ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Вклад психологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков, занимающихся научной деятельностью

Вклад психологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков, занимающихся научной деятельностью

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.11.2021

Принята к публикации: 01.12.2021

Дата публикации в журнале: 30.12.2021

Ключевые слова: осознанная саморегуляция; эмоциональная саморегуляция; саморегуляция подростков; личность подростка

Страницы: 15-26

DOI: 10.11621/npj.2021.0402

Доступно в on-line версии с: 30.12.2021

Для цитирования статьи:

Якушина А.А., Асланова М.С., Ларина В. В. Вклад психологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков, занимающихся научной деятельностью. // Национальный психологический журнал 2021. № 4. c.15-26. doi: 10.11621/npj.2021.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 4, 2021

Якушина Анастасия Александровна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Асланова Маргарита Сергеевна Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Ларина Виктория Викторовна Образовательный центр Сириус

Аннотация

Актуальность. Навыки саморегуляции являются наиболее важными для быстрой адаптации к реальности и организации собственной деятельности наиболее успешным способом. Особенно актуальным это становится для подростков.

Цель. Изучение особенностей осознанной саморегуляции и ее взаимосвязей с различными характеристи- ками личности у подростков, занимающихся научной деятельностью.

Описание хода исследования. В исследовании участвовало 78 подростков в возрасте 14–17 лет (Mage = 15, 96; SDage = 1,01), которые обучались в рамках проекта “Большие вызовы” образовательного центра «Сириус» по направлению «Наука» в июле 2021 года. В качестве диагностического инструментария было выбрано несколько методик, направленных на изучение осознанной саморегуляции, уровня стресса, субъективного благополучия и перфекционизма у подростков.

Результаты исследования. Было показано, что уровень осознанной саморегуляции подростков развит лучше, чем уровень их эмоциональной саморегуляции. Также было продемонстрировано, что уровень общей саморегуляции у подростков, вовлеченных в занятия наукой, значимо взаимосвязан с показателями жизнестойкости и Я-адресованного перфекционизма.

c. Проведенное исследование подтвердило значимость изучения особенностей саморегуляции у подростков и выявило необходимость разработки практических рекомендаций для развития у них навыков саморегуляции.

Литература

Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 393–409.

Бочавер А.А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 2. С. 17–27.

Бочавер А.А., Горлова Н.В., Хломов К.Д. Поведенческие стратегии сотрудников и руководства школ в отношении ситуаций буллинга: проактивное, реактивное и избегающее поведение. В сборнике Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление: сб. трудов XIV Междунар. научно-практич. конф. (6–8 апреля 2021 года, Москва) / Под ред. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2021.

Бочавер А.А., Горлова Н.В., Хломов К.Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 76. C.3.

Волкова И.В. Отношение к животным и буллинг у подростков // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 2. C. 183–196. doi: 10.17759/sps.2021120211

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю., Трубников В.И. О природе психологических предикторов // Психологическая наука и образование. 1998. Т. 3, № 1.

Arseneault, L. (2018). Annual Research Review: Th e persistent and pervasive impact of being bullied in childhood and adolescence: implications for policy and practice. Th e Journal of Child Psychology and Psychiatry, 59 (4), 405–421.

Babarro, I., Andiarena, A., Fano, E., Lertxundi, N., Vrijheid, M., Julvez, J., Barreto, F.B., Fossati, S., Ibarluzea, J. (2020). Risk and Protective Factors for Bullying at 11 Years of Age in a Spanish Birth Cohort Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 4428. doi: 10.3390/ijerph17124428

Baroncelli, A., Perkins, E.R., Ciucci, E., Frick, P.J., Patrick, C.J., Sica, C. (2020). Triarchic Model Traits as Predictors of Bullying and Cyberbullying in Adolescence. Journal of Interpersonal Violence, 00 (0), 1–27. doi: 10.1177/0886260520934448

Camerini, A.L., Marciano, L., Carrara, A., Schulz, P.J. (2020). Cyberbullying perpetration and victimization among children and adolescents: A systematic review of longitudinal studies. Telematics and Informatics, 49, 101362. doi: 10.1016/j.tele.2020.101362

