Поступила: 27.04.2022
Принята к публикации: 05.05.2022
Дата публикации в журнале: 22.06.2022
Ключевые слова: визуальная выразительность бренда, логотип, потребительская лояльность, качественные методы, бренд.
Страницы: 56-64
DOI: 10.11621/npj.2022.0206
Доступно в on-line версии с: 22.06.2022
Избасарова С. А., Сухина Т. В. Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.56-64. doi: 10.11621/npj.2022.0206
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьЦель. В настоящей статье предпринята попытка исследовать восприятие брендов с помощью качественных методов: выявить и проанализировать ассоциации потребителей с ними, а также описать критерии, раскрывающие визуальную выразительность бренда, с одной стороны, и идеи для повышения потребительской лояльности за счет изменений в логотипе компании, с другой.
Выборка. В исследовании приняли участие 12 человек в возрасте от 22 до 24 лет. При формировании выборки не выдвигались критерии осведомленности о выбранных брендах или опыта использования их продукции, что было обусловлено целью исследования.
Методы. Эмпирическое исследование было реализовано в несколько стадий. На подготовительном этапе работы был сформирован стимульный материал, состоящий из 15 логотипов брендов разных категорий. При выборе стимульного материала было соблюдено два критерия: наличие на логотипе изображений, не связанных с продукцией бренда, и разнообразие в ценовых категориях и сферах торговых марок. Сбор данных был произведен в рамках полуструктурированного интервью с использованием ассоциативных методик. Полученные материалы были разбиты на категории и проинтерпретированы с точки зрения тематического анализа. На следующем этапе были выявлены те элементы логотипов, по которым испытуемыми оценивалась визуальная выразительность бренда.
Результаты. Были выявлены логотипы, наиболее привлекательные с точки зрения визуальной выразительности, определены и проинтерпретированы тематические категории ассоциаций об исследуемых брендах. В результате были сформированы критерии визуальной выразительности бренда и предложены практические рекомендации для повышения потребительской лояльности.
Выводы. Выбранная стратегия исследования позволила детально проанализировать различные элементы логотипов и, в результате, описать критерии, отражающие визуальную выразительность бренда. Наиболее важными критериями являются: согласованность в элементах предъявляемого логотипа и соответствие логотипа и его элементов визуальным образам, которые используются брендом в маркетинговых стратегиях продвижения продукта.
Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2019.
Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2021.
Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009.
Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. 2014. No 2 (14). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-kachestvennyh-issledovaniy (дата обращения: 07.05.2022).
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические проблемы качественных исследований. М.: Акрополь, 2020. Нильсон Т. Конкурентный брендинг. СПб.: Питер, 2013.
Соловьев А.П. Знаковые бренды. СПб.: Питер, 2008.
Фоломеева Т.В., Винокуров Ф.Н. Лояльность потребителей как социальная установка // Психологические исследования. 2012. Т. 5, No 23. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.771 (дата обращения: 04.03.2020).
Фоломеева Т.В. Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений // Национальный психологический журнал. 2010. No 1 (3). [Электронный ресурс] // URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3792 (дата обращения: 04.05.2022).
Официальный сайт «Pringles». [Электронный ресурс] // URL: https://www.pringles.com/ru/brand.html (дата обращения: 02.03.2020).
Copeland, M.T. (1923). Relation of consumers’ buying habits to marketing methods. Harvard business review, 3 (1).
Franzen, A., Boitwman, M. (2001). The mental world of brands: mind, memory and brand success. U.K.: World advertising Research Center.
Flick, U. (2022). Handbook of qualitative research design: 2 volume set. L.: Sage.
Silverman, D. (2020). Qualitative research: fifth edition. L.: Sage.
Willig, C. (2021). Introducing qualitative research in psychology: fourth edition. U.K.: McGraw-Hill Education.
Избасарова С. А., Сухина Т. В.Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда. // Национальный психологический журнал. 2022. № 2. c.56-64. doi: 10.11621/npj.2022.0206
Скопировано в буфер обмена
Скопировать