Поступила: 28.12.2021 23:05:00
Принята к публикации: 06.02.2022 23:05:00
Дата публикации в журнале: 15.04.2022 23:05:00
Ключевые слова: BRS; резилентность; многодетные родители; родители детей с инвалидностью; студенты
Страницы: 65-75
DOI: 10.11621/npj.2022.0106
Доступно в on-line версии с: 15.04.2022
Александрова Л.А., Золотарева А.А., Маркова В.И. Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью. // Национальный психологический журнал 2022. № 1. c.65-75. doi: 10.11621/npj.2022.0106
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность. Краткая шкала резилентности (Brief Resilience Scale, BRS) Б. Смита и его коллег является одним из наиболее психометрически обоснованных инструментов для оценки резилентности во всем мире (Windle et al., 2011).
Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BRS.
Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BRS были проанализированы на материалах серии исследований с участием 696 респондентов, в том числе родителей детей с инвалидностью, многодетных родителей и студентов высших и средне-специальных учебных заведений.
Результаты исследования. Внутренняя надежность русскоязычной версии BRS была установлена с помощью коэффициентов α-Кронбаха, значения которых превысили показатели 0,8 на всех выборках исследования. Адаптированная шкала продемонстрировала соответствие оригинальной факторной структуре BRS, содержащей прямые и обратные тестовые пункты, что свидетельствует в пользу ее факторной валидности. Корреляционные связи между показателями резилентности и феноменологически схожими феноменами (в частности, жизнестойкости, диспозиционального оптимизма, самоуважения, общей самоэффективности, субъективной витальности,удовлетворенности жизнью и др.) подтвердили конвергентную валидность русскоязычной версии шкалы. Кроме того, родители детей с инвалидностью сообщали о более низкой резилентности, чем многодетные родители, хотя и статистически не отличающейся от аналогичных показателей у студентов высших и средне-специальных заведений.
Выводы. В заключении делается вывод о том, что русскоязычная версия BRS надежна, валидна и может быть рекомендована к использованию для диагностики резилентности у русскоязычных респондентов.
Александрова Л.А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 1. С. 133–163.
Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) //Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36–64.
Ефимова И.Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2013. № 4. С. 31–40.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
Лубовский Д.В. Применение опросника самоуважения М. Розенберга // Психологическая диагностика. 2006. № 1.С. 71–75.
Маркова В.И. Апробация краткой шкалы резильентности на русскоязычной выборке // Выпускная квалификационная работа. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет. 2020.
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06
Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 2. С. 147–165.
Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Панфилова О.В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3.
Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема //Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.
Coelho, G.L.H., Cavalcanti, T.M., Rezende, A.T., & Gouveia, V.V. (2016). Brief Resilience Scale: testing its factorial structure and invariance in Brazil. Universitas Psychologica, 15 (2), 397–408. doi: 10.11144/Javeriana.upsyl5-2.brst
Chmitorz, A., Wenzel, M., Stieglitz, R.-D., Kunzler, A., Bagusat, C., Helmreich, I., Gerlicher, A., Kampa, M., Kubiak, T., Kalisch,R., Lieb, K., & Tüscher, O. (2018). Population-based validation of a German version of the Brief Resilience Scale. PLoS ONE,13(2), e0192761. doi: 10.1371/journal.pone.0192761
Fung, S.-F. (2020). Validity of the Brief Resilience Scale and Brief Resilient Coping Scale in Chinese sample. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17 (4), 1265. doi: 10.3390/ijerph17041265
Heathcote, K., Wullschleger, M., & Sun, J. (2019). The effectiveness of multi-dimensional resilience rehabilitation programs after traumatic physical injuries: a systematic review and meta-analysis. Disability and Rehabilitation, 41 (24), 2865–2880. doi: 10.1080/09638288.2018.1479780
Heiman, T. (2002). Parents of children with disabilities: resilience, coping, and future expectations. Journal of Developmental and Physical Disabilities, 14, 159–171. doi: 10.1023/A:1015219514621
Hidalgo-Rasmussen, C.A., Chávez-Flores, Y.V., Rojas, M.J., & Vilugrón, F. (2021). Cross-cultural adaptation and validation to Chilean youth people of Brief Resilience Scale (BRS). Anales de Psicología, 37 (2), 243–252. doi: 10.6018/analesps.412931
Jacobs, I., & Horsch, A. (2019). Psychometric properties of the French Brief Resilience Scale. European Journal of Health Psychology,26 (1), 1–9. doi: 10.1027/2512-8442/a000022
Kunzler, A.M., Chmitorz, A., Bagusat, C., Kaluza, A.J., Hoffmann, I., Schäfer, M., Quiring, O., Rigotti, T., Kalisch, R., Tüscher, O.,G Franke, A.G., van Dick, R., Lieb, K. (2018).
