Поступила: 31.05.2021
Принята к публикации: 12.06.2021
Дата публикации в журнале: 30.07.2020
Ключевые слова: агрессия; подростки; педагоги; школа; школьный климат; профилактика
Страницы: 98-108
DOI: 10.11621/npj.2021.0209
Доступно в on-line версии с: 30.07.2021
Реан, А.А., Егорова, А.В. (2021). Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика. Национальный психологический журнал, (2) , 98-108. https://doi.org/10.11621/npj.2021.0209
Скопировано в буфер обмена
СкопироватьАктуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность проблемы проявления подростковой агрессии в отношении педагогов обусловлена тем, что, несмотря на ее широкое социальное звучание в обществе, современная база исследований показывает, что данной проблеме уделяется крайне мало внимания.
Цель: рассмотреть проявление агрессивного поведения в отношении учителей, а именно: оценить распространенность данной проблемы, проанализировать предпосылки, которые предшествуют проявлению агрессии в отношении учителей, а также оценить последствия подобного поведения.
Описание хода исследования. В работе представлен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме агрессии в отношении учителя. Кроме того, предприняты попытки найти причины агрессивного поведения учащихся по отношению к учителю, посредством анализа психологических теорий. В статье также предложены рекомендации для снижения и профилактики агрессии со стороны учеников в отношении учителя.
Результаты исследования. Было показано, что показатели распространенности агрессии в отношении учителей во всем мире подчеркивают масштабы данной проблематики и вызывают обеспокоенность тем, что данная область имеет пагубные долгосрочные последствия для жизни учащихся, учителей и образовательных учреждений в целом. Установлено, что применение психологических теорий, моделей и концепций в объяснении причин проявлении агрессии в отношения учителя со стороны учеников, позволяют не только определить причины подобного поведения, но и помогают рассмотреть данную проблему на разных уровнях образовательного процесса. Также было рассмотрено влияние школьного климата на виктимизацию учителей и даны рекомендации по внедрению профилактических мероприятий.
Выводы. На основании проведенного анализа были представлены направления для дальнейшего изучения данной проблематики. В частности, отмечается необходимость исследования распространенности форм агрессивного поведения в отношении учителя в Российских школах и разработки комплекса профилактических мероприятий, направленных на борьбу с агрессией в отношении педагогов.
В Якутии школьник ударил учительницу по лицу. РИА Новости. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/20210215/shkola-1597562837.html (дата обращения 26.04.2021).
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб. : Питер, 2019.
Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Под ред. А.А. Реана // Современная аналитика образования. 2020. № 1. С. 72.
Реан А.А. Психология личности. СПб. : Питер. 2016.
Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. № 1. С. 165–177.
Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллинга / Под ред. А.А. Реана. М., 2019.
Реан А.А., Шагалов И.Л., Коновалов И.А. Связь ретроспективных оценок школьного климата c готовностью молодых людей к агрессии // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. C. 126–143. doi: 10.17759/pse.2020250611
Собкин В.С., Фомиченко А.С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Социология образования. Труды по социологии образования. 2012. Т. 16, № 28. С. 137–147.
