Поступила: 26.04.2022
Принята к публикации: 11.05.2022
Дата публикации в журнале: 22.06.2022
Ключевые слова: позитивная психология, 24 сильные стороны личности, психологическое благополучие, модель VIA.
Страницы: 25-34
DOI: 10.11621/npj.2022.0203
Доступно в on-line версии с: 22.06.2022
Реан А.А., Ставцев А. А., Кузьмин Р.Г. Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.25-34. doi: 10.11621/npj.2022.0203
Скопировано в буфер обмена
Скопировать
Целью статьи является рассмотрение сильных сторон личности в одной из ключевых моделей в рамках позитивной психологии — VIA. В частности, их роль в качестве «медиаторов» негативного влияния профессионального выгорания на психологическое благополучие личности, представленное концептами удовлетворенности жизнью, самооценкой и самоэффективностью.
Выборка. В исследовании приняли участие 7946 педагогов из семи регионов России (7466 женщин и 480 мужчин) в возрасте от 18 до 95 лет, средний возраст — 45 лет. Также отметим, что абсолютное большинство респондентов (97%) находилось в рамках 20–65 лет.
Методы. В исследовании были использованы личностные опросники: «Шкала удовлетворенности жизнью» (Осин, Леонтьев, 2020), «Шкала самооценки» (Бодалев, Столин, 1987), «Шкала общей самоэффективности» (Шварцер, Ерусалем, Ромек, 1996), «Профессиональное выгорание» (Водопьянова, Старченкова, 2019), «Опросник 24 сильных сторон личности» (Ставцев, Реан, Кузьмин, 2021). В результате анализа полученных данных, нами была разработана «путевая модель» (path model). С помощью данной модели была оценена значимость каждого качества личности в роли «буфера» между профессиональным выгоранием и психологическим благополучием.
Результаты. Все показатели согласованности «путевой модели» демонстрируют крайне высокие значения, что свидетельствует о ее надежности в качестве описательного инструмента взаимосвязей представленных элементов. Результаты исследования подтверждают наличие «буферной» функции у определенных качеств личности. Было выделено 14 качеств из 24, проявляющих «буферную» функцию, являющихся наилучшими антагонистами негативного влияния профессионального выгорания на удовлетворенность жизнью.
Выводы. В ходе исследования установлено, что 14 качеств личности выполняют «буферную функцию», препятствующую негативному влиянию внешних и внутренних факторов, в том числе стресса, на личность. Также 4 качества личности — любознательность, энергичность, оптимизм и благодарность — оказались наиболее значимыми для поддержания психологического благополучия личности, что позволяет говорить о выделении «квартета психологической жизнестойкости».
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. М.: Юрайт, 2019.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No 1 (155). С. 117–142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06
Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и буллинга // Вопросы образования. 2020. No 3. 37–59. doi: 10.17323/1814-9545-2020-3-37-59
Реан А.А., Ставцев А.А. Сильные стороны личности в модели VIA как предиктор личностного благополучия педагога в профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2021. Т. 11, No 4. С. 371– 388. doi:10.21638/spbu16.2021.406
Реан А.А., Ставцев А.А., Егорова А.В. Позитивная психология как инструмент модерации процесса социализации школьников // Сибирский психологический журнал. 2021. No 82. C. 191–207. doi: 10.17223/17267080/82/11
Реан А.А., Ставцев А.А., Кузьмин Р.Г. Позитивно-психологический подход как фактор стимулирования психологического благополучия и редуцирования рисков профессионального выгорания педагога // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3, No 4. С. 461–473. doi: 0.33910/2686-9527-2021-3-4-461-473
Ставцев А.А., Реан А.А., Кузьмин Р.Г. Сильные стороны личности российских педагогов в модели VIA: апробация русскоязычной версии опросника «24 сильные стороны личности» (VIA — IS120) // Интеграция образования. 2021. Т. 25, No 4. С. 372–386. doi: 10.15507/1991-9468.105.025.202104.681-699
Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. 1996. No 7. С. 71–77. URL: http://www.romek.ru/ru/node/31
Alexander, R. et al. (2021). The neuroscience of positive emotions and affect: Implications for cultivating happiness and wellbeing. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 121, 220–249. doi: 10.1016/j.neubiorev.2020.12.002
Berger, D.M., McGrath, R.E. (2019). Are there virtuous types? Finite mixture modeling of the VIA Inventory of Strengths. The Journal of Positive Psychology, 14 (1), 77–85. doi: 10.1080/17439760.2018.1510021
Brdar, I., Kashdan, T.B. (2010). Character strengths and well-being in Croatia: An empirical investigation of structure and correlates. Journal of research in personality, 44 (1), 151–154. doi: 10.1016/j.jrp.2009.12.001
Casali, N., Feraco, T., Ghisi, M., Meneghetti, C. (2021). “Andrà tutto bene”: associations between character strengths, psychological distress and self-efficacy during Covid-19 lockdown. Journal of happiness studies, 22 (5), 2255–2274. doi: 10.1007/s10902-020- 00321-w
Chu, M.H.W. et al. (2022). Positive psychotherapy for psychosis in Hong Kong: A randomized controlled trial. Schizophrenia research, 240, 175–183. doi: 10.1016/j.schres.2021.12.044
Collier, J.E. (2020). Applied Structural Equation Modeling Using AMOS: Basic to Advanced Techniques. Routledge.