Construct validity and population-based norms of the German Brief Resilience Scale(BRS). European Journal of Health Psychology, 25 (3), 107–117. doi: 10.1027/2512-8442/a000016
Lai, J.C.L., & Yue, X. (2014). Using the Brief Resilience Scale to assess Chinese people’s ability to bounce back from stress. SAGE Open, 1–9. 10.1177/2158244014554386
Li, Z.-S., & Hasson, F. (2020). Resilience, stress, and psychological well-being in nursing students: a systematic review. Nurse Education Today, 90, 104440. doi: 10.1016/j.nedt.2020.104440
Mejia-Lancheros, C., Woodhall-Melnik, J., Wang, R., Hwang, S.W., Stergiopoulos, V., & Durbin, A. (2021). Associations of resilience with quality of life levels in adults experiencing homelessness and mental illness: a longitudinal study. Health and Quality of Life Outcomes, 19, 74. doi: 10.1186/s12955-021-01713-z
Portnoy, G.A., Relyea, M.R., Decker, S., Shamaskin-Garroway, A., Driscoll, M., Brandt, C.A., & Haskell, S.G. (2018). Understanding gender differences in resilience among veterans: trauma history and social ecology. Journal of Traumatic Stress, 31 (6), 845–855.https://doi.org/10.1002/jts.22341
Rodríguez-Rey, R., Alonso-Tapia, J., & Garrido-Hernansaiz, H. (2016). Reliability and validity of the Brief Resilience Scale (BRS) Spanish version. Psychological Assessment, 28 (5), 101–110. doi: 10.1037/pas0000191
Sánchez-Teruel, D., Robles-Bello, M.A., Muela-Martínez, J.A., & García-León, A. (2021). Resilience Assessment Scale for the prediction of suicide reattempt in clinical population. Frontiers in Psychology, 12, 673088. doi: 10.3389/fpsyg.2021.673088
Seiler, A., & Jenewein, J. (2019). Resilience in cancer patients. Frontiers in Psychiatry, 10, 208. doi: 10.3389/fpsyt.2019.00208
Smith, B.W., Dalen, J., Wiggins, K., Tooley, E., Christopher, P., & Bernard, J. (2008). The Brief Resilience Scale: assessing the ability to bounce back. International Journal of Behavioral Medicine, 15, 194–200. doi: 10.1080/10705500802222972
Soer, R., Six Dijkstra, M.W.M.C., Bieleman, H.J., Stewart, R.E., Reneman, M.F., Oosterveld, F.G.J., & Schreurs, K.M.G. (2019). Measurement properties and implication of the Brief Resilience Scale in healthy workers. Journal of Occupational Health, 61,242–250. doi: 10.1002/1348-9585.12041
Taber, K.S. (2018). The use of Cronbach’s alpha when developing and reporting research instruments in science education. Research in Science Education, 48, 1273–1296. doi: 10.1007/s11165-016-9602-2
Werner, E.E., & Smith, R.S. (1982). Vulnerable but invincible. New York: McGraw-Hill.
Widyawatia, Y., Ottena, R., Kleemansa, T., & Scholtea, R.H.J. (2020). Parental resilience and the quality of life of children with developmental disabilities in Indonesia. International Journal of Disability, Development and Education, 1–17. doi: 10.1080/103491 2X.2020.1834078
Windle, G., Bennett, K.M. & Noyes, J. (2011). A methodological review of resilience measurement scales. Health and Quality of Life Outcomes, 9, 8. doi: 10.1186/1477-7525-9-8
Wu, Y., Sang, Z., Zhang, X.-C., & Margraf, J. (2020). The relationship between resilience and mental health in Chinese college students: a longitudinal cross-lagged analysis. Frontiers in Psychology, 11, 108. doi: 10.3389/fpsyg.2020.00108
Александрова Л.А., Золотарева А.А., Маркова В.И.Русскоязычная версия краткой шкалы резилентности: психометрический анализ на примере выборок студентов, многодетных родителей и родителей детей с инвалидностью. // Национальный психологический журнал. 2022. № 1. c.65-75. doi: 10.11621/npj.2022.0106
Скопировано в буфер обмена
Скопировать