Acosta J., Chinman M., Ebener P., Malone P.S., Phillips A., Wilks A. (2019). Understanding the relationship between perceived school climate and bullying: A mediator analysis. Journal of school violence, 18 (2), 200–215. doi: 10.1080/15388220.2018.1453820
Aldridge J.M., McChesney K., Afari E. (2019). Associations between school climate and student life satisfaction: resilience and bullying as mediating factors. Learning Environments Research, 1–22. doi: 10.1007/ s10984-019-09296-9
Aldrup K., Klusmann U., Lüdtke O., Göllner R., Trautwein U. (2018). Student misbehavior and teacher well-being: testing the mediating role of the teacher-student relationship. Learn. Instr. 58, 126–136. doi: 10.1016/j.learninstruc.2018.05.006
American Psychological Association, Center for Psychology in Schools and Education. Violence against teachers: A silent national crisis [Online brochure]. Available at: https://www.apa.org/education/k12/teacher-victimization.pdf (accessed: 26.04.2021)
Anderman E.M., Eseplage D.L., Reddy L.A., McMahon S.D., Martinez A., Lane K.L., Paul N. (2018). Teachers’ reactions to experiences of violence: An attributional analysis. Social psychology of education, 21 (3), 621–653. doi: 10.1007/s11218-018-9438-x
Bear G.G., Yang C., Mantz L.S., Harris A.B. (2017). School-wide practices associated with school climate in elementary, middle, and high schools. Teaching and Teacher Education, 63, 372–383. doi: 10.1016/j.tate.2017.01.012
Berg J., Cornell D. (2016). Authoritative school climate, aggression toward teachers, and teacher distress in middle school. School Psychology Quarterly, 31, 122–127. doi: 10.1037/spq0000132
Berlanda S., Fraizzoli M., de Cordova F., Pedrazza M. (2019). Psychosocial risks and violence against teachers. Is it possible to promote well-being at work? International journal of environmental research and public health, 16 (22). doi: 10.3390/ijerph16224439
Billett P., Fogelgarn R., Burns E. (2019). Teacher targeted bullying and harassment by students and parents: Report from an Australian exploratory survey. La Trobe University.
Burns E., Fogelgarn R., Billett P. (2020). Teacher-targeted bullying and harassment in Australian schools: a challenge to teacher wellbeing. British Journal of Sociology of Education, 41 (4), 523–538. doi: 10.1080/01425692.2020.1755227
Chen J.K., Astor R.A. (2009). Students’ reports of violence against teachers in Taiwanese schools. Journal of School Violence, 8 (1), 2–17. doi: 10.1080/15388220802067680
Choi J., Kruis N., Lee J. (2020). Applying target congruence theory to victimization risk of students from multicultural backgrounds: A comparison of South Korean, North Korean, and other multicultural family adolescents. Children and Youth Services Review, 118. doi: 10.1016/j.childyouth.2020.105392
Curran F.C., Viano S.L., Fisher B.W. (2019). Teacher victimization, turnover, and contextual factors promoting resilience. Journal of School Violence, 18 (1), 21–38. doi: 10.1080/15388220.2017.1368394
De Cordova F., Berlanda S., Pedrazza M., Fraizzoli M. (2019). Violence at school and the well-being of teachers. The importance of positive relationships. Frontiers in psychology, 10, 1807. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01807
Espelage D., Anderman E., Brown V., Jones A., Lane K., McMahon S.D., … Reynolds C.R. (2013). Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a National research, practice and policy Agenda. American Psychologist, 68 (2), 75–87. doi: 10.1037/a0031307
Espelage D.L. & Hong J.S. (2019). School climate, bullying, and school violence. In M.J. Mayer & S.R. Jimerson (Eds.), School safety and violence prevention: Science, practice, policy (pp. 45–69). American Psychological Association. doi: 10.1037/0000106-003
Farrell A.D., Goncy E.A., Sullivan T.N., Thompson E.L. (2018). Victimization, aggression, and other problem behaviors: Trajectories of change within and across middle school grades. Journal of research on adolescence, 28 (2), 438–455. doi: 10.1111/jora.12346
Fisher B.W., Viano S., Curran F.C., Pearman F.A., Gardella J.H. (2018). Students’ feelings of safety, exposure to violence and victimization, and authoritative school climate. American Journal of Criminal Justice, 43 (1), 6–25. doi: 10.1007/s12103-017-9406-6
Gottfredson G.D., Gottfredson D.C., Payne A.A., Gottfredson N.C. (2005). School climate predictors of school disorder: Results from a national study of delinquency prevention in schools. Journal of research in crime and delinquency, 42 (4), 412–444. doi: 10.1177/0022427804271931
