Поступила: 27.05.2022
Принята к публикации: 05.06.2022
Дата публикации в журнале: 24.08.2022
Ключевые слова: самоорганизация; воля; произвольность; организованные занятия; самостоятельная и совместно-разделенная деятельность; самостоятельная игра; старший дошкольный возраст
Страницы: 77-88
DOI: 10.11621/npj.2022.0310
Доступно в on-line версии с: 24.08.2022
Абдулаева Е.А. От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.77-88. doi: 10.11621/npj.2022.0310
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Необходимо исследовать условия ее становления на начальном этапе — в дошкольном возрасте, в частности, в условиях детского сада, где дети проводят существенную часть своей жизни.
Цель. Изучение практики педагогических систем как среды формирования самоорганизации дошкольников на примере вальдорфского детского сада, работающего по программе «Березка» (В.К. Загвоздкин, С.А. Трубицына), где преобладает свободная самостоятельная и совместная со взрослым деятельность (самостоятельная и совместная деятельность — ССД) и наиболее массового детского сада «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Ко- марова, Э.М. Дорофеева), где преобладают организованные взрослым занятия (организованные занятия — ОЗ).
Выборка. В исследовании приняли участие 28 детей из московских детских садов с нормативным развитием от 6,4 до 7,2 лет (13 девочек и 15 мальчиков). Из данной выборки половина дошкольников воспитывались в группах вальфдорского детского сада, работающего по программе «Березка», а остальные 14 детей — из детского сада, действующего по массовой программе «От рождения до школы».
Методы. Для оценки уровня развития самоорганизации в условиях различных образовательных программ в исследовании применялись: структурированное наблюдение, структурированный анализ программ, анкетирование, экспериментальная методика оценки самоорганизации дошкольников на основе модификации методи- ки оценки учебной деятельности (Репкина, Заика, 1993) и диагностики особенностей самоорганизации (Ишков, 2011). Были использованы диагностические ситуации: незнакомая продуктивная деятельность «Пришивание пуговиц» — с инструкцией-показом и подвижная игра с заданием «Обручи и флажки» — с вербальной инструкцией. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS Statistics.
Результаты. Уровень самоорганизации детей в условиях разных образовательных систем значимо различается по общей оценке и по отдельным критериям. В группе Свободной самостоятельной деятельности детей (далее — ССД) детей с высоким уровнем самоорганизации в два раза больше, чем в группе Организованных занятий (далее — ОЗ) (85,7/92,9% против 42,8/50%). В пробе «Игра с заданием» различия между детьми групп ОЗ и ССД больше выражены, чем в пробе «Продуктивная деятельность». Данный этап показал, что группа ССД отличалась существенно более высоким уровнем Целеполагания (100%) и Самоконтроля (78,6% и 92,9%), в то время как в группе ОЗ высокого уровня достигла примерно половина детей в обеих пробах (Целеполагание 57,1% и 50%, Самоконтроль 57,1%). В группе ССД также отмечался высокий уровень Планирования у подавляющего большин- ства детей (92,9%). По критериям «Анализ ситуации» и «Коррекция» в группе ОЗ низкий уровень имел каждый пятый ребенок (21,4%), а в группе ССД низкий уровень не зафиксирован.
Выводы. Образовательный процесс в форме совместной/свободной деятельности более способствует развитию самоорганизации дошкольников, чем плотно организованный график занятий. Ритмическое чередование концентрации внимания на ведущем взрослом и самостоятельной деятельности позволяет ребенку дольше и более осознано оставаться в активной позиции.
Божович Л.И. Психология детского подражания // Культурно-историческая психология. 2007. No 2. С. 101–106.
Выготский Л.С. Психология развития человека. История развития высших психических функций. М.: Смысл, Эксмо, 2005.
Детство в современном мире первые семь лет и вся жизнь. Материалы международной конференции / Под ред. П.В. Веселова, Е.А. Шнапир. М.: КМК, 2011.
Ливехуд Б. Фазы развития ребенка. Калуга: Духовное познание, 1998.
Мирошкина М.Р. Самоорганизация как характеристика современного детства // Школьные технологии. 2014. No 3. С. 30–43. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-kak-harakteristika-sovremennogo-detstva/viewer (дата обращения: 04.05.2022).
Основная образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Под ред. В.К. Загвоздкина, С.А. Трубициной. М.: «Национальное образование», 2017.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-синтез, 2019.
Пегов В.А. Обзор научных исследований вальдорфского движения в России: история и теоретические основания // Перспективы науки и образования. 2013. No 4. С. 60–78. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-nauchnyh-issledovaniy-valdorfskogo-dvizheniya-v-rossii-istoriya-i-teoreticheskiy-analiz/viewer (дата обращения: 04.05.2022).
Репкина Г.В., Заика Е.В. Библиотека развивающего обучения. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993.
Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости (по материалам анализа вольфдорской педагогики) // Психологическая наука и образование. 2001. No 2. С. 50–58.
Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, No 3. С. 9–15. doi: 10.17759/chp.2015110302
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Рябкова И.А. Методика экспертизы предметно-развивающей среды ДОУ // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. No 6. C. 30–35.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2012. No 2.
Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Открытый детский сад в Германии // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. No 3. C. 86–92.
Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование». М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2005.
Смирнова Е.О. Истоки отзывчивости (по материалам анализа Вальдорфской педагогики) // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6, No 2. С. 50–58. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/2371/psyedu_2001_n2_ Smirnova.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
Шемереко А.С. Развитие самоорганизации старших дошкольников в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Автореферат на соискание степени канд. педагогических наук. Москва, 2020.
Шлай Е.В., Зайцева Е.С. Особенности самоорганизации старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. 2014. No 3. [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22528069 (дата обращения: 19.11.2021).
Штейнер Р. Педагогика, основанная на познании человека. М.: Парсифаль, 1996. [Электронный ресурс] // URL: http:// bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/311.pdf (дата обращения 15.02.2022).
Черник В.Э., Гаврилова А.С. Исследование структурных компонентов самоорганизации старших дошкольников, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск // Дискуссия (журнал научных публикаций). 2016. No 7 (70). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-strukturnyh-komponentov-samoorga-nizatsii-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 29.04.2021).
Яновская Т.Э. К вопросу о понятии «Самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-samoorganizatsiya-v-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 05.01.2021).
Абдулаева Е.А.От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.77-88. doi: 10.11621/npj.2022.0310
Скопировано в буфер обмена
Скопировать