, S. (2021). Psychological Burnout among Professionals Working with Children with Motor Disabilities. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (1), 69–85. doi: 10.11621/pir.2021.0106 

Archakova, T.O., Garifulina, E. (2021). Review of Contributions to the Russian Child Well-Being Index: Focus on Subjective Well-Being Indicators. Psychology in Russia: State of the Art, 14 (3), 200–216. doi: 10.11621/pir.2021.0313 

Jenkins, H. (1998). The Children’s Culture Reader. New York: New York University Press. 

Schad, E., Arnold, C. (2019). Educational Psychology in Europe. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (4), 3–7. 

Sobkin, V.S., Skobeltsina, K.N. (2015). Shared activities of parents with their preschool children during family pastime. Psychology in Russia: State of the Art, 8 (2), 52–60. 

Sobkin, V.S., Veraksa, A.N., Bukhalenkova, D.A., Fedotova, A.V., Khalutinaa, U.A., Yakupova, V.A. (2016). The connection of socio-demographic factors and child-parent relationships to the psychological aspects of children’s development. Psychology in Russia: State of the Art, 9 (4), 106–122. 

Solovieva, Yu., Baltazar Ramos, A.M., Quintanar Rojas, L. (2021). Experience in Pre-school Education in Mexico: following L.S. Vygotsky. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 77–95. doi: 10.11621/nicep.2021.0104


Для цитирования статьи:

Собкин В. С., Калашникова Е. А., Лыкова Т.А.Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.89-96. doi: 10.11621/npj.2022.0311

Скопировано в буфер обмена

Скопировать