ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда

Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.04.2022

Принята к публикации: 05.05.2022

Дата публикации в журнале: 22.06.2022

Ключевые слова: визуальная выразительность бренда, логотип, потребительская лояльность, качественные методы, бренд.

Страницы: 56-64

DOI: 10.11621/npj.2022.0206

Доступно в on-line версии с: 22.06.2022

Для цитирования статьи:

Избасарова С. А., Сухина Т. В. Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.56-64. doi: 10.11621/npj.2022.0206

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2022

Избасарова Софья Алишеровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Сухина Татьяна Викторовна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

Актуальность. Исследования восприятия бренда и потребительской лояльности имеют особый междисциплинарный статус, где важны как экономическое осмысление изучаемой проблематики, так и социально-психологическая рефлексия потребительского поведения для формирования каких-либо прогнозов. Исследователями подчеркивается, что успешный бренд имеет насыщенную ясную идентичность в коммуникации с потребителем, которая может быть отражена через устойчивые ассоциации с компанией. Стоит отметить, что изучаемый феномен имеет сложную многомерную структуру, где логотип является одной из составных частей. 

Цель. В настоящей статье предпринята попытка исследовать восприятие брендов с помощью качественных методов: выявить и проанализировать ассоциации потребителей с ними, а также описать критерии, раскрывающие визуальную выразительность бренда, с одной стороны, и идеи для повышения потребительской лояльности за счет изменений в логотипе компании, с другой. 

Выборка. В исследовании приняли участие 12 человек в возрасте от 22 до 24 лет. При формировании выборки не выдвигались критерии осведомленности о выбранных брендах или опыта использования их продукции, что было обусловлено целью исследования. 

Методы. Эмпирическое исследование было реализовано в несколько стадий. На подготовительном этапе работы был сформирован стимульный материал, состоящий из 15 логотипов брендов разных категорий. При выборе стимульного материала было соблюдено два критерия: наличие на логотипе изображений, не связанных с продукцией бренда, и разнообразие в ценовых категориях и сферах торговых марок. Сбор данных был произведен в рамках полуструктурированного интервью с использованием ассоциативных методик. Полученные материалы были разбиты на категории и проинтерпретированы с точки зрения тематического анализа. На следующем этапе были выявлены те элементы логотипов, по которым испытуемыми оценивалась визуальная выразительность бренда. 

Результаты. Были выявлены логотипы, наиболее привлекательные с точки зрения визуальной выразительности, определены и проинтерпретированы тематические категории ассоциаций об исследуемых брендах. В результате были сформированы критерии визуальной выразительности бренда и предложены практические рекомендации для повышения потребительской лояльности. 

Выводы. Выбранная стратегия исследования позволила детально проанализировать различные элементы логотипов и, в результате, описать критерии, отражающие визуальную выразительность бренда. Наиболее важными критериями являются: согласованность в элементах предъявляемого логотипа и соответствие логотипа и его элементов визуальным образам, которые используются брендом в маркетинговых стратегиях продвижения продукта.


Литература

Аакер Д.А. Создание сильных брендов. М.: Издательский дом Гребенникова, 2008. 

Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2019. 

Бусыгина Н.П. Методология качественных исследований в психологии: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2021. 

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009. 

Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И., Бусыгина Н.П. Критерии оценки качественных исследований // Национальный психологический журнал. 2014. No 2 (14). [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-kachestvennyh-issledovaniy (дата обращения: 07.05.2022). 

Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Методологические проблемы качественных исследований. М.: Акрополь, 2020. Нильсон Т. Конкурентный брендинг. СПб.: Питер, 2013. 

Соловьев А.П. Знаковые бренды. СПб.: Питер, 2008. 

Фоломеева Т.В., Винокуров Ф.Н. Лояльность потребителей как социальная установка // Психологические исследования. 2012. Т. 5, No 23. [Электронный ресурс] // URL: https://doi.org/10.54359/ps.v5i23.771 (дата обращения: 04.03.2020). 

Фоломеева Т.В. Динамика потребительских аттитюдов в условиях социально-экономических изменений // Национальный психологический журнал. 2010. No 1 (3). [Электронный ресурс] // URL: http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=3792 (дата обращения: 04.05.2022). 

Официальный сайт «Pringles». [Электронный ресурс] // URL: https://www.pringles.com/ru/brand.html (дата обращения: 02.03.2020). 

Copeland, M.T. (1923). Relation of consumers’ buying habits to marketing methods. Harvard business review, 3 (1). 

Franzen, A., Boitwman, M. (2001). The mental world of brands: mind, memory and brand success. U.K.: World advertising Research Center. 

Flick, U. (2022). Handbook of qualitative research design: 2 volume set. L.: Sage. 

Silverman, D. (2020). Qualitative research: fifth edition. L.: Sage. 

Willig, C. (2021). Introducing qualitative research in psychology: fourth edition. U.K.: McGraw-Hill Education.


Для цитирования статьи:

Избасарова С. А., Сухина Т. В.Роль логотипа в актуализации визуальной выразительности бренда. // Национальный психологический журнал. 2022. № 2. c.56-64. doi: 10.11621/npj.2022.0206

Скопировано в буфер обмена

Скопировать