ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей

Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.05.2022

Принята к публикации: 07.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: игрушки; развивающий потенциал игрушек; психолого-педагогическая экспертиза; детская игра; детская деятельность; сюжетно-ролевая игра; игра с правилом; продуктивная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность

Страницы: 35-43

DOI: 10.11621/npj.2022.0305

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.35-43. doi: 10.11621/npj.2022.0305

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Рябкова Ирина Александровна Московский государственный психолого-педагогический университет

Шеина Елена Георгиевна Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

Актуальность. В статье представлена концепция психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек, разработанная под руководством Елены Олеговны Смирновой. Создание концепции обусловлено тем, что игрушка является неотъемлемым средством детской игры и, согласно многим исследованиям, оказывает влияние на ее становление и развитие. При этом современный рынок игрушек значительно изменился за последние десятиле- тия и требует изучения специалистами. Существует несколько публикаций, в которых рассказывается о психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, разработанной под руководством Е.О. Смирновой, однако Концепция неоднократно изменялась, развивалась, что, к сожалению, не было отражено в публикациях (последняя работа датируется 2017 г.). Данная статья призвана восполнить этот пробел. 

Целью статьи является описание Концепции, методики и процедуры психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, разработанной под руководством Е.О. Смирновой. 

Результаты. Изучение Концепции экспертизы, основанной на культурно-исторической психологии и деятельностном подходе, показало, что игрушка является специально созданным взрослыми средством детской игры в широком смысле слова. Игрушки классифицируются по 4 родам деятельности: собственно игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской и физической активности. Каждый род деятельности включает виды, объединенные специфическими чертами, целями и средствами. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек включает 4 параметра оценки: этический, эстетический, операционально-технический и развивающий потенциал игрового действия. Заключение представляет собой отнесение игрушки к деятельности и возрасту. 

Выводы. Созданная под руководством Е.О. Смирновой Концепция психолого-педагогической оценки игрушки основана на культурно-исторической психологии и деятельностном подходе, опирается на ключевые понятия и разработки данных подходов и может служить основанием для исследований в данной области, расширяющих и уточняющих представления науки о влиянии игр и предметных средств на развитие детей.


Литература

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. No 6. С. 62–77. 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Проблема возраста. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 

Замечание общего порядка No 17 к статье 31 Конвенции о правах ребенка // 2013. [Электронный ресурс] // URL: http://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2fPPRiCAqhKb7yhsqIkirKQZLK2M58RF%2f5F0vFw58qKy0NsTuVUIOzAukKtAQUw86qotMNvmcKpDxfxkmwVKaqEujxqnNHvqoSqd%2fY4TxQHbVMag1keAgLRmwqQ (дата обращения: 09.06.2022). 

Запорожец А.В. Системный подход к определению предмета дошкольной педагогики. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. 

Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности. Материалы и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.Н. Дороновой, Н.А. Коротковой. М.: Элти-Кудиц, 2003. 

Крыжов П.А. Герой-монстр как нормальный персонаж произведений, адресованных детям. В сборнике Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. Сборник тезисов участников шестой всеросс. научно-практ. конфер. по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой / Под ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Элькониновой, Ю.А. Кочетовой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://psyjournals.ru/files/107676/Obukhova.pdf (дата обращения: 10.05.2022). 

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2002. 

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М.: Центр инноваций в педагогике, 2001. 

Рябкова И.А., Шеина Е.Г. Игрушка как условный объект // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, No 4. С. 75–81. doi: 10.17759/jmfp.2018070408 

Рябкова И.А., Шеина Е.Г., Смирнова С.Ю. Детская игрушка в современных психологических исследованиях // Вопросы психологии. 2021. Т. 67, No 5. С. 147–156. 

Свенссон К. Экспертиза игрушек в Швеции: культурологический и технологический аспекты // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, No 2. С. 13–20. 

Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16, No 2. С. 5–12. 

Смирнова Е.О. и др. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду. М.: Русское слово, 2016. 

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6, No 1. С. 81–88. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. Т. 15, No 3. С. 62–70. 

Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. 2011. No 3. С. 42–48. 

Смирнова Е.О. и др. Научные основания психолого-педагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008a. No 1. С. 16–25. 

Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008b. Т. 13, No 3. С. 5–19. 

Смирнова Е.О., Филиппова И.В. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, No 3. С. 62–71. 

Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай // Современное дошкольное образование: Теория и практика. 2016. No 2. С. 34–43. 

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 

Costa, M., Périno, O., Ray-Kaeser, S. (2018). Toys & games. Usability Evaluation Tool. Manual, Questionnaire and Development Process. English version. (Retrieved from https://www.tuet.eu/files/TUET_TOOL_ENG.pdf) (review date: 10.05.2022). 

Schwartzman, H.B. (1978). Transformations: The anthropology of children’s play. New York; London: Plenum Press. 

Sheina, E., Smirnova, E., Ryabkova, I. (2017). The development potential of toys and games. The Routledge international handbook of early childhood play. In T. Bruce, P. Hakkarainen, M. Bredikyte (Eds.), (pp. 305–312). London: Routledge. doi: 10.4324/9781315735290-28 

Smith, J.E.A. (1983). The evaluation of toys: selection criteria and expert consensus. Master’s thesis. Newfoundland: Memorial University of Newfoundland. 

Trawick-Smith, J., Russell, H., Swaminathan, S. (2011). Measuring the effects of toys on the problem-solving, creative and social behaviours of preschool children. Early Child Development and Care, 181, 7, 909–927.


Для цитирования статьи:

Рябкова И.А., Шеина Е.Г.Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.35-43. doi: 10.11621/npj.2022.0305

Скопировано в буфер обмена

Скопировать