Поступила: 03.05.2022
Принята к публикации: 10.06.2022
Дата публикации в журнале: 24.08.2022
Ключевые слова: творчество; художественное творчество; детская игра; предпосылки художественного развития
Страницы: 26-34
DOI: 10.11621/npj.2022.0304
Доступно в on-line версии с: 24.08.2022
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в ребенке. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.26-34. doi: 10.11621/npj.2022.0304
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Авторы стремятся привлечь внимание к богатым предпосылкам художественного развития, которыми наделены дети сенситивного возраста. При этом различаются два аспекта художественной одаренности: индивидуальный и общевозрастной (родовой). В статье обсуждается второй из них.
Результаты. Рассмотрены психологические предпосылки, с которыми связаны признанные достижения детей старшего дошкольного — младшего школьного возраста в разных видах художественного творчества. Это так называемый детский анимизм, понимаемый как готовность отнестись ко всему в мире как к живому и родственному себе; это интерес и эмоциональная отзывчивость на разнообразные чувственные впечатления, что гораздо менее характерно для более позднего возраста; это специфика детского воображения — способность непосредственного выражения чувства в образной форме и т.д.
Основное внимание уделено детской игре как ранней форме проявления творческого потенциала человека, в которой складывается готовность ребенка к продуктивному художественному творчеству. С этой точки зрения последовательно рассматриваются стадии развития детской игры, каждая из которых создает особого рода предпосылки будущего художественного творчества. Это предметная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и «одинокая» режиссерская игра, в психологическом отношении самая близкая к реальному творчеству художника-автора. В каждом случае даются рекомендации, касающиеся участия взрослого в игре детей, характеризуются наиболее продуктивные или, напротив, нежелательные формы такого участия с точки зрения перспективы художественного развития ребенка.
Выводы. Материалы статьи позволяют утверждать, что полноценный игровой опыт является важным условием успешного художественного развития ребенка. Задача взрослого участника игры — идти навстречу игровой инициативе ребенка, способствуя наиболее полному ее выражению в культурных формах.
Абдулаева Е.А., Алиева Д.А. Развитие свободной игры дошкольников в условиях недирективного сопровождения // Современное дошкольное образование. 2020. No 6 (102). С. 32–46. doi: 10.24411/1997-9657-2020-10088
Аршавский В.В. Популяционные механизмы формирования полиморфизма межполушарной асимметрии мозга человека // Мир психологии. 1999. No 1. С. 29–46.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
Зеньковский В.В. Проблема психической причинности. Киев: Типография императорского университета Св. Владимира, 1914.
Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
Корчак Я. Как любить ребенка. М.: Политиздат, 1990.
Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества // Искусство в школе. 1994. No 2. С. 3–9.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 9. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы. М.: Издательство Московского университета, 2022.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014.
Мухина В.С. Близнецы: Дневник жизни близнецов от рождения до 7 лет. М.: Народное образование, 1997.
Новлянская З.Н. Детская игра и способности к творчеству. В сборнике Художественное образование в поликультурном пространстве: монография / Под ред. Е.В. Бояковой. М.: ИХОиК РАО, 2020.
Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Исследование уровня развития сюжетной игры дошкольников в московских детских садах // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. No 3. С. 57–59.
Соловьев В.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: «Мысль», 1988.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: специфика и развивающие возможности // Детский сад от А до Я. 2018. No 1 (91). С. 4–14.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: история возникновения // Детский сад от А до Я. 2018. No 1 (91). С. 4–10.
Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников: становление в онтогенезе // Детский сад от А до Я. 2018. No 3 (93). С. 37–53.
Трифонова Е.В. Режиссерская игра: основные принципы формирования и педагогической поддержки // [Электронный ресурс] // URL: childpsy.ru›upload...rejisserskayaigra-igraideti.doc
Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. М.: Издательство АСТ, 2004.
Хейзинга И. Homo Ludens (Человек играющий). М.: Азбука-Аттикус, 2018.
Черниговская Т.В. «Шум» как ключ к семиозису: мозг и культура (40 лет спустя) // Слово.ru: Балтийский акцент. 2022. Т. 13, No 2. С. 1–16.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Художник в ребенке. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.26-34. doi: 10.11621/npj.2022.0304
Скопировано в буфер обмена
Скопировать