ISSN 2079-6617
eISSN 2309-9828
Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем

Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.08.2021 20:20:00

Принята к публикации: 27.01.2022 18:59:00

Дата публикации в журнале: 14.04.2022 19:01:00

Ключевые слова: обучение в аспирантуре; научное руководство аспирантами; взаимоотношения с научным руководителем; социальный капитал; демографические факторы; социально-стратификационные факторы; корреляционный анализ.

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2022.0101

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем. // Национальный психологический журнал 2022. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2022.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2022

Собкин Владимир Самуилович Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Институт управления образованием РАО

Смыслова Мария Михайловна Центр развития образования Российской академии образования

Коломиец Юрий Олегович Центр развития образования Российской академии образования

Аннотация

Актуальность. В связи с отмечаемой многими исследователями кризисной ситуацией в системе подготовки научно-педагогических кадров для высшего и послевузовского образования (одним из показателей которой является низкий процент аспирантов, защищающих кандидатскую диссертацию) крайне важным представляется изучение проблем научного руководства аспирантами.

Цель. Изучение особенностей взаимодействия аспирантов с их научными руководителями, в зависимости от влияния социально-стратификационных факторов, мотивации поступления в аспирантуру и самооценки своих возможностей в успешной защите диссертационного исследования.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах мониторингового анкетного опроса 803 учащихся аспирантуры организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в сфере наук об образовании. В иссследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы и регионов РФ. В настоящей работе рассмотрено влияние социально-демографических и социально-стратификационных факторов на особенности взаимоотношений между научными руководителями и аспирантами. Эмпирические данные обработаны с использованием методов математической статистики (пакеты статистических программ SPSS и StatSoft Statistica).

Результаты исследования. Исследование показало влияние социально-демографических и социально-стратификационных факторов на оценку аспирантами особенностей взаимодействия с научным руководителем. Специальный корреляционный анализ мотивов поступления в аспирантуру показал наличие связи мотивации аспирантов с характером взаимодействия с научным руководителем. Показана связь особенностей взаимодействия аспирантов с научным руководителем и доступность получения его консультаций с уверенностью аспирантов в успешной защите кандидатской диссертации. 

Заключение. Исследование позволило охарактеризовать ряд существенных аспектов, касающихся социально-психологических особенностей взаимоотношений аспирантов со своими научными руководителями. К ним следует отнести: значение опыта работы с научным руководителем диссертации еще на этапе написания дипломной работы, как особый механизм рекрутирования в сферу науки; влияние социально-стратификационных факторов на выстраивание взаимоотношений с руководителем по поводу диссертационного исследования; влияние включенности аспиранта в научную деятельность руководителя на мотивацию обучения в аспирантуре; влияние доступности профессиональных контактов с руководителем на уверенность аспиранта в успешной защите своей диссертации. В целом материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что отношения с научным руководителем являются важным показателем «социального капитала», который приобретает аспирант во время обучения в аспирантуре.

Литература

Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Научное руководство аспирантами: «Внутренние» и «Внешние» регуляторы // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2015. № 1. С 83–88. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoerukovodstvo- aspirantami-vnutrennie-i-vneshnie-regulyatory (дата обращения: 02.06.2021).

Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3. C. 44–52.

Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. doi: 10.7868/S0132162517090148

Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.

Выпуск аспирантов по направлениям подготовки // Росстат: официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL:https://rosstat.gov.ru/folder/13398 (дата обращения: 02.06.2021).

Российские ученые: штрихи к социологическому портрету / Под ред. Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. М.: НИУ ВШЭ, 2010.

Капшутарь М.А. Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов // Ценности и смыслы. 2016. № 5 (45). С. 39–47.

Котляров И.Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 50–54.

Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М.: ЦСП и М, 2014.

Резник С.Д. Научное руководство аспирантами: практ. пособие. 2-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.

Резник С.Д., Макарова С.Н. Повышение роли научного руководства аспирантами в обеспечении качества подготовки молодых ученых России. Монография. Пенза: ПГУАС, 2013.

Собкин, В.С., Смыслова М.М. Особенности мотивации поступления в аспирантуру // Педагогика. 2020. № 7. С. 36–44.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив //Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13, № 1. С. 72–83. doi: 10.17759/psyedu.2021130105

Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 54–66. doi: 10.15826/umpa.2018.05.049

Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22–34.

Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория, принципы, практика. СПб.: СПбГУНИПТ, 2011.

Эрштейн Л.Б. Реализация основных функций научного руководства как средство успеха подготовки исследовательских квалификационных работ // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (23). С. 43–47.

Bekova, S. (2019). Does Employment During Doctoral Training Reduce the PhD Completion Rate? Studies in Higher Education, 1–13. doi: 10.1080/03075079.2019.1672648

Bourdieu, P. (1986). The forms of capital. In J. Richardson (Eds.), New York: Greenwood, 241–258.

Gellert, C. (1993). The German model of research and advanced education. The research foundations of graduate education:Germany, Britain, France, United States, Japan. In B. R. Clark (Eds.), Berkeley: University of California Press, 5–44.

Golde, C.M. (2000). Should I stay or should I go? Student descriptions of the doctoral attrition process. The Review of Higher Education, 23 (2), 199–227. doi: 10.1353/rhe.2000.0004

Halse, C. (2007). Is the doctorate in crisis? Nagoya. Journal of Higher Education, 7, 321–337.

Kehm, B.M. (2006). Doctoral education in Europe and North America: A comparative analysis. In U. Teichler (Eds.), London:Portland Press, 67–78.

Kemp, D.A. (1999). Knowledge and innovation: a policy statement on research and research training. Canberra: Department of Education, Training and Youth Affairs, 29.

Maloshonok, N., Terentev, E. (2019). National Barriers to the Completion of Doctoral Programs at Russian Universities. Higher Education in Russia and Beyond, 3 (9), 18–20. doi: 10.1007/s10734-018-0267-9

Marsh, H.W., Rowe, K.J., Martin, A. (2002). PhD students’ evaluations of research supervision. The Journal of Higher Education, 73 (3), 313–348. doi: 10.1353/jhe.2002.0028

McAlpine, L., Norton, J. (2006). Reframing out approach to doctoral programs: An integrative framework for action and research.Higher Education Research & Development, 25 (1), 3–17. doi: /0.1080/07294360500453012

Nerad, M. (2010). Increase in PhD production and reform in doctoral education worldwide. Higher Education Forum, 7, 69–84.

Neumann, R., Tan, K.K. (2011). From PhD to initial employment: the doctorate in a knowledge economy. Studies in Higher Education, 36 (5), 601–614. doi: 10.1080/03075079.2011.594596

Pearson, M. (2005). Framing research on doctoral education in Australia in a global context. Higher Education Research Development, 24 (2), 119–134. doi: 10.1080/07294360500062870

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О.Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем. // Национальный психологический журнал. 2022. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2022.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать