ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем

Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем

Скачать в формате PDF

Поступила: 23.08.2021 20:20:00

Принята к публикации: 27.01.2022 18:59:00

Дата публикации в журнале: 14.04.2022 19:01:00

Ключевые слова: обучение в аспирантуре; научное руководство аспирантами; взаимоотношения с научным руководителем; социальный капитал; демографические факторы; социально-стратификационные факторы; корреляционный анализ.

Страницы: 3-14

DOI: 10.11621/npj.2022.0101

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем. // Национальный психологический журнал 2022. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2022.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 1, 2022

Собкин Владимир Самуилович Российская академия образования

Смыслова Мария Михайловна Центр развития образования Российской академии образования

Коломиец Юрий Олегович Центр развития образования Российской академии образования

Аннотация

Актуальность. В связи с отмечаемой многими исследователями кризисной ситуацией в системе подготовки научно-педагогических кадров для высшего и послевузовского образования (одним из показателей которой является низкий процент аспирантов, защищающих кандидатскую диссертацию) крайне важным представляется изучение проблем научного руководства аспирантами.

Цель. Изучение особенностей взаимодействия аспирантов с их научными руководителями, в зависимости от влияния социально-стратификационных факторов, мотивации поступления в аспирантуру и самооценки своих возможностей в успешной защите диссертационного исследования.

Описание хода исследования. Статья основана на материалах мониторингового анкетного опроса 803 учащихся аспирантуры организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в сфере наук об образовании. В иссследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научно-исследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы и регионов РФ. В настоящей работе рассмотрено влияние социально-демографических и социально-стратификационных факторов на особенности взаимоотношений между научными руководителями и аспирантами. Эмпирические данные обработаны с использованием методов математической статистики (пакеты статистических программ SPSS и StatSoft Statistica).

Результаты исследования. Исследование показало влияние социально-демографических и социально-стратификационных факторов на оценку аспирантами особенностей взаимодействия с научным руководителем. Специальный корреляционный анализ мотивов поступления в аспирантуру показал наличие связи мотивации аспирантов с характером взаимодействия с научным руководителем. Показана связь особенностей взаимодействия аспирантов с научным руководителем и доступность получения его консультаций с уверенностью аспирантов в успешной защите кандидатской диссертации. 

Заключение. Исследование позволило охарактеризовать ряд существенных аспектов, касающихся социально-психологических особенностей взаимоотношений аспирантов со своими научными руководителями. К ним следует отнести: значение опыта работы с научным руководителем диссертации еще на этапе написания дипломной работы, как особый механизм рекрутирования в сферу науки; влияние социально-стратификационных факторов на выстраивание взаимоотношений с руководителем по поводу диссертационного исследования; влияние включенности аспиранта в научную деятельность руководителя на мотивацию обучения в аспирантуре; влияние доступности профессиональных контактов с руководителем на уверенность аспиранта в успешной защите своей диссертации. В целом материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что отношения с научным руководителем являются важным показателем «социального капитала», который приобретает аспирант во время обучения в аспирантуре.

Литература

Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Научное руководство аспирантами: «Внутренние» и «Внешние» регуляторы // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. 2015. № 1. С 83–88. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoerukovodstvo- aspirantami-vnutrennie-i-vneshnie-regulyatory (дата обращения: 02.06.2021).

Бедный Б.И. К вопросу о цели аспирантской подготовки (диссертация vs квалификация) // Высшее образование в России. 2016. № 3. C. 44–52.

Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125–134. doi: 10.7868/S0132162517090148

Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.

Выпуск аспирантов по направлениям подготовки // Росстат: официальный сайт. [Электронный ресурс] // URL:https://rosstat.gov.ru/folder/13398 (дата обращения: 02.06.2021).

Российские ученые: штрихи к социологическому портрету / Под ред. Гохберг Л.М., Китова Г.А., Кузнецова Т.Е., Шувалова О.Р. М.: НИУ ВШЭ, 2010.

Капшутарь М.А. Мотивация как фактор качества подготовки аспирантов // Ценности и смыслы. 2016. № 5 (45). С. 39–47.