Cecen-Celik, H., Keith, S. (2019). Analyzing Predictors of Bullying Victimization with Routine Activity and Social Bond Perspectives. Journal of Interpersonal Violence, 34 (18), 3807–3832. doi: 10.1177/0886260516672941

Cook, C.R., Williams, K.R., Guerra, N.G., Kim, T.E., Sade, S. (2010). Predictors of Bullying and Victimization in Childhood and Adolescence: A Meta-analytic Investigation. School Psychology Quarterly, 25 (2), 65–83. doi: 10.1037/a0020149

Chu, X.W., Fan, C.Y., Liu, Q.Q., Zhou, Z.K. (2018). Stability and change of bullying roles in the traditional and virtual context: A three-way longitudinal study in Chinese early adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 47, 2384–2400. doi: 10.1007/ s10964-018-0908-4

Chu, X.W., Fan, C.Y., Lian, S.L., Zhou, Z.K. (2019). Does bullying victimization really infl uence adolescents’ psychosocial problems? A three-wave longitudinal study in China. Journal of Aff ective Disorders, 246, 603–610. doi: 10.1016/j.jad.2018.12.103

Demaray, M.K., Malecki, C.K., Ryoo, J.H., Summers, K.H. (2021). Deconstructing bullying roles: A longitudinal latent profile analysis of bullying participant behaviors for students in grades 4 through 12. Journal of School Psychology, 86, 32–48. doi: 10.1016/j. jsp.2021.02.006

Dragone, M., Esposito, C., De Angelis, G., Aff uso, G., Bacchini, D. (2020). Pathways Linking Exposure to Community Violence, Self-serving Cognitive Distortions and School Bullying Perpetration: A Three-Wave Study. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17 (1), 188. doi: 10.3390/ijerph17010188

D’Urso, G., Symonds, J. (2021). Risk factors for child and adolescent bullying and victimization in Ireland: a systematic literature review. Educational Review, 1–26. doi: 10.1080/00131911.2021.1987391

Elliott, S.N., Hwang, Y-S., Wang, J. (2019). Teachers’ ratings of social skills and problem behaviors as concurrent predictors of students’ bullying behavior. Journal of Applied Developmental Psychology, 60, 119–126. doi: 10.1016/j.appdev.2018.12.005

Erdoğdu, Y.М. (2016). Parental Attitude and Teacher Behaviours in Predicting School Bullying. Journal of Education and Training Studies, 4 (6). Doi: 10.11114/jets.v4i6.1459

Farrell, A.H., Vaillancourt, T. (2021). Childhood Predictors of Adolescent Joint Trajectories: A Multi-Informant Study on Bullying Perpetration and Hypercompetitiveness. Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology, 26, 1–13. doi: 10.1080/15374416.2021.1923019

Gower, A.L., McMorris, B.J., Eisenberg, M.E. (2015). School-level contextual predictors of bullying and harassment experiences among adolescents. Social Science and Medicine, 147, 47–53. doi: 10.1016/j.socscimed.2015.10.036

Han, Y., Kim, H., Ma, J., Song, J., Hong, H. (2019). Neighborhood predictors of bullying perpetration and victimization trajectories among South Korean adolescents. Journal of Community Psychology, 47 (7), 1714–1732. doi: 10.1002/jcop.22226

Han, Y., Lee, S., Cho, E., Song, J., Hong, J.S. (2021). Individual- and School-level Predictors of Latent Profiles of Bullying Victimization: Comparing South Korea and the United States. Journal of Interpersonal Violence, 1–28. doi: 10.1177/0886260521997950.

