ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.06.2022

Принята к публикации: 15.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: внедрение научных и практических разработок; концепция генезиса общения; деятельностный подход; пособия по психологии и педагогике; развитие ребенка; дошкольный возраст; психологическая диагностика; межличностные отношения

Страницы: 52-59

DOI: 10.11621/npj.2022.0307

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59. doi: 10.11621/npj.2022.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Галигузова Л.Н. Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования

Мещерякова С.Ю. Федеральное государственное научное учреждение "Психологический институт" Российской Академии Образования

Аннотация

Актуальность. Актуальность статьи определяется важностью обобщения и освещения разностороннего вклада в практику образования Е.О. Смирновой в преддверии ее 75-летнего юбилея. 

Цель. Описать основные направления и результаты деятельности Е.О. Смирновой по внедрению в практику научных и практических разработок, выполненных ею и коллегами в Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО и Центре игры и игрушки МГППУ. 

Результаты. Описаны теоретические основания, структура, содержание и область применения ряда важных для сферы образования трудов, адресованных студентам педагогических вузов, педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, родителям. Основные из них — учебник «Детская психология», Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», методические пособия «Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет», «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» и др. Представлены научно-популярные издания для родителей: «Искусство общения с ребенком. От года до шести лет», «Дошкольник в современном мире». Освещается деятельность Е.О. Смирновой по подготовке кадров для системы образования. 

Выводы. Результаты деятельности Е.О Смирновой по внедрению в практику научных разработок способствуют обеспечению качественного образования на дошкольной ступени, которое закладывает успешную образовательную стратегию дальнейшего обучения детей.


Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. и др. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Цикл статей / Под ред. С.Ю. Циркина. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. No 1. 2007. С. 54–64. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. 

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 3 до 6 лет. М.: Интор, 1996. 

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972. 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: МПСИ, 2001. 

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 

Московская психологическая школа. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Т. 2 / Под ред. К.Н. Поливановой, И.С. Якиманской. М.: Психологический институт РАО, 2004. 

Смирнова Е.О. Детская психология. Сер. Учебник для вузов (3-е изд., перераб.). СПб.: Питер, 2012. 

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2006. 

Смирнова Е.О. Игрушки: как оценивать их качество // Дошкольное воспитание 2005. No 4. С. 68–73. 

Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2004. No 3. С. 69–75. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2003. No 8. С. 73–77. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва: ВЛАДОС, 2005. 

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. 

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.


Для цитирования статьи:

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59. doi: 10.11621/npj.2022.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать