ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Скачать в формате PDF

Поступила: 05.06.2022

Принята к публикации: 15.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: внедрение научных и практических разработок; концепция генезиса общения; деятельностный подход; пособия по психологии и педагогике; развитие ребенка; дошкольный возраст; психологическая диагностика; межличностные отношения

Страницы: 52-59

DOI: 10.11621/npj.2022.0307

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59. doi: 10.11621/npj.2022.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Галигузова Л.Н. Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Мещерякова С.Ю. Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований

Аннотация

Актуальность. Актуальность статьи определяется важностью обобщения и освещения разностороннего вклада в практику образования Е.О. Смирновой в преддверии ее 75-летнего юбилея. 

Цель. Описать основные направления и результаты деятельности Е.О. Смирновой по внедрению в практику научных и практических разработок, выполненных ею и коллегами в Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО и Центре игры и игрушки МГППУ. 

Результаты. Описаны теоретические основания, структура, содержание и область применения ряда важных для сферы образования трудов, адресованных студентам педагогических вузов, педагогам и психологам дошкольных образовательных учреждений, родителям. Основные из них — учебник «Детская психология», Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», методические пособия «Диагностика психического развития ребенка от рождения до 3 лет», «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» и др. Представлены научно-популярные издания для родителей: «Искусство общения с ребенком. От года до шести лет», «Дошкольник в современном мире». Освещается деятельность Е.О. Смирновой по подготовке кадров для системы образования. 

Выводы. Результаты деятельности Е.О Смирновой по внедрению в практику научных разработок способствуют обеспечению качественного образования на дошкольной ступени, которое закладывает успешную образовательную стратегию дальнейшего обучения детей.


Литература

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. и др. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Цикл статей / Под ред. С.Ю. Циркина. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2004. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. No 1. 2007. С. 54–64. 

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., Ермолова Т.В. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. М.: АРКТИ, 2004. 

Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от 3 до 6 лет. М.: Интор, 1996. 

Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986. 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета, 1972. 

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: МПСИ, 2001. 

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 

Московская психологическая школа. Проблемы возрастной и педагогической психологии. Т. 2 / Под ред. К.Н. Поливановой, И.С. Якиманской. М.: Психологический институт РАО, 2004. 

Смирнова Е.О. Детская психология. Сер. Учебник для вузов (3-е изд., перераб.). СПб.: Питер, 2012. 

Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа, 2006. 

Смирнова Е.О. Игрушки: как оценивать их качество // Дошкольное воспитание 2005. No 4. С. 68–73. 

Смирнова Е.О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание. 2004. No 3. С. 69–75. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. 2003. No 8. С. 73–77. 

Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Москва: ВЛАДОС, 2005. 

Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. 

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.


Для цитирования статьи:

Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.52-59. doi: 10.11621/npj.2022.0307

Скопировано в буфер обмена

Скопировать