Holfeld, B., Leadbeater, B.J. (2017). Concurrent and longitudinal associations between early adolescents’ experiences of school climate and cyber victimization. Computers in Human Behavior, 76, 321–328. doi: 10.1016/j.chb.2017.07.037

Holt, M., Viviolo, A., Polanin, J., Holland, K., DeGue, S., Matjasko, J., Wolfe, M., Reid, G. (2015). Bullying and suicidal ideation and behaviors: A meta-analysis. Pediatrics, 135, 496–509. doi: 10.1542/peds.2014-1864

Jackson, V., Chou, S., Browne, K. (2017). Protective Factors Against Child Victimization in the School and Community: An Exploratory Systematic Review of Longitudinal Predictors and Interacting Variables. Trauma, Violence and Abuse, 18 (3), 303–321. doi: 10.1177/1524838015611675

Kozasa, S., Oliji, A., Kiyota, A., Sawa, T., Kim, S. (2017). Relationship between the experience of being a bully/ victim and mental health in preadolescence and adolescence: A cross-sectional study. Annals of General Psychiatry, 16, 1–10. doi: 10.1186/s12991-017- 0160-4

Košir, K., Klasinc, L., Špes, T., Pivec, T., Cankar, G., Horvat, M. (2020). Predictors of self-reported and peer-reported victimization and bullying behavior in early adolescents: the role of school, classroom, and individual factors. European Journal of Psychology of Education, 35, 381–402. doi: 10.1007/s10212-019-00430-y

Kljakovic, M., Hunt, C. (2016). A meta-analysis of predictors of bullying and victimization in adolescence. Journal of Adolescence, 49, 134–145. doi: 10.1016/j.adolescence.2016.03.002

Lee, C., Shin, N. (2017). Prevalence of cyberbullying and predictors of cyberbullying perpetration among Korean adolescents. Computers in Human Behavior, 68, 352–358. doi: 10.1016/j.chb.2016.11.047

Mazur, J., Tabak, I., Zawadzka, D. (2017). Determinants of Bullying at School Depending on the Type of Community: Ecological Analysis of Secondary Schools in Poland. School Mental Health, 9, 132–142. doi: 10.1007/s12310-017-9206-7

Modecki, K.L., Barber, B.L., Vernon, L. (2013). Mapping developmental precursors of cyber-aggression: Trajectories of risk predict perpetration and victimization. Journal of Youth and Adolescence, 42, 651–661. doi: 10.1007/s10964-013-9938-0

Mucherah, W., Finch, H., White, T., Th omas, K. (2018). Th e Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students’ Perceptions of Bullying in High School. Journal of Adolescence, 62, 128–139. doi: 10.1016/j.adolescence.2017.11.012

Natesan, P., Mitchell, M.E., Glover, R.J. (2018). Early Predictors of Child’s Bully and Victim Statuses: A Longitudinal Investigation Using Parent, Teacher, and Student Reports from National Data. Frontiers in Education, 3, 48. doi: 10.3389/feduc.2018.00048

Nie, Q, Yang, C, Stomski, M, Zhao, Z, Teng, Z, Guo, C. (2021). Longitudinal Link Between Bullying Victimization and Bullying Perpetration: A Multilevel Moderation Analysis of Perceived School Climate. Journal of Interpersonal Violence. doi: 10.1177/0886260521997940

OECD (2019). PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students’ Lives, PISA, OECD Publishing, Paris, doi: 10.1787/acd78851-en

Olweus, D. (1993). Bullying at School: What We Know What We Can Do. N. Y.: Blackwell.

Rodríguez-Hidalgo, A.J., Calmaestra, J. (2018). Psychological Predictors of Cyberbullying According to Ethnic-Cultural Origin in Adolescents: A National Study in Spain. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49 (10), 1506–1522. doi: 10.1177/0022022118795283

Rodríguez-Hidalgo, A.J., Pantaleón, Y., Calmaestra, J. (2019). Psychological Predictors of Bullying in Adolescents from Pluricultural Schools: A Transnational Study in Spain and Ecuador. Frontiers in Psychology, 10: 1383. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01383.

