Поступила: 15.06.2022
Принята к публикации: 03.07.2022
Дата публикации в журнале: 24.08.2022
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра; культурно-историческая теория; реальная игра; игра-имитация; образовательные приоритеты российских семей
Страницы: 13-25
DOI: 10.11621/npj.2022.0303
Доступно в on-line версии с: 24.08.2022
Юдина Е.Г. Детская игра как территория свободы. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.13-25. doi: 10.11621/npj.2022.0303
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Цель. Проанализировать современную социокультурную ситуацию в российском дошкольном образовании с точки зрения возможностей развития сюжетно-ролевой игры детей, выявить основные причины отсутствия игры в детских садах, а также представить возможные родительские и педагогические образовательные стратегии, связанные с возможностями игры в развитии детей дошкольного возраста.
Выборка. В исследовании участвовали родители детей, посещающих детские сады из трех регионов РФ. Выборка была структурирована с учетом фактора социально-экономического положения региона, факторов «центр-периферия», «город-село», «вид дошкольного учреждения». Количество респондентов каждый год варьировало от 1000 до 1200.
Методы. В ходе исследования применялись следующие методы: анализ литературы по теме исследования, экспертная оценка, письменный опрос (анкетирование, с применением метода ранжирования респондентами представленных альтернатив), статистический анализ данных (с использованием метода дисперсионного анализа данных).
Результаты. На основании анализа полученных данных были получены следующие результаты. Рейтинг образовательных предпочтений родителей показывает, что конфликт между обучающими активностями и детской игрой, который обсуждается в литературе и действительно присутствует в детских садах, не основан на реальных предпочтениях родителей. В ходе исследования обнаружен феномен игры-имитации, которая часто выдается за реальную детскую игру. Представлен анализ тенденций, связанных с отрицанием роли игры в развитии современных детей.
Выводы. Обсуждаются пути преодоления конфликта между обучением и игрой. Показаны расхождения между реальными предпочтениями семьи в сфере дошкольного образования и интерпретацией их педагогами. Реальные предпочтения родителей дают картину, которую можно использовать для установления продуктивной коммуникации между дошкольными педагогами и родителями детей, посещающих детский сад.
Практическое применение результатов. Все полученные в исследовании результаты могут быть применены в практике дошкольного образования, на уровне дошкольных организаций. Области применения полученных результатов: организация реальной, а не имитационной игры детей дошкольного возраста, построение продуктивной коммуникации с родителями детей, посещающих дошкольную организацию.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Смысл, Эксмо, 2004.
Кант И. Основоположения к метафизике нравственности. Т. 3. М.: Московский философский фонд, 1997.
Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. Вопросы психологии. 2004. No 1. C. 91–103.
Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности педагогической работы по программе «Первые шаги» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2007. No 1.
Смирнова Е.О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2009. No 2.
Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 2, No 2 (34). С. 25–32.
Хирш-Пасек К., Голинкофф Р.М., Айер Д. Эйнштейн учился без карточек. Как на самом деле учатся наши дети и почему им нужно больше играть. М.: Эксмо, 2014.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999.
Юдин Б.Г. Человек: выход за пределы. М.: Прогресс-Традиция, 2018.
Barblett, L., Knaus, M., & Barratt-Pugh, C. (2016). The pushes and pulls of pedagogy in the early years: Competing knowledges and the erosion of play-based learning. Australasian Journal of Early Childhood, 41 (4), 36–43.
Bergen, D. (2018). The “play deficit” discovered by physicians! Implications for policy and practice. Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders, 2 (5), 128–132.
Bodrova, E. (2008). Make-believe play versus academic skills: a Vygotskian approach to today’s dilemma of early childhood education. European Early Childhood Education Research Journal, 16 (3), 357–369.
Bodrova, Е., Yudina, Е. (2018). Early Childhood Education in Russian Federation. In J. Johnson (Eds.), International Perspectives on Early Childhood Education Routledge (pp. 59–69). N.Y.; London.
Deci, D., Ryan, P. (2002). Handbook of self-determination research. Rochester, N.Y.: University of Rochester Press.
Lillard, A., Lerner, М., Hopkins, Е., Dore, R., Smith, Е., Palmquist, С. (2013). The Impact of Pretend Play on Children’s Development: A Review of the University of Virginia. Psychological Bulletin, 139 (1), 1–34.
Lillard, А., Dore, R., Hopkins, Е. (2015). Challenges to Research on Play: Mending the Methodological Mistakes. In J.J. Johnson & S.G. Eberle (Eds.), Handbook of the Study of Play (pp. 445–452.). Smith University of Virginia.
Nome, D. (2015). Kindergartens-Schools without Recess: The Consequence of an Instrumentalist Notion of Play. Instrumentalism in Education-Where is Bildung left, 15–27.
Montie, J.E., Xiang, Z., & Schweinhart, L.J. (2006). Preschool experience in 10 countries: Cognitive and language performance at age 7. Early childhood research quarterly, 21 (3), 313–331.
Whitebread, D., Neale, D., Jensen, H., Liu, C., Solis, S.L., Hopkins, E., & Zosh, J. (2017). The role of play in children’s development: a review of the evidence. Billund, Denmark: LEGO Fonden.
Юдина Е.Г.Детская игра как территория свободы. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.13-25. doi: 10.11621/npj.2022.0303
Скопировано в буфер обмена
Скопировать