ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте

Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте

Скачать в формате PDF

Поступила: 26.04.2022

Принята к публикации: 27.04.2022

Дата публикации в журнале: 22.06.2022 12:27:00

Ключевые слова: семейное самоопределение, ответственность, возрастно-психологический подход, юношеский возраст.

Страницы: 3-13

DOI: 10.11621/npj.2022.0201

Доступно в on-line версии с: 22.06.2022

Для цитирования статьи:

Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В. Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал 2022. № 2. c.3-13. doi: 10.11621/npj.2022.0201

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2022

Мерзлякова Светлана Васильевна Астраханский государственный университет

Бибарсова Надия Витальевна Астраханский государственный университет

Аннотация

Актуальность. Национальная политика и законы определяют особенности института семьи и брака в разных странах. В стремительно меняющейся политико-экономической ситуации и цифровизации общества ослабевают традиционные нормы и ценности, определяющие брачно-семейное поведение молодежи. В связи с этим актуальна необходимость изучения социально-психологических факторов, детерминирующих процесс семейного самоопределения молодежи цифрового поколения. 

Цель. Анализ структурно-содержательных характеристик семейного самоопределения в зависимости от степени выраженности ответственности у студентов в юношеском возрасте. 

Выборка. В исследовании приняли участие 326 студентов Астраханского государственного университета в возрасте от 17 до 19 лет. Из них 47 (14,4%) юношей и 279 (85,6%) девушек, обучающихся в основном по образовательным программам гуманитарного профиля. 

Методы. Эмпирическое исследование проводилось с помощью психодиагностических методик: модифицированного варианта методики семантического дифференциала И.Л. Соломина, «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, опросника «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, проективной методики «Незаконченные предложения», опросника «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой, многомерно-функциональной диагностики ответственности В.П. Прядеина. Регрессионный анализ позволил оценить влияние ответственности на показатели семейного самоопределения. 

Результаты. Показано, что ответственность определяет особенности развития элементов когнитивного, ценностно-эмоционального, регулятивно-поведенческого, мотивационного и рефлексивного компонентов семейного самоопределения в юношеском возрасте. Наибольшее влияние ответственность оказывает на осмысленность жизни (коэффициент детерминации R2 = 0,203), ролевые притязания в сфере социальной активности (R2 = 0,179). 

Выводы. Ответственность является значимым фактором микроуровня, детерминирующим процесс семейного самоопределения в юношеском возрасте. Развитие ответственности у студентов позволит сформировать целостный образ Я-семьянина, воспитать ценности брачно-семейных отношений и смысложизненные ориентации, интегрировать представления о временной перспективе, снизить число внебрачных рождений в результате актуализации родительства как важного брачного мотива. 

Практическое применение результатов. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при разработке и реализации рабочей программы воспитания в учреждениях высшего образования, создании психолого-педагогических условий для самоопределения личности в сфере брачно-семейных отношений посредством развития ответственности у современных студентов. 

Информация о финансировании. Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ 20-013-00072 «Личностные факторы развития семейного самоопределения в юношеском возрасте и ранней зрелости».  

Благодарности. Авторы выражают глубокую признательность и искреннюю благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество научному консультанту О.А. Карабановой и благодарят Российский фонд фундаментальных исследований за финансовую поддержку проекта.


Литература

Берберян А.С., Тучина О.Р. Исследование национальной идентичности и исторического опыта личности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, No 2. С. 190–214. doi: 10.21702/rpj.2018.2.8 

Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, No 5. С. 125–141. doi: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141.  

Добряков И.В., Горьковая И.А., Микляева А.В. Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) // Сибирский психологический журнал. 2020. No 76. С. 78–90. doi: 10.17223/17267080/76/5 

Дубровина И.В. Подготовка молодежи к семейной жизни, или «забытое» самоопределение // Дубровина И.В. Вестник практической психологии образования. 2015. Т. 44, No 3. С. 17–23. 

Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2007. 

Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А., Долгих А.Г. Представления о будущем родительстве в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, No 2. С. 103–122. doi: 10.21702/rpj.2019.2.6 

Зеер Э.Ф., Церковникова Н.Г., Третьякова В.С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, No 6. С. 153–184. doi: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 

Кара Ж.Ю., Крутелева Л.Ю. Особенности смысложизненных и ценностных ориентаций молодежи в период формирования семейных отношений // Российский психологический журнал. 2020. Т. 16, No 4. 34–41. doi: 10.21702/rpj.2019.4.3 

Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, No 2. С. 143–170. doi: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170 

Кузьмин М.Ю. Динамика связи компонентов идентичности и ее статусов у студентов // Сибирский психологический журнал. 2018. No 69. С. 69–84. doi: 10.17223/17267080/69/4 

Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Устойчивость и изменчивость идентичности в подростковом и юношеском возрасте // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15, No 4. С. 113–141. doi: 10.21702/rpj.2018.4.6 

Мерзлякова С.В. Семейное самоопределение молодежи: структура и детерминанты: монография. Астрахань: Изд-во «Color», 2019. 