Dolev-Amit, T., Rubin, A., Zilcha-Mano, S. (2021). Is awareness of strengths intervention sufficient to cultivate wellbeing and other positive outcomes? Journal of Happiness Studies, 22 (2), 645–666. doi: 10.1007/s10902-020-00245-5
Evans, J.J., Cullen, B. (2019). Positive psychotherapy for neurological conditions. In G.N. Yeates, F. Ashworth (Eds.), (pp. 95–108). Routledge.
Francis, J., Vella-Brodrick, T., Chyuan-Chin, T. (2021). Effectiveness of online, school-based Positive Psychology Interventions to improve mental health and wellbeing: A systematic review. International Journal of Wellbeing, 11 (4), 44–67. doi: 10.5502/ijw.v11i4.1465
Gander, F., Hofmann, J., Proyer, R.T., Ruch, W. (2020). Character strengths — Stability, change, and relationships with well-being changes. Applied Research in Quality of Life, 15 (2), 349–367. doi: 10.1007/s11482-018-9690-4
Gander, F., Wagner, L., Amann, L., Ruch, W. (2021). What are character strengths good for? A daily diary study on character strengths enactment. The Journal of Positive Psychology, 1–11. doi: 10.1080/17439760.2021.1926532
Haslip, M.J., Donaldson, L. (2021). What character strengths do early childhood educators use to address workplace challenges? Positive psychology in teacher professional development. International Journal of Early Years Education, 29 (3), 250–267. doi: 10.1080/09669760.2021.1893666
Hooper, D., Coughlan, J., Mullen, M. (2008). Evaluating model fit: a synthesis of the structural equation modelling literature. In 7th European Conference on research methodology for business and management studies, (pp. 195–200). doi: 10.21427/D79B73
Lavy, S. (2020). A review of character strengths interventions in twenty-first-century schools: Their importance and how they can be fostered. Applied Research in Quality of Life, 15 (2), 573–596. doi: 10.1007/s11482-018-9700-6
Peifer, C., Tan, J. (2021). The psychophysiology of flow experience. In Advances in flow research, (pp. 191–230). Springer, Cham.
Rabinowitz, A.R., Arnett, P.A. (2018). Positive psychology perspective on traumatic brain injury recovery and rehabilitation. Applied Neuropsychology: Adult, 25 (4), 295–303. doi: 10.1080/23279095.2018.1458514
Rashid, T., McGrath, R. (2020). Strengths-based actions to enhance wellbeing in the time of COVID-19. International Journal of Wellbeing, 10 (4). doi: 10.5502/ijw.v10i4.1441
Shaygan, M., Sheybani Negad, S., Motazedian, S. (2021). The effect of combined sertraline and positive psychotherapy on hopelessness and suicidal ideation among patients with major depressive disorder: a randomized controlled trial. The Journal of Positive Psychology, 1–10. doi: 10.1080/17439760.2021.1913636
Sirgy, M.J. (2021). Effects of Personality on Wellbeing. In The Psychology of Quality of Life, (pp. 207–221). Springer, Cham.
Telzer, E.H., Van Hoorn, J., Rogers, C.R., Do, K.T. (2018). Social influence on positive youth development: A developmental neuroscience perspective. Advances in child development and behavior, 54, 215–258. doi: 10.1016/bs.acdb.2017.10.003
Wagner, L., Gander, F., Proyer, R.T., Ruch, W. (2020). Character strengths and PERMA: Investigating the relationships of character strengths with a multidimensional framework of well-being. Applied Research in Quality of Life, 15 (2), 307–328. doi: 10.1007/ S11482-018-9695-Z
Waters, L. et al. (2021). Positive psychology in a pandemic: Buffering, bolstering, and building mental health. The Journal of Positive Psychology, 1–21. doi: 10.1080/17439760.2021.1871945
Реан А.А., Ставцев А. А., Кузьмин Р.Г.Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности. // Национальный психологический журнал. 2022. № 2. c.25-34. doi: 10.11621/npj.2022.0203
Скопировано в буфер обмена
Скопировать