ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков

Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков

Скачать в формате PDF

Поступила: 27.05.2021

Принята к публикации: 22.06.2021

Дата публикации в журнале: 30.07.2020

Ключевые слова: интернет-аддикция; подростки; факторы аддиктивного риска; семья; воспитание

Страницы: 76-87

DOI: 10.11621/npj.2021.0207

Доступно в on-line версии с: 30.07.2021

Для цитирования статьи:

Канашов А.Е., Трусова А.В. Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков. // Национальный психологический журнал 2021. № 2. c.76-87. doi: 10.11621/npj.2021.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать
Номер 2, 2021

Канашов Антон Евгеньевич Санкт-Петербургский государственный университет

Трусова Анна Владимировна Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Актуальность тематики исследования. Широкое распространение Интернета за последние несколько десятилетий влечет за собой новые проблемы и вызовы. Излишняя поглощенность онлайн-активностью в ущерб личностному и социальному функционированию может приводить к развитию интернет-аддикции (ИА) — относительно нового феномена, варианта нехимической зависимости. Особенно высокий аддиктивный риск в этом отношении отмечается в популяции подростков и молодежи. Характеристики внутрисемейных отношений могут быть как протективным фактором, так и фактором, повышающим уязвимость к формированию интернет-зависимого поведения у подростков.

Цель исследования. Проанализировать особенности восприятия взаимоотношений с родителями у подростков с разным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения.

Описание хода исследования. В исследование было включено 1119 участников — пользователей Интерне- та — 565 девушек и 554 юношей в возрасте от 15 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Копейска, Челябинской области. Результаты исследования. Разделение по итоговому баллу шкалы интернет-аддикции Чена (CIAS) позволило разбить выборку на 3 подгруппы: минимальный (группа 1), умеренный (группа 2) и высокий риск/наличие ИА (группа 3). В сфере восприятия подростками отношений с родителями (шкала «Подростки о родителях», ПоР/ADOR) отмечаются значимые различия: участники с умеренным риском ИА чаще сообщали о враждебности (p < 0,001) и непоследовательности (p < 0,001) со стороны отца, также характеризовали свою мать как директивную (р = 0,001), враждебно настроенную (p < 0,001), непоследовательную (p < 0,001) и критикующую (р = 0,010). Наиболее благополучная группа минимального риска ИА отметила эмоционально близкие отношения с отцом (р = 0,024) и матерью (р = 0,005), по сравнению с этими участниками подростки с умеренным и высоким риском ИА отличались более высокими показателями непоследовательности (p < 0,001) и враждебности (p = 0,018) со стороны матери. По результатам корреляционного анализа были выделены следующие существенные взаимосвязи между выраженностью интернет-зависимого поведения и отношения со стороны родителей: «Враждебность» (отец), «Непоследовательность» (отец), «Фактор близости» (отец), «Директивность» (мать), «Враждебность» (мать), «Непоследовательность» (мать), «Фактор близости» (мать), «Фактор критики» (мать). При применении пошаговой линейной регрессии в модели остался только один фактор, вносящий наибольший вклад в развитие интернет-зависимого поведения — «Непоследовательность (со стороны матери)» (p < 0,001).

Заключение. Полученные в исследовании данные показывают наличие связи между семейными взаимоотношениями и признаками интернет-зависимого поведения у подростков. Наиболее важными факторами отношения со стороны родителей, связанными с риском ИА у подростков, оказались факторы непоследовательности и враждебности обоих родителей при более значительной роли взаимоотношений с матерью. Полученные данные могут быть использованы при проведении профилактических программ среди школьников и подростков, а также психологического просвещения родителей.

Литература

Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10, № 2 (49). С. 8.

Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический Проект, 2006.

Гриффитс М. Избыточное применение Интернета: онлайновое аддиктивное поведение // Тезисы дистантных зарубежных участников симпозиума «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития». 2009. [Электронный ресурс] // URL: http://www.psy.msu.ru/science/conference/internet/2009/theses.html (дата обращения 20.01.2021).

Даутова, Е.В. Взаимосвязь особенностей семейного воспитания и интернет-аддикции у подростков // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2020. № 1. С. 33–39.

Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости. М.: ГЭОТАР, 2018.

Егоров А.Ю. Интернет-зависимость: клинико-диагностические маркеры и подходы к терапии: учебное пособие. М.: РУСАЙНС, 2020.

Жихарева Л.В. Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, вып. 4. doi: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-9

Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.С., Антоненко А.А., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. Учебное пособие. М.: МГМСУ. 2011.

Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Шевченко Ю.С., Малыгин Я.В., Пономарева М.В. Сравнительные особенности психологических свойств и социальной адаптации интернет-зависимых подростков и подростков, зависимых от каннабиноидов // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 90–97. doi: 10.1162 = 1/npj.2018.0308

Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания интернет-зависимых подростков // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. II, № 1. С. 246–252.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 3–20. doi: 10.11621/npj.2020.0201.

Сулейманов Ш.Р., Шанназаров Б.К. Факторы риска формирования интернет аддикции. В сборнике Охрана психического здоровья в современном мире: Материалы Научно-практической конференции / Под ред. Д.М. Ивашиненко. Тула: ТГУ, 2018. С. 32–36.

Besser A., Blatt S.J. (2007). Identity consolidation, internalizing, and externalizing problem behaviors in early adolescence. Psychoanalytic Psychology, 24 (1), 126–149. doi: 10.1037/0736-9735.24.1.126

Cerniglia L., Zoratto F., Cimino S., Laviola G., Ammaniti M., Adriani W. (2017). Internet Addiction in adolescence: Neurobiological, psychosocial and clinical issues. Neurosci. Biobehav, 76, 174–184. doi: 10.1016/j.neubiorev.2016.12.024

Chen H.C., Wang J.-Y., Lin Y.-L., Yang S.-Y. (2020). Association of Internet Addiction with Family Functionality, Depression, Self-Efficacy and Self-Esteem among Early Adolescents. Int. J. Environ. Res. Public Health, 17, 8820. doi: 10.3390/ijerph17238820.

Chung T.W.H., Sum S.M.Y., Chan M.W.L. (2019). Adolescent Internet Addiction in Hong Kong: Prevalence, Psychosocial Correlates, and Prevention. Adolescent Health, 64, 34–43. doi: 10.1016/j.jadohealth.2018.12.016.

Davis, R.A. (2001). A cognitive-behavioral model of pathological Internetuse. Computers in HumanBehavior, 17 (2), 187–195. doi: 10.1016/s0747-5632(00)00041-8

Griffiths M.D. (1999). Internet addiction: