ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий

Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий

Скачать в формате PDF

Поступила: 25.11.2021

Принята к публикации: 05.12.2021

Дата публикации в журнале: 30.12.2021

Ключевые слова: профессиональное мышление; проблемные ситуации; профессионализация; ресурcность мышления; когнитивный ресурс; социономический тип профессии; средовые и ситуационные факторы.

Страницы: 75-83

DOI: 10.11621/npj.2021.0407

Доступно в on-line версии с: 30.12.2021

Для цитирования статьи:

Серафимович И.В. Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий. // Национальный психологический журнал 2021. № 4. c.75-83. doi: 10.11621/npj.2021.0407

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2021

Серафимович Ирина Владимировна Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

Аннотация

Актуальность. Трансформация общественных изменений детерминирует качественно иной формат функционирования профессионального мышления как когнитивного ресурса, влияющего на эффективность деятельности и субъективное благополучие.

Цель. Презентация результатов различных исследований ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа, решаемая через установление особенности ресурсности мышления разных этапах профессионализации и в разных социально-культурных условиях..

Описание хода исследования. Выборку составили представители социономической группы профессий на разных этапах профессионализации: студенты менеджеры и психологи в возрасте от 18 до 23 лет начальных и конечных этапов обучения (n = 120), менеджеры в сфере бизнеса и образования (n = 218), педагоги (n = 70) до- школьных образовательных организаций.

Результаты исследования. На выборке студентов социономической группы профессий выявлено, что на завершающих этапах обучения повышается в целом уровень структурной организации профессионального мышления, при этом отличия по структурным компонентам элементного уровня носят парциальный характер. В частности, у студентов гностического типа направленности возрастает уровень социорефлексиии, метакогнитивных знаний, проблемность имеет большую структурированность и учет целостных контекстов. У студентов преобразующего типа направленности увеличивается уровень метакогнитивной активности, уменьшается количество попыток разрешения проблемности, сопряженное с увеличением флексибельности и прогностичности. Продемонстрировано, что в социально-культурных условиях сельских дошкольных образовательных организаций по сравнению с городскими метакогнитивные характеристики профессионального мышления и качества надситуативного мышления, представлены в развернутом и углубленном формате. Установлено, что на такие качества надситуативного мышления как оперативность, оригинальность, обоснованность реверсивным образом влияют опыт работы в сфере управления (обратная зависимость) и мегафактор среды — деятельность в ситуации пандемии (прямая зависимость).

Заключение. Полученные результаты расширили представление о ресурсности профессионального мышления в профессиях социономического типа. Отмечается необходимость дальнейшего изучения профессионального мышления как когнитивного ресурса на компонентно-субсистемном уровне.

Литература

Асмолов А.Г., Иванников В.А., Магомед-Эминов М.Ш., Гусейнов А.А., Донцов А.И., Братусь Б.С. Культурно-деятельностная психология в экстремальной ситуации: вызов пандемии. Материалы обсуждения [Электронный ресурс] // Человек. 2020. Т. 31, № 4. С. 7–40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43983480 (дата обращения: 02.02.2021).

Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Пер Сэ, 2006.

Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 2. С. 46–58. doi: 10.17759/chp.2016120205

Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 23–30.

Дружинин В.Н. Психология способностей: Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2007.

Журавлёв А.Л., Китова Д.А. Социально-психологические ресурсы развития общества в условиях цифровых технологий // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 2 (30). С. 24–40.

Забродин Ю.М. Психология управления человеческими ресурсами (очерки теории психической регуляции поведения). М.: МГППУ. 2017.

Знаков В.В. Психология понимания мира человека. М.: «Институт психологии РАН», 2016.

Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Функции личностных ресурсов в ситуации экономического кризиса // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 2. С. 323–346. doi: 10.17323/1813-8918-2016-2-323-346

Карпов А.В. Метакогнитивная специфика образовательных ситуаций в педагогической деятельности // Мир психологии. 2020. Т 103, № 3. С. 12–23.

Кашапов М.М. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2021. № 14. С. 35–46.

Кашапов М.М. Функции экспликации в условиях профессионализации мышления // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2021. Т. 15, № 1 (55). С. 100–109.

Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышл ение как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации / Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 43–52. doi: 10.31857/S020595920009326-4

Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694.

Козулин А. Зачем учителям обучаться метакогнитивным навыкам? // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 59–64. doi: 10.17759/chp.2021170206

Корнилова Т.В., Керимова С.Г. Особенности личностных предпосылок принятия решений (на материале фрейминг-эффекта) у врачей и преподавателей // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2018. Т. 15, № 1. С. 22–38.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznannaya-samoregulyatsiya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-kak-... (дата обращения: 27.08.2019).

Одинцова М.А., Радчикова Н.П., Козырева Н.В., Кузьмина Е.И. Сравнительный анализ личностных ресурсов переходного и нового поколений белорусов и россиян в новых культурно-исторических условиях // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 2. С. 47–66. doi: 10.17759/sps.2019100205

Психолого-педагогические проблемы современного социума: коллективная монография / Под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика. М.: МПГУ. 2018.

Серафимович И.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Профессиональное мышление и социально-психологические особенности менеджеров в образовании // Интеграция образования. Т. 25, № 2. 2021. С. 288–303.

Сергиенко Е.А., Павлова Н.С Ментальные ресурсы позднего онтогенеза // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4 (104). С. 59–68.

Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. С. 195–213.

Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 25–34. doi: 10.17759/chp.2020160103

Хазова С.А., Крылова М.А Ментальная репрезентация трудных жизненных ситуаций как ресурс защитно-совладающей активности взрослых // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 43 (62). С. 148–157.

Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2019.

Шадриков В.Д. Мышление как проблема психологии // Высшее образование сегодня. 2018. № 10. С. 2–11. doi: 10.25586/RNU.HET.18.10.P.02

Baron, J. (2018). Individual Mental Abilities vs. the World’s Problems. Journal of Intelligence, 6 (2), 1–14 23. URL: https://doi.org/10.3390/jintelligence6020023 (дата обращения: 9.06.2019)

Brown, J.D., Poulton, E.C. (1961). Measurement the spare “mental capacity” of cardrivers by a subsidiary task. Ergonomics, 4, 35–40. URL: https://doi.org/10.1080/00140136108930505

Fangjing, Li (2017). Analysis and Quantitative Research on Early Warning Model for Enterprise Human Resource Based on Extension Theory. Revista de la Facultad de Ingeniería U.C.V., 32 (2), 507–514.

Foster, S.L., & Lloyd, P.J. (2007). Positive psychology principles applied to consulting psychology at the individual and group level. Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 59 (1), 30–40. URL: http://dx.doi.org/10.1037/1065-9293.59.1.30 (review date: 12.05.2019).

Jackson, S.E., Schuler, R.S. (1995). Understanding human resource management in the context of organizations and their environments. Annual Review Psychology. 46 (1), 237–264. doi: 10.1146/annurev.psych.46.1.237

Kahneman, D. (2012). Thinking, Fast and Slow. New York.

Kaufman, J. (2018). Creativity as a Stepping Stone Toward a Brighter Future. Journal of Intelligence, 6. doi: 10.3390/jintelligence6020021

Lavy, S. & Eshet, R. (2019). Spiral effects of teachers’ emotions and emotion regulation strategies: Evidence from a daily diary study. Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies, 73 (1), 151–161. URL: https://www.learntechlib.org/p/202397/ (review date: 4.06.2019).

Mayer, J.D., David R. C., Salovey P. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review. 8 (4), 290–300. doi: 10.1177/1754073916639667

Mcelroy, T., Dickinson, D.L., Levin, I.P. (2020). Thinking about Decisions: An Integrative Approach of Person and Task Factors. Journal of Behavioral Decision Making, 33 (4), 538–555. doi: 10.1002/bdm.2175

Tucha, L., Koerts, J. (2012). Gum Chewing and Cognition: An Overview. Neuroscience and Medicine, 3 (3), 243–250. doi: 10.4236/nm.2012.33028

Для цитирования статьи:

Серафимович И.В.Профессиональное мышление как когнитивный ресурс специалистов социономического типа профессий. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4. c.75-83. doi: 10.11621/npj.2021.0407

Скопировано в буфер обмена

Скопировать