Rose, C.A., Slaten, C.D., Preast, J.L. (2017). Bully Perpetration and Self-Esteem: Examining the Relation Over Time. Behavioral Disorders, 42 (4), 159–169. doi: 10.1177/0198742917715733

Shaikh, B.F., Rehman, M., Amin, A. (2020). Cyberbullying: A Systematic Literature Review to Identify the Factors Impelling University Students Towards Cyberbullying. IEEE Access, 8, 148031–148051. doi: 10.1109/access.2020.3015669

Teng, Z., Bear, G.G., Yang, C., Nie, Q., Guo, C. (2020). Moral disengagement and bullying perpetration: A longitudinal study of the moderating eff ect of school climate. School Psychology, 35 (1), 99–109. doi: 10.1037/spq0000348

Turner, I., Reynolds, K.J., Lee, E., Subasic, E., Bromhead, D. (2014). Well-being, school climate, and the social identity process: A latent growth model study of bullying perpetration and peer victimization. School Psychology Quarterly, 29 (3), 320–335.

Vera, E.M., Daskalova, P., Hill, L., Floro, M., Anderson, B., Roche, M., Aydin, F., Adams, K., Camacho, D., Raziuddin, A., Carr, A. (2017). Parental Messages, School Belonging, Social Skills, and Personal Control as Predictors of Bullying in Ethnic Minority Adolescents. School Mental Health, 9, 347–359. doi: 10.1007/s12310-017-9218-3

Víllora, B., Larrañaga, E., Yubero, S., Alfaro, A., Navarro, R. (2020). Relations among Poly-Bullying Victimization, Subjective Well-Being and Resilience in a Sample of Late Adolescents. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 590. doi: 10.3390/ijerph17020590

Volk, A.A., Veenstra, R., Espelage, D.L. (2017). So you want to study bullying? Recommendations to enhance the validity, transparency, and compatibility of bullying research. Aggression and Violent Behavior, 36, 34–43. doi: 10.1016/j.avb.2017.07.003

Zhao, Z., Liu, G., Nie, Q., Teng, Z., Cheng, G., Zhang, D. (2021). School climate and bullying victimization among adolescents: A moderated mediation model. Children and Youth Services Review, 131, 106218.

Zsila, Á., Orosz, G., Király, O., Urbán, R., Ujhelyi, A., Jármi, E., Griffi ths, M.D., Elekes, Z., Demetrovics, Z. (2018). Psychoactive Substance Use and Problematic Internet Use as Predictors of Bullying and Cyberbullying Victimization. International Journal of Mental Health and Addiction, 16, 466–479. doi: 10.1007/s11469-017-9809-0

Zych, I., Gómez-Ortiz, O., Fernández, T.L., Nasaescu, E., Llorent, V.J. (2020). Parental Moral Disengagement Induction as a Predictor of Bullying and Cyberbullying: Mediation by Children’s Moral Disengagement, Moral Emotions, and Validation of a Questionnaire. Child Indicators Research, 13, 1065–1083. doi: 10.1007/s12187-019-09670-2

Walters, G.D., Espelage, D.L. (2018). From victim to victimizer: Hostility, anger, and depression as mediators of the bullying victimization– bullying perpetration association. Journal of School Psychology, 68, 73–83.

Walters, G.D. (2020). School-Age Bullying Victimization and Perpetration: A Meta-Analysis of Prospective Studies and Research. Trauma, Violence, Abuse, 1, 11. doi: 10.1177/1524838020906513

Wang, C., Ryoo, J.H., Swearer, S.M., Turner, R., Goldberg, T.S. (2017). Longitudinal Relationships between Bullying and Moral Disengagement among Adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 46, 1304–1317. doi: 10.1007/s10964-016-0577-0

Yubero, S., de las Heras, M., Navarro, R., Larrañaga, E. (2021). Relations among chronic bullying victimization, subjective wellbeing and resilience in university students: a preliminary study. Current Psychology. doi: 10.1007/s12144-021-01489-x

Для цитирования статьи:

Якушина А.А., Асланова М.С., Ларина В. В.Вклад психологических параметров в осознанную саморегуляцию у подростков, занимающихся научной деятельностью. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4. c.15-26. doi: 10.11621/npj.2021.0402

Скопировано в буфер обмена

Скопировать