Поступила: 16.05.2022
Принята к публикации: 04.06.2022
Дата публикации в журнале: 24.08.2022
Ключевые слова: смешное; страшное; преодоление страха; диалектическое мышление; детские нарративы
Страницы: 44-51
DOI: 10.11621/npj.2022.0306
Доступно в on-line версии с: 24.08.2022
Шиян, О.А. (2022). Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект. Национальный психологический журнал, (3) , 44-51. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0306
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Анализ когнитивных механизмов преодоления страха на материале детских нарративов.
Выборка. В исследовании принимали участие 57 детей 6–6,5 лет из двух образовательных организаций (г. Москва).
Методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью авторской методики «Нестрашная история»: детям предлагалось сочинить историю про страшного персонажа, но так, чтобы сама история была нестрашной. Исследование проводилось в дошкольных группах, контрастных по параметру качества образования. Качество образования оценивалось с помощью шкал оценки образовательной среды ECERS-3 и шкал оценки условий для развития творческих способностей, разработанных и апробированных в лаборатории развития ребенка МГПУ.
Результаты. Среди способов преодоления страшного в детских историях можно отметить такие, как превращение страшного персонажа в нестрашного и создание амбивалентных персонажей, сочетающих в себе противоположности страшного и смешного. Когнитивным механизмом преобразования страшного в этих случаях является диалектическое мышление, позволяющее оперировать противоположностями и отражать ситуации противоречия и развития. В историях детей из группы с более высоким качеством образования амбивалентные персонажи встречались в два раза чаще (по t-критерию Стьюдента различия значимы на уровне 0,05), что может говорить о связи качества образовательного процесса и детского развития.
Выводы. Решая задачу преодоления страха при сочинении истории, дети могут использовать диалектическое мышление — в частности, действия превращения и опосредствования (в амбивалентных, совмещающих в себе противоположности образах). Можно предположить, что такая символическая деятельность, как создание историй, выступает как скаффолдинг для применения и развития диалектических структур в дошкольном возрасте.
Артемьева Т.В. Юмор детей: содержание конструкта и методика его оценки // Современное дошкольное образование. 2021. No 3 (105). С. 46–59. doi: 10.24412/1997-9657-2021-3105-46-59
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
Белолуцкая А.К., Воробьева И.И., Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду // Современное дошкольное образование. 2021. No 2 (104). С. 12–30. doi: 10.24411/1997-9657-2021-10096
Бессечес М. Диалектическое мышление и развитие взрослых. М.: Мозаика-Синтез, Московский городской университет, 2018.
Веракса А.Н. Возможности игрового пространства в познавательной деятельности ребенка-дошкольника // Современное дошкольное образование. 2012. No 1. С. 61–65.
Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника. Возможности и культурные контексты. М.: Издательство Московского университета, 2021.
Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996. No 3. С. 14–27.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. No 6. С. 62–68.
Зарецкий В.К. Один шаг в обучении — сто шагов в развитии: от идеи к практике // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, No 3. С. 149–188. doi: 10.17759/chp.2016120309
Новлянская З.Н. О словесном творчестве дошкольников // Искусство в школе. 2019. No 1. С. 14–19.
Новлянская З.Н. Учение и творчество. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2018.
Поддьяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь (Researcher). 2009. No 2. С. 68–75.
Романова А.Л., Смирнова Е.О. Смешное и страшное в современной детской субкультуре // Культурно-историческая психология. 2013. Т. 9, No 2. С. 81–87.
Сингер Э., де Хаан Д. Играть, удивляться, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. М.: Мозаика-Синтез, 2019.
Цукерман Г.А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, No 2. С. 4–13. doi: 10.17759/chp.2016120201
Щербакова О.В., Осорина М.В. Юмористический компонент как фактор повышения сложности интеллектуальных задач (на примере теста Д. Векслера) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009, 12(1), С. 108–115.
Lucas, C.G., Bridgers, S., Griffiths, T.L., & Gopnik, A. (2014). When children are better (or at least more open-minded) learners than adults: Developmental differences in learning the forms of causal relationships. Cognition, 131, 284–299. https://doi. org/10.1016/j.cognition.2013.12.010
Loizou, Е. (2005). Infant humor: the theory of the absurd and the empowerment theory. International Journal of Early Years Education, 13 (1), 43–53. doi: 10.1080/09669760500048329
Sylva, K., Bruner, J., Jolly, A. (2017). Play: its role in development and evolution. (Retrieved from https:// www.researchgate.net/publication/328486788).
Wood, D., Bruner, J., Ross, G. (1976). The role of tutoring in problem solving. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 17, 89–100.
Шиян, О.А.Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. , 44-51. doi: 10.11621/npj.2022.0306
Скопировано в буфер обмена
Скопировать