ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии

Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии

Скачать в формате PDF

Поступила: 22.01.2021

Принята к публикации: 01.03.2021

Дата публикации в журнале: 22.06.2022

Ключевые слова: ранний возраст, отклонения в развитии, взаимодействие матери и ребенка, тип взаимодействия, развивающее взаимодействие, эмоциональное благополучие.

Страницы: 45-55

DOI: 10.11621/npj.2022.0205

Доступно в on-line версии с: 22.06.2022

Для цитирования статьи:

Валитова И.Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.45-55. doi: 10.11621/npj.2022.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2022

Валитова Ирина Евгеньевна Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, Брест, Республика Беларусь

Аннотация

Актуальность. Анализ взаимодействия взрослого и ребенка, определение критериев и условий его развития являются теоретическими основаниями обеспечения полноценного развития в семье ребенка с ОВЗ и коррекции его дефицитарности, что особенно важно для раннего периода онтогенеза. 

Цель. Охарактеризовать взаимодействие в диаде «мать — ребенок раннего возраста с отклонениями в развитии (вследствие неврологической патологии)», построить типологию их взаимодействия и определить условия развивающего взаимодействия. 

Выборка. В исследовании приняли участие диады «мать — ребенок раннего возраста». Группа сравнения (n=51) — диады с детьми с нормотипичным развитием (НТ), средний возраст 24,8 месяца. Основная группа (n = 54): диады с детьми с неврологической патологией (НП), средний возраст 25,2 месяца. 

Методы. Видеонаблюдение взаимодействия матери и ребенка в процессе совместной деятельности с набором игрушек. Данные первичного анализа видеоматериалов в соответствии с авторской схемой подвергались вторичному анализу (оценка различий между группами, корреляционный и факторный анализ). 

Результаты. Выделены 4 типа взаимодействия в диаде «мать — ребенок раннего возраста», которые различаются по параметрам: позиция матери во взаимодействии, уровень диалогичности взаимодействия, содержание действий матери и ребенка и их влияние друг на друга, инициативные действия ребенка по отношению к матери, способы создания зоны ближайшего развития. Благоприятным для развития ребенка является оптимальный тип взаимодействия, который характеризуется активностью матери и ребенка, вовлеченностью и продуктивностью ребенка. С некоторыми ограничениями можно считать благоприятным тип «доминирование ребенка», в котором преобладает активность ребенка, но активность матери недостаточна. Неблагоприятными являются тип «доминирование матери» с преобладанием активности матери, навязчиво-насильственной материнской позицией и подчиненной позицией ребенка и параллельный тип, в котором совместная деятельность матери и ребенка не складывается. 

Выводы. В исследовании установлена взаимосвязь действий матери в отношении ребенка, его продуктивности и активности. Охарактеризован оптимальный тип взаимодействия, в котором создаются условия для развития ребенка и коррекции его дефицитарности. Задача последующих исследований — разработка программ оптимизации взаимодействия матери с ребенком на основании выявленных ограничений реализации развивающего потенциала взаимодействия, которые специфичны для каждого типа взаимодействия в диаде.


Литература

Вересов Н.Н. «Зона ближайшего развития» и “zone of proximal development”: есть ли разница? // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, No 1. С. 23–36. doi: 10.17759/chp.2017130102 

Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология / Под ред В.В. Давыдова. Москва: Педагогика, 1999. С. 336–354. 

Галасюк И.Н., Митина О.В. Взаимодействие родителя с ребенком раннего возраста: структура и динамика родительской отзывчивости // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, No 4. С. 72–86. doi: 10.17759/chp.2020160408 

Захарова Е.И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Семейная психология и семейная терапия. 1997. No 1. С. 67–77. 

Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 4. С. 89–99. doi: 10.17759/chp.2019150409 

Конокотин А.В. Включение детей с особыми образовательными потребностями и нормативно развивающихся детей в совместное решение учебных задач (на примере решения задач на понимание мультипликативных отношений) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 4. С. 79–88. doi: 10.17759/chp.2019150408 

Корепанова И.А., Сафронова М.А. Три понятия о реальности детского развития: обучаемость, зона ближайшего развития и скаффолдинг // Культурно-историческая психология. 2011. No 2. С. 74–83. 

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Гусева И.Е. Задачи и методы коррекционной помощи ребенку с аутизмом // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, No 1. С. 140–152. doi: 10.17759/cpp.2019270109 

Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б. Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. No 32. [Электронный ресурс]. // URL: https://alldef.ru/ ru/articles/almanac-32/options-for-the-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-a-disability (дата обращения 20.12.2020). 

Рубцов В.В. Два подхода к проблеме развития в контексте социальных взаимодействий: Л.С. Выготский vs Ж. Пиаже // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, No 3. С. 5–14. doi: 10.17759/chp.2020160302 

Смирнова Е.О., Соколова М.В. Тенденции развития современных игрушек // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 2. С. 99–104. doi: 10.17759/chp.2019150212 

Токарская Л.В., Лаврова М.А. Методики оценки раннего детско-родительского взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, No 2. С. 86–92. doi: 10.17759/chp.2018140209 

Хедегаард М., Либерт Н. Разработка методики для диагностики социальной ситуации развития дошкольников: от способностей к деятельности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, No 2. С. 25–32. doi: 10.17759/chp.2020160204 

Шматкова И.В. Взаимосвязь эмоционального благополучия детей раннего возраста и материнской позиции: дисс. ... канд. психол. наук. Минск, 2014. 

Ainsworth, M.D. (1989). Attachment beyond infancy. Amer. Psychology, 44, 709–716. doi: 10.1037/0003-066X.44.4.709 

Bennetts, S.K. et al. (2017). Mothers’ experiences of parent-reported and video-recorded observational assessments. Journal of Child and Family Studies, 26 (12), 3312–3326. doi: 10.1007/s10826-017-0826-1 

Cheng, N., Lu, S., Archer, M., Wang, Z. (2018). Quality of Maternal Parenting of 9-Month-Old Infants Predicts Executive Function Performance at 2 and 3 Years of Age. Frontiers in Psychology, 8, 2293. doi: 10.3389/fpsyg.2017.02293 

Clark, R., Tluczek, А., Moore, Е.С., Evenson, A.L. (2019). Theoretical and empirical foundations for early relationship assessment in evaluating infant and toddler mental health. In Rebecca Del Carmen-Wiggins and Alice S. Carter (Eds.), The Oxford handbook of infant, toddler, and preschool mental health assessment, 2nd Edition, (pp. 29–50). doi: 10.1093/oxfordhb/9780199837182.013.2 

Feniger-Schaal, R., Joels, T. (2018). Attachment quality of children with ID and its link to maternal sensitivity and structuring. Research in developmental disabilities, 76, 56–64. doi: 10.1016/j.ridd.2018.03.004 

Green, J. et al. (2017). Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 58 (12), 1330–1340. doi: 10.1111/jcpp.12728 

Guralnick, M.J. (2017). Early Intervention for Children with Intellectual Disabilities: An Update. Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities, 30, 211–229. doi: 10.1111/jar.12233 

Hedegaard, M., Libert, N. (2020). Construction of a Scale for Investigating Pre-School Children’s Social Situations of Development: Focusing on Activities instead of Abilities. Kul’turno-istoricheskaja psihologija (Cultural-historical psychology), 16 (2), 25–32. doi: 10.17759/chp.2020160204 

Huang, Q., Sun. J., Tang, Y. (2021). Chinese Parents’ Scaffolding and Children’s Initiative in Mother–Child and Father–Child Interactions across Different Types of Problem-solving Activities. Early Education and Development, 32, 249–271. doi: 10.1080/10409289.2020.1752591 