Gray C., Wilcox G., Nordstokke D. (2017). Teacher mental health, school climate, inclusive education and student learning: A review. Canadian Psychology. Psychologie canadienne, 58 (3), 203–210. doi: 10.1037/cap0000117
Guy A., Lee, K., Wolke D. (2017). Differences in the early stages of social information processing for adolescents involved in bullying. Aggressive behavior, 43 (6), 578–587. doi: 10.1002/ab.21716
Hertler S.C., Figueredo A.J., Peñaherrera-Aguirre M., Fernandes H.B., Woodley of Menie M.A. (2018). Urie Bronfenbrenner: Toward an Evolutionary Ecological Systems Theory. In Life History Evolution (pp. 323–339). Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978- 3-319-90125-1_19
Huang F.L., Eddy C.L., Camp E. (2020). The role of the perceptions of school climate and teacher victimization by students. Journal of interpersonal violence, 35, 23–24, 5526–5551. doi: 10.1177/0886260517721898
Kapa R.R., Gimbert B. (2018). Job satisfaction, school rule enforcement, and teacher victimization. School Effectiveness and School Improvement, 29 (1), 150–168. doi: 10.1080/09243453.2017.1395747
Kapa R.R., Luke J., Moulthrop D., Gimbert B. (2018). Teacher victimization in authoritative school environments. Journal of school health, 88 (4), 272–280. doi: 10.1111/josh.12607
Lázaro-Visa S., Palomera R., Briones E., Fernández-Fuertes A.A., Fernández-Rouco N. (2019). Bullied adolescent’s life satisfaction: personal competencies and school climate as protective factors. Frontiers in psychology, 10, 1691. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01691
Longobardi C., Badenes-Ribera L., Fabris M.A., Martinez A., McMahon S.D. (2018). Prevalence of student violence against teachers: a meta-analysis. Psychology of violence, 9(6), 596. doi: 10.1037/vio0000202
Maeng J.L., Malone M., Cornell D. (2020). Student threats of violence against teachers: Prevalence and outcomes using a threat assessment approach. Teaching and Teacher Education, 87, 102934
Martinez A., McMahon S.D., Espelage D., Anderman E.M., Reddy L.A., Sanchez, B. (2016). Teachers experiences with multiple victimization: Identifying demographic, cognitive, and contextual correlates. Journal of School Violence, 15 (4), 387–405. doi: 10.1080/15388220.2015.1056879
McMahon S.D., Reaves S., McConnell E., Peist E., Ruiz L., Task Force A.P.A., et al. (2017b). The ecology of teachers’ experiences with violence and lack of administrative support. American Journal of Community Psychology, 60 (3–4), 502–515. doi: 10.1002/ ajcp.12202
McMahon S.D., Martinez A., Espelage D., Rose C., Reddy L.A., Lane K., … Brown, V. (2014). Violence directed against teachers: Results from a national survey. Psychology in the Schools, 51 (7), 753–766. doi: 10.1002/pits.21777
McMahon S.D., Martinez A., Reddy L.A., Espelage D.L., Anderman E.M. (2017a). Predicting and reducing aggression and violence toward teachers: Extent of the problem and why it matters. The Wiley handbook of violence and aggression, 1–16. doi: 10.1002/9781119057574.whbva100
McMahon S.D., Peist E., Davis J.O. et al. (2019). Physical aggression toward teachers: Antecedents, behaviors, and consequences. Aggressive Behavior, 1–11. doi: 10.1002/ab.21870
Moon B., McCluskey J. (2016). School-based victimization of teachers in Korea: Focusing on individual and school characteristics. Journal of Interpersonal Violence, 31, 1340–1361. doi: 10.1177/0886260514564156
Moon B., McCluskey J. (2018). An exploratory study of violence and aggression against teachers in middle and high schools: Prevalence, predictors, and negative consequences. Journal of school violence, 19 (2), 122–137. doi: 10.1080/15388220.2018.1540010
Moon B., McCluskey J., Morash M. (2019). Aggression against middle and high school teachers: Duration of victimization and its negative impacts. Aggressive Behavior, 45, 517–526. doi: 10.1002/ab.21840
Moon B., Morash M., McCluskey J. (2019). Student violence directed against teachers: Victimized teachers’ reports to school officials and satisfaction with school responses. Journal of interpersonal violence. doi: 10.1177/0886260519825883
Musu‐Gillette L., Zhang A., Wang K., Zhang J., Kemp J., Diliberti M., Oudekerk B.A. (2018). Indicators of School Crime and Safety: 2017. Washington, DC: National Center for Education Statistics. Available at: https://nces.ed.gov/pubs2018/2018036.pdf (accessed: 26.04.2021).
SooHyun O., Wilcox P. (2018). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13 (3), 349–372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174
Reaves S., McMahon S.D., Duffy S.N., Ruiz L. (2018). The test of time: A meta-analytic review of the relation between school climate and problem behavior. Aggression and Violent Behavior, 39, 100–108. doi: 10.1016/j.avb.2018.01.006
Reddy L.A., Espelage D.L., Anderman E.M., Kanrich J.B., McMahon S.D. (2018). Addressing violence against educators through measurement and research. Aggression and violent behavior, 42, 9–28. doi: 10.1016/j.avb.2018.06.006
SooHyun O., Wilcox P. (2017). Routine activity theory, target congruence, and school context: A multilevel analysis of teacher victimization. Victims & Offenders, 13, 349–372. doi: 10.1080/15564886.2017.1329174
Teng Z., Bear G.G., Yang C., Nie Q., Guo Ch. (2020). Moral disengagement and bullying perpetration: A longitudinal study of the moderating effect of school climate. School psychology, 35 (1), 99–109. doi: 10.1037/spq0000348
Tillyer M.S., Wilcox P., Fissel E.R. (2018). Violence in schools: Repeat victimization, low self-control, and the mitigating influence of school efficacy. Journal of Quantitative Criminology, 34 (2), 609–632. doi: 10.1007/s10940-017-9347-8
Turner I., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E., Bromhead, D. (2018). Understanding aggression and victimization: Negative binomial modelling with supportive school climate, mental health, and social identity mediation. Translational Issues in Psychological Science, 4 (4), 380–402. doi: 10.1037/tps0000174
Varela J.J., Sirlopú D., Melipillán R., Espelage D., Green J., Guzmán J. (2019). Exploring the influence school climate on the relationship between school violence and adolescent subjective well-being. Child Indicators Research, 12 (6), 2095–2110. doi: 10.1007/ s12187-019-09631-9
Wei C., Gerberich S.G., Alexander B.H., Ryan A.D., Nachreiner N.M., Mongin S.J. (2013). Work-related violence against educators in Minnesota: Rates and risks based on hours exposed. Journal of Safety Research, 44, 73–85. doi: 10.1016/j.jsr.2012.12.005
Wilson C.M., Douglas K.S., Lyon D.R. (2011). Violence against teachers: Prevalence and consequences. Journal of Interpersonal Violence, 26 (12), 2353–2371. doi: 10.1177/0886260510383027
Woudstra M.H., van Rensburg E.J., Visser M., Jordaan J. (2018). Learner-to-teacher bullying as a potential factor influencing teachers’ mental health. South African Journal of Education, 38 (1), 1–10. doi: 10.15700/saje.v38n1a1358
Yang C., Jenkins L., Fredrick S.S., Chen C., Xie J.S., Nickerson A.B. (2019). Teacher victimization by students in China: A multilevel analysis. Aggressive Behavior, 45 (2), 169–180. doi: 10.1002/ab.21806
Реан, А.А., Егорова, А.В.Проявление подростковой агрессии в отношении учителя: распространенность, факторы, последствия, профилактика. // Национальный психологический журнал. 2021. № 2. , 98-108. doi: 10.11621/npj.2021.0209
Скопировано в буфер обмена
Скопировать