Поступила: 03.06.2021
Принята к публикации: 21.07.2021
Дата публикации в журнале: 30.11.2021
Ключевые слова: осознанная саморегуляция ; овладение родным языком; языковые компетенции; исполнительные функции; средняя школа
Страницы: 15-30
DOI: 10.11621/npj.2021.0302
Доступно в on-line версии с: 30.11.2021
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Ишмуратова Ю. А. Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации). // Национальный психологический журнал 2021. № 3. c.15-30. doi: 10.11621/npj.2021.0302
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность темы. Уверенное владение русским языком является залогом успешного обучения в школе. Однако преподаватели отмечают общее снижение успеваемости по русскому языку у обучающихся. Одним из важнейших факторов, противостоящих этой тенденции, может выступать развитость регуляторных компетенций, в частности, осознанной саморегуляции достижения целей и исполнительных функций.
Цель. Раскрыть роль осознанной саморегуляции в системе предикторов успешности овладения русским языком в средней школе для учеников, различающихся по полу и возрасту.
Описание хода исследования. Выборка: учащиеся школ Москвы и Московской области в возрасте 13–15 лет (N = 286): семиклассники (N = 147) и девятиклассники (N = 139). Методы: опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции учебной деятельности (ССУД-М 52)»; задача Эриксена для оценки подавления иррелевантных стимулов, задача «Буква-цифра» для оценки переключения внимания, задача N-Back для оценки обновления рабочей памяти. Для диагностики языковых компетенций использовались два задания, разработанных Е.Д. Божович. Опросники заполнялись в групповом формате в классе под контролем экспериментатора; компьютерное тестирование выполнялось в компьютерном классе в другой день.
Результаты исследования. Показано, что саморегуляция и интеллект являются универсальными ресурсами достижения учебных целей. Высокая успеваемость мальчиков зависит от развития осознанной саморегуляции и способности управлять своим вниманием. Для успеваемости девочек особое значение имеет планирование учебных целей, общий уровень саморегуляции и точность обновления рабочей памяти.
К началу старшей школы система предикторов успеваемости по русскому языку претерпевает качественные изменения, она «сворачивается» и актуальными остаются только те из них, которые обеспечивают успешность сдачи государственных экзаменов.
Заключение. Исследование раскрыло инвариантную структуру взаимосвязей между предикторами успешности по русскому языку. Эта структура реализована в виде модели, центральное место в которой принадлежит взаимосвязи осознанной саморегуляции и ее базовому нейрокогнитивному основанию — исполнительным функциям. Этот сложный регуляторный компонент в подростковом возрасте является ключевым предиктором успешности по русскому языку. Годовая оценка определяется, прежде всего, уровнем саморегуляции, в то время как исполнительные функции преимущественно вносят вклад в развитие языковых компетенций.
Ахутина Т.В., Корнев А.А., Матвеева Е.Ю. Возрастная динамика понимания логико-грамматических конструкций у младших школьников и ее мозговые механизмы // Специальное образование. 2017. № 3. С. 15–31.
Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции как психологической системы: автореф. дис. … д-ра психол. наук.
Москва, 2016.
Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 63–78.
Моросанова В.И. Саморегуляция как метаресурс образования и решения задач жизнедеятельности в кризисных условиях пандемии. В сборнике Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации / Под ред. Т.Н. Банщиковой, Е.А. Фоминой, В.И. Моросановой. М.: Знание-М, 2020.
Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2021. № 1. С. 4–37.
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 54–66.
Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению как ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64–75.
Begum, S., Flowers, N., Tan, K., Carpenter, D.M.H., & Moser, K. (2021). Promoting literacy and numeracy among middle school students: Exploring the mediating role of self-effi cacy and gender diff erences. International Journal of Educational Research, 106, 101722. doi: 10.1016/j.ijer.2020.101722
Berninger, V., Abbott, R., Cook, C.R., & Nagy, W. (2017). Relationships of attention and executive functions to oral language, reading, and writing skills and systems in middle childhood and early adolescence. Journal of learning disabilities, 50 (4), 434–449. doi: 10.1177/0022219415617167
Boekaerts, M., & Cascallar, E. (2006). How far have we moved toward the integration of theory and practice in self-regulation? Educational Psychology Review, 18 (3), 199–210. doi: 10.1007/s10648-006-9013-4
Borgonovi, F. (2016). Video gaming and gender diff erences in digital and printed reading performance among 15-year-olds students in 26 countries. Journal of Adolescence, 48, 45–61. doi: 10.1016/j.adolescence.2016.01.004
Conti‐Ramsden, G., Durkin, K., Toseeb, U., Botting, N., & Pickles, A. (2018). Education and employment outcomes of young adults with a history of developmental language disorder. International journal of language & communication disorders, 53 (2), 237–255. doi: 10.1111/1460-6984.12338
De Smedt, F., Merchie, E., Barendse, M., Rosseel, Y., De Naeghel, J., & Van Keer, H. (2018). Cognitive and motivational challenges in writing: Studying the relationship with writing performance across students’ gender and achievement level. Reading Research Quarterly, 53 (2), 249–272. doi: 10.1002/rrq.193
Deary, I.J., Strand, S., Smith, P., & Fernandes, C. (2007). Intelligence and educational achievement. Intelligence, 35 (1), 13–21. doi: /10.1016/j.intell.2006.02.001
Dutilh, G., van Ravenzwaaij, D., Nieuwenhuis, S., van der Maas, H.L., Forstmann, B.U., & Wagenmakers, E.J. (2012). How to measure post-error slowing: a confound and a simple solution. Journal of Mathematical Psychology, 56 (3), 208–216. doi: 10.1016/j.jmp.2012.04.001
Galbraith, D., & Al-Saadi, Z. (2020). A dual-process model of L1 writing processes. Writing and Language Learning: Advancing research agendas, 56, 49.