Котляров И.Д. Проблемы осуществления научного руководства соискателями ученой степени кандидата наук // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 50–54.

Осипов Г.В., Савинков В.И. Динамика аспирантуры и перспективы до 2030 года: Статистический и социологический анализ. М.: ЦСП и М, 2014.

Резник С.Д. Научное руководство аспирантами: практ. пособие. 2-e изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.

Резник С.Д., Макарова С.Н. Повышение роли научного руководства аспирантами в обеспечении качества подготовки молодых ученых России. Монография. Пенза: ПГУАС, 2013.

Собкин, В.С., Смыслова М.М. Особенности мотивации поступления в аспирантуру // Педагогика. 2020. № 7. С. 36–44.

Собкин В.С., Смыслова М.М. Социальное самочувствие аспирантов: эмоциональная оценка собственных перспектив //Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13, № 1. С. 72–83. doi: 10.17759/psyedu.2021130105

Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. 22 (5). С. 54–66. doi: 10.15826/umpa.2018.05.049

Шестак В.П., Шестак Н.В. Аспирантура как третий уровень высшего образования: дискурсивное поле // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 22–34.

Эрштейн Л.Б. Научное руководство: теория, принципы, практика. СПб.: СПбГУНИПТ, 2011.

Эрштейн Л.Б. Реализация основных функций научного руководства как средство успеха подготовки исследовательских квалификационных работ // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 3 (23). С. 43–47.

Bekova, S. (2019). Does Employment During Doctoral Training Reduce the PhD Completion Rate? Studies in Higher Education, 1–13. doi: 10.1080/03075079.2019.1672648

Bourdieu, P. (1986). The forms of capital. In J. Richardson (Eds.), New York: Greenwood, 241–258.

Gellert, C. (1993). The German model of research and advanced education. The research foundations of graduate education:Germany, Britain, France, United States, Japan. In B. R. Clark (Eds.), Berkeley: University of California Press, 5–44.

Golde, C.M. (2000). Should I stay or should I go? Student descriptions of the doctoral attrition process. The Review of Higher Education, 23 (2), 199–227. doi: 10.1353/rhe.2000.0004

Halse, C. (2007). Is the doctorate in crisis? Nagoya. Journal of Higher Education, 7, 321–337.

Kehm, B.M. (2006). Doctoral education in Europe and North America: A comparative analysis. In U. Teichler (Eds.), London:Portland Press, 67–78.

Kemp, D.A. (1999). Knowledge and innovation: a policy statement on research and research training. Canberra: Department of Education, Training and Youth Affairs, 29.

Maloshonok, N., Terentev, E. (2019). National Barriers to the Completion of Doctoral Programs at Russian Universities. Higher Education in Russia and Beyond, 3 (9), 18–20. doi: 10.1007/s10734-018-0267-9

Marsh, H.W., Rowe, K.J., Martin, A. (2002). PhD students’ evaluations of research supervision. The Journal of Higher Education, 73 (3), 313–348. doi: 10.1353/jhe.2002.0028

McAlpine, L., Norton, J. (2006). Reframing out approach to doctoral programs: An integrative framework for action and research.Higher Education Research & Development, 25 (1), 3–17. doi: /0.1080/07294360500453012

Nerad, M. (2010). Increase in PhD production and reform in doctoral education worldwide. Higher Education Forum, 7, 69–84.

Neumann, R., Tan, K.K. (2011). From PhD to initial employment: the doctorate in a knowledge economy. Studies in Higher Education, 36 (5), 601–614. doi: 10.1080/03075079.2011.594596

Pearson, M. (2005). Framing research on doctoral education in Australia in a global context. Higher Education Research Development, 24 (2), 119–134. doi: 10.1080/07294360500062870

Для цитирования статьи:

Собкин В.С., Смыслова М.М., Коломиец Ю.О. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем. // Национальный психологический журнал 2022. № 1. c.3-14. doi: 10.11621/npj.2022.0101

Скопировано в буфер обмена

Скопировать