Москвичева Н.Л., Реан А.А., Костромина С.Н., Гришина Н.В., Зиновьева Е.В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, No 3. C. 5–18. doi: 10.17759/pse.2019240301 

Нозикова Н.В. Анализ функциональной организации психосемантической системы семейной целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, No 1. С. 65–77. doi: 10.17759/chp.2018140108 

Сапогова Е.Е., Горелкина М.А. Психосемантические аспекты семейной микрокультуры // Сибирский психологический журнал. 2021. No 80. С. 67–90. doi: 10.17223/17267080/80/4 

Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, No 4. С. 109–118. doi: 10.17759/chp. 201915041110 

Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Соотношение жизненных ориентаций, социальной идентичности и соци- альной активности молодежи // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, No 4. С. 91–105. doi: 10.21702/rpj.2021.4.7 

Albarello, F., Crocetti, E., & Rubini, M. (2018). I and Us: A Longitudinal Study on the Interplay of Personal and Social Identity in Adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 47, 689–702. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-017-0791-4) (review date: 22.04.2022). 

Biglan, A., Elfner, K., Garbacz, S.A. et al. (2020). Strategic Plan for Strengthening America’s Families: A Brief from the Coalition of Behavioral Science Organizations. Clinical Child and Family Psychology Review, 23, 153–175. (Retrieved from https://doi. org/10.1007/s10567-020-00318-0) (review date: 22.04.2022). 

DeLay, D., Lynn Martin, C., Cook, R.E., & Hanish, L.D. (2018). The Influence of Peers During Adolescence: Does Homophobic Name Calling by Peers Change Gender Identity? Journal of Youth and Adolescence, 47, 636–649. (Retrieved from https://doi. org/10.1007/s10964-017-0749-6) (review date: 22.04.2022). 

Grigoryan, L.K., & Kotova, M.V. (2018). National Identity Management Strategies: Do they Help or Hinder Adoption of Multiculturalism in Russia? Psychology in Russia: State of the Art, 11 (3), 18–35. 

Irkhin, B.D. (2020). Who Benefts from Environmental Identity? Studying Environmental Identity and Mental Wellbeing in Russia. Psychology in Russia: State of the Art, 13 (3), 66–78. doi: 10.11621/pir.2020.0305 

Karabanova, O.A., & Merzlyakova, S.V. (2020). Age and Psychological Approach to the Study of Students’ Family Self-Determination. In P. Besedová, N. Heinrichová, J. Ondráková (Eds.), ICEEPSY 2020: Education and Educational Psychology, 1. European Proceedings of International Conference on Education and Educational Psychology, (pp. 1–11). European Publisher. (Retrieved from https://doi.org/10.15405/epiceepsy.20111.1) (review date: 22.04.2022). 

Lessard, L.M., Watson, R.J., Puhl, R.M. (2020). Bias-Based Bullying and School Adjustment among Sexual and Gender Minority Adolescents: The Role of Gay-Straight Alliances. Journal of Youth and Adolescence, 49, 1094–1109. (Retrieved from https://doi. org/10.1007/s10964-020-01205-1) (review date: 22.04.2022). 

Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., & Grigoryev, A.V. (2019). World Assumptions and Youth Identity as Predictors of Social Activity Preferences. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (2), 115–133. doi: 10.11621/pir.2019.0209 

Sugimura, K., Matsushima, K., Hihara, S., Takahashi, M., & Crocetti, E. (2019). A Culturally Sensitive Approach to the Relationships between Identity Formation and Religious Beliefs in Youth. Journal of Youth and Adolescence, 48, 668–679. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-018-0920-8) (review date: 22.04.2022). 

Umaña-Taylor, A.J., Kornienko, O., Douglass Bayless, S., & Updegraff, K.A. (2018). A Universal Intervention Program Increases Ethnic-Racial Identity Exploration and Resolution to Predict Adolescent Psychosocial Functioning One Year Later. Journal of Youth and Adolescence, 47, 1–15. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-017-0766-5) (review date: 22.04.2022). 

van Doeselaar, L., McLean, K.C., Meeus, W., Denissen, J.J.A., & Klimstra, T.A. (2020). Adolescents’ Identity Formation: Linking the Narrative and the Dual-Cycle Approach. Journal of Youth and Adolescence, 49, 818–835. (Retrieved from https://doi. org/10.1007/s10964-019-01096-x) (review date: 22.04.2022). 

Wang, Y., & Yip, T. (2020). Parallel Changes in Ethnic/Racial Discrimination and Identity in High School. Journal of Youth and Adolescence, 49, 1517–1530. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-019-01186-w) (review date: 22.04.2022). 

Xia, M., Fosco, G.M., Lippold, M.A., & Feinberg, M.E. (2018). A Developmental Perspective on Young Adult Romantic Relationships: Examining Family and Individual Factors in Adolescence. Journal of Youth and Adolescence, 47, 1499–1516. (Retrieved from https://doi.org/10.1007/s10964-018-0815-8) (review date: 22.04.2022). 

Zinchenko, Yu.P., Zotova, O.Yu., & Tarasova, L.V. (2017). Specifics of Interpersonal Trust among People with Different Gender Identities. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (2), 134–148.


Для цитирования статьи:

Мерзлякова С. В., Бибарсова Н. В.Ответственность как фактор развития семейного самоопределения в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. 2022. № 2. c.3-13. doi: 10.11621/npj.2022.0201

Скопировано в буфер обмена

Скопировать