Graham, S. (2018). A writer(s) withing community model of writing. In C. Bazerman, V. Berninger, D. Brandt, S. Graham, J. Langer, S. Murphy, P. Matsuda, D. Rowe, & M. Schleppegrell (Eds.), Th e lifespan development of writing (pp. 271–325). Urbana, IL: National Council of English.
Kaplan, A., Samuels J., Sawers K. (2017). Social psychology theories as applied to Behavioural Accounting Research. In book: The Routledge Companion to Behavioural Accounting Research (pp. 57–71) doi: 10.4324/9781315710129-5
Limpo, T., Alves, R.A., & Fidalgo, R. (2014). Children’s high‐level writing skills: Development of planning and revising and their contribution to writing quality. British Journal of Educational Psychology, 84 (2), 177–193. doi: 10.1111/bjep.12020
Lonigan, C.J., Allan, D.M., & Phillips, B.M. (2017). Examining the predictive relations between two aspects of self-regulation and growth in preschool children’s early literacy skills. Developmental psychology, 53 (1), 63. doi: 10.1037/dev0000247
Marcenaro-Gutierrez, O., Lopez-Agudo, L.A., & Ropero-García, M.A. (2018). Gender diff erences in adolescents’ academic achievement. Young, 26 (3), 250–270. doi.org/10.1177/1103308817715163
Miyake, A., Friedman, N.P., Emerson, M.J., Witzki, A.H., Howerter, A., & Wager, T.D. (2000). Th e unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis. Cognitive psychology, 41 (1), 49–100. doi: 10.1006/cogp.1999.0734
Morosanova, V., Bondarenko, I., Fomina, T., & Velichkovsky, B. Executive functions and conscious self-regulation as predictors of native language learning success in Russian middle school children. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2021. (in print).
Moura, O., Pereira, M., Alfaiate, C., Fernandes, E., Fernandes, B., Nogueira, S., Simões, M.R. (2017). Neurocognitive functioning in children with developmental dyslexia and attention defi cit/hyperactivity disorder: Multiple defi cits and diagnostic accuracy. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 39 (3), 296–312. doi: 10. 1080/13803395.2016.1225007.
Musso, M.F., Boekaerts, M., Segers, M., & Cascallar, E.C. (2019). Individual diff erences in basic cognitive processes and self-regulated learning: their interaction eff ects on math performance. Learning and individual Diff erences, 71, 58–70. doi: 10.1016/j.lindif.2019.03.003
Peng, P., Lin, X., Ünal, Z.E., Lee, K., Namkung, J., Chow, J., & Sales, A. (2020). Examining the mutual relations between language and mathematics: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 146 (7), 595–634. doi: 10.1037/bul0000231
Piasecka L. (2018). Tinker, Tailor…: Creativity in Foreign Language Learning and Teaching. In: Pawlak M., Mystkowska-Wiertelak A. (Eds.), Challenges of Second and Foreign Language Education in a Globalized World. Second Language Learning and Teaching. (pp. 89–106). Springer, Cham. doi: 10.1007/978-3-319-66975-5_6
Reilly, D., Neumann, D.L., & Andrews, G. (2019). Gender diff erences in reading and writing achievement: Evidence from the National Assessment of Educational Progress (NAEP). American Psychologist, 74 (4), 445. doi: 10.1037/amp0000356
Rutherford, T., Buschkuehl, M., Jaeggi, S.M., & Farkas, G. (2018). Links between achievement, executive functions, and self‐regulated learning. Applied Cognitive Psychology, 32 (6), 763–774. doi: 10.1002/acp.3462
Skibbe, L.E., Montroy, J.J., Bowles, R.P., & Morrison, F.J. (2019). Self-regulation and the development of literacy and language achievement from preschool through second grade. Early childhood research quarterly, 46, 240–251. doi: 10.1016/j.ecresq.2018.02.005
Skibbe, L.E., & Foster, T.D. (2019). Participation in the Imagination Library book distribution program and its relations to children’s language and literacy outcomes in kindergarten. Reading Psychology, 40 (4), 350–370. doi: 10.1080/02702711.2019.1614124
Tikhomirova T., Malykh А., Malykh S. (2020). Predicting Academic Achievement with Cognitive Abilities: Cross-Sectional Study across School Education // Behavioral Sciences, 10. doi: 10.3390/bs10100158
Velichkovsky, B.B., Bondarenko, I.N., & Morosanova, V.I. (2019). Th e relationship between executive functions and language competences in middle school children. Psychology in Russia: State of the art, 12 (1). doi: 10.11621/pir.2019.0108
Voyer, D., & Voyer, S.D. (2014). Gender diff erences in scholastic achievement: a meta-analysis. Psychological bulletin, 140 (4), 1174. doi: 10.1037/a0036620
Yang, Y.H., Marslen-Wilson, W.D., & Bozic, M. (2017). Syntactic complexity and frequency in the neurocognitive language system. Journal of Cognitive Neuroscience, 29 (9), 1605–1620. doi: 10.1162/jocn_a_01137
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Потанина А.М., Ишмуратова Ю. А.Осознанная саморегуляция в системе предикторов успешности по русскому языку в школе (общая модель и ее модификации). // Национальный психологический журнал. 2021. № 3. c.15-30. doi: 10.11621/npj.2021.0302
Скопировано в буфер обмена
Скопировать