Hughes, C., Lindberg, A., Devine, R.T. (2018). Autonomy support in toddlerhood: Similarities and contrasts between mothers and fathers. Journal of Family Psychology, 32 (7), 915. doi: 10.1037/fam0000450 

Jess, M., Hastings, R.P., Totsika, V. (2017). The construct of maternal positivity in mothers of children with intellectual disability. Journal of Intellectual Disability Research, 61 (10), 928–938. doi: 10.1111/jir.12402 

Kaale, A. et al. (2018). Early interaction in autism spectrum disorder: Mothers’ and children’s behaviours during joint engagement. Child: care, health and development, 44 (2), 312–318. doi: 10.1111/cch.12532 

Meins, E., Bureau, J.F., Fernyhough, C. (2018). Mother–child attachment from infancy to the preschool years: Predicting security and stability. Child Development, 89 (3), 1022–1038. doi: 10.1111/cdev.12778 

Munich Functional Developmental Diagnosis for the First, Second and Third Year of Life. (1995). Kerala: Jeevan prakash Child Centre. 

Nelson, J.A. et al. (2019). Relations between characteristics of collaborative and oppositional mother–child conflict. Parenting, 19 (3), 203–216. doi: 10.1080/15295192.2019.1615794 

Norona, A.N., Baker, B.L. (2017). The effects of early positive parenting and developmental delay status on child emotion dysregulation. Journal of Intellectual Disability Research, 61 (2), 130–143. doi: 10.1111/jir.12287 

Rubcov, V.V. (2020). Two Approaches to the Problem of Development in the Context Shai, D., Meins, E. (2018). Parental embodied mentalizing and its relation to mind-mindedness, sensitivity, and attachment security. Infancy, 23 (6), 857–872. doi: 10.1111/ infa.12244 

Sun, J., Tang, Y. (2017). Maternal scaffolding strategies and early development of self-regulation in Chinese pre-schoolers. Early Child Development and Care, Advance online publication, 1–13. doi: 10.1080/ 03004430.2017.1395874 

Urbain-Gauthier, N., Wendland, J. (2017). Mother–child interactions in young children with excessive physical aggression and in typically developing young children. Clinical child psychology and psychiatry, 22 (3), 467–482. doi: 10.1177/1359104517698009 

Vilaseca, R., Rivero, M. et al. (2019). Demographic and parental factors associated with developmental outcomes in children with intellectual disabilities. Frontiers in psychology, 10, 872. doi: 10.3389/fpsyg.2019.00872 

Warner, G.J., Lensing, J.N., Fay, D. (2017). Personal initiative: Developmental predictors and positive outcomes from childhood to early adolescence. Journal of Applied Developmental Psychology, 52, 114–125. doi: 10.1016/j.appdev.2017.06.004 

Wong, K.K.Y., Esposito, G. (2019). The unexpected for the expecting parent: Effects of disruptive early interactions on mother–infant Relationship. Parenting, 19 (1–2), 124–129. doi: 10.1080/15295192.2019.1556015 

Zainiddinov, H., Habibov, N. (2019). Factors shaping mother-child interaction in post-Soviet countries of Eastern Europe and Central Asia. Early Child Development and Care. doi: 10.1080/03004430.2019.1572133 

Zeegers, M.A.J. et al. (2017). Mind matters: A meta-analysis on parental mentalization and sensitivity as predictors of infant–parent attachment. Psychological bulletin, 143(12), 1245. doi: 10.1037/bul0000114 

Zeegers, M.A., Colonnesi, C., Stams, G.J.J., Meins, E. (2019). Evaluating mindful with your baby/toddler: Observational changes in maternal sensitivity, acceptance, mind-mindedness, and dyadic synchrony. Frontiers in psychology, 10, 753. doi: 10.3389/ fpsyg.2019.00753


Для цитирования статьи:

Валитова И.Е. Типология взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии вследствие неврологической патологии. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.45-55. doi: 10.11621/npj.2022.0205

Скопировано в буфер обмена

Скопировать