Поступила: 16.05.2022
Принята к публикации: 07.06.2022
Дата публикации в журнале: 24.08.2022
Ключевые слова: моральное поведение; нравственное развитие; субъектное отношение; дошкольный возраст; программа воспитания дошкольников
Страницы: 69-76
DOI: 10.11621/npj.2022.0309
Доступно в on-line версии с: 24.08.2022
Бурлакова И.А. Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.69-76. doi: 10.11621/npj.2022.0309
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Статья посвящена подходу Е.О. Смирновой к проблеме воспитания детей дошкольного возраста, который представлен, к сожалению, в ее немногочисленных работах начала двухтысячных годов.
Результаты. Взгляды Е.О. Смирновой на психологические основания нравственного воспитания дошкольников базируются на теоретических положениях М.И. Лисиной (Лисина, 1986) о двойном начале межличностных взаимоотношений между детьми — объектном и субъектном. Подлинное нравственное поведение обусловлено преобладанием субъектного начала в отношениях к сверстнику, в основе которого лежит восприятие другого как самоценной личности. Равновесие между двумя началами или преобладание в межличностных отношениях субъектного начала служит основанием морального поведения, но не нравственного. Согласно взглядам Е.О. Смирновой, дети стремятся соблюдать моральные нормы и правила, но в конкретных ситуациях, когда их поведение может быть положительно оценено сверстниками или взрослыми. Такое моральное поведение направлено на самоутверждение ребенка, повышение самооценки. Субъектное отношение к сверстнику способствует переносу моральных норм и правил в реальное поведение ребенка, соблюдение которых приобретает характер ценности (он не может действовать и поступать иначе). Как писал Л.С. Выготский: «Морально поступает тот, кто не заме- чает, что он поступает морально» (Выготский, 2005, с. 230).
Выводы. Теоретический подход к проблеме нравственного поведения дошкольников был положен в основу экспериментальной работы, выполненной под руководством Е.О. Смирновой. В исследовании было доказано, что для обеспечения подлинного морального поведения центральным в воспитании детей должно стать становление у них чувства общности и сопричастности с другими, в снятии их фиксации на себе и своих оценках, то есть становлении субъектного отношения к сверстникам и взрослым.
Практическое применение результатов. Полученные результаты воплотились в практической разработке — коррекционно-развивающей программе, направленной на обеспечение «особого видения другого» через организацию проживания общности и сопричастности друг с другом в реальном взаимодействии. Идея Елены Олеговны Смирновой о формировании субъектных отношений является основным психологическим условием нравственного воспитания и позволит расширить возможности применения данного подхода, а также распространить его не только на межличностные отношения детей, но и на их взаимодействие с другими людьми. «По- нимание нравственного поведения чрезвычайно расширяется, потому что мы приобретаем право говорить не только о нравственном поведении в узком смысле этого слова, но и о нравственном отношении к вещам, к самому себе, к своему телу и т.п.» (Выготский, 2005, с. 230–231).
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. No 6. С. 59–74.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Институт практической психологии, 1997.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. М.: Про- свещение, 1984.
Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре. М.: Просвещение, 1987.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. М.: Педагогика, 1986.
Смирнова Е.О. Материалы курса «Моральное и нравственное развитие дошкольников»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.
Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, No 2 (34). С. 25–32.
Смирнова Е.О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2011. No 6. С. 76–79.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. No 1. С. 26–36.
Смирнова Е.О. Психологические основания нравственного воспитания дошкольников // Психолог в детском саду. 2007. No 2. С. 81–92.
Субботский Е.В. Генезис личности: теория и эксперимент. М.: Смысл, 2010.
Субботский Е.В. Генезис морального поведения у дошкольников // Вестник Московского университета. 1978. No 3. С. 13–26.
Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. No 4. С. 29–39.
Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребенка // Вопросы психологии. 1979. No 3. С. 47–56.
Якобсон С.Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников // Вопросы психологии. 1985. No 3. С. 55–61.
Якобсон С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопросы психологии. 1979. No 1. С. 38–49.
Якобсон С.Г. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. No 6. С. 34–42.
Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.
Якобсон С.Г. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопросы психологии. 1982. No 1. С. 40–50.
Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.
Бурлакова И.А.Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.69-76. doi: 10.11621/npj.2022.0309
Скопировано в буфер обмена
Скопировать