ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Диалектическая структура игры дошкольника

Диалектическая структура игры дошкольника

Скачать в формате PDF

Поступила: 18.05.2022

Принята к публикации: 10.06.2022

Дата публикации в журнале: 24.08.2022

Ключевые слова: диалектическая структура детской игры; структурно-диалектический метод анализа; сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста

Страницы: 4-12

DOI: 10.11621/npj.2022.0302

Доступно в on-line версии с: 24.08.2022

Для цитирования статьи:

Веракса Н.Е. Диалектическая структура игры дошкольника. // Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.4-12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 3, 2022

Веракса Николай Евгеньевич Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается диалектическая структура игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диалектическая структура строится с помощью структурно-диалектического метода, основанием которого выступают противоположности, определяемые в ходе анализа рассматриваемого содержания. В работе показано, что диалектическая структура игры носит уровневый характер. Проведенный анализ игровой деятельности позволяет говорить о возможности дошкольников представлять диалектическую структуру игры. В работе раскрываются содержательные особенности каждого уровня и дается объяснение перехода с одного уровня на другой. 

Цель. Обоснование возможности разработки диагностики развития игровой деятельности дошкольников на основе предложенной структуры. Она может быть построена с учетом диалектической структуры игры и матрицы игры дошкольников. 

Результаты. Предложена модель диалектической структуры сюжетно-ролевой игры дошкольника, позволяющая учесть важные структурные компоненты игры. Рассматривается феномен смыслового поля, который находит свое выражение в слиянии (наложении) видимого (перцептивного) поля и репрезентативного (воображаемого) поля. Показано различие между смысловым полем и мнимой ситуацией, когда в первом случае ребенок ориентирован на поведение других, а во втором сосредоточен на собственных действиях. Продемонстрирована возможность применения диалектической структуры для анализа игровой деятельности детей дошкольного возраста в целях построения игровой практики. 

Выводы. Представляется целесообразным разработать инструмент диагностики развития игры дошкольников с учетом диалектической структуры игры.


Литература

Брейве C. Диалектическое сотворчество ученик — учитель в создании зоны ближайшего развития: на примере математики в детском саду // Современное дошкольное образование. 2021. No 3 (105). С. 72–80. 

Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): монография. М.: Издательство Московского Университета, 2021. 

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. No 6. С. 62–68. 

Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Международный образовательный и психол. колледж: Психологический институт, 1996. Кайуа P. Игры и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М.: ОГИ, 2007. 

Смирнова Е., Абдулаева Е., Коркина А., Рябкова И. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М.: Ломоносовъ, 2009. 

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. 

Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. No 2 (34). С. 25–32. doi: 10.11621/npj.2019.0207 

Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2014. No 6. С. 74–78. 

Хёйзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 

Чернокова Т.Е. Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка // Современное дошкольное образование. 2021. No 6 (108). С. 37–44. doi: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37–44 

Эльконин Д.Б. Детская психология М.: Учпедгиз, 1960. 

Abdulaeva, E.A., Smirnova, E.O. (2021). Formation of a Spatial Self-Image at an Early Age. New Ideas in Child and Educational Psychology, 1 (1), 24–42. doi: 10.11621/nicep.2021.0102 

Bredikyte, M. (2010). Psychological tools and the development of play. Journal of Cultural Historical Psychology, 4, 11–16. 

Bredikyte, M. (2011). The zones of proximal development in children’s play. PhD thesis, University of Oulu, Faculty of Education, Finland. 

Flavell, J., Flavell, E., Green, F. (1987). Young children’s knowledge about the apparent-real and pretend-real distinctions. Developmental Psychology, 23. https://doi.org/10.1037/0012-1649.23.6.816 

Lindqvist, G. (1995). The aesthetics of play. A didactic study of play and culture in preschools. Acta Universitatis Upsaliensis. Uppsala Studies in Education, 62, 234.


Для цитирования статьи:

Веракса Н.Е.Диалектическая структура игры дошкольника. // Национальный психологический журнал. 2022. № 3. c.4-12. doi: 10.11621/npj.2022.0302

Скопировано в буфер обмена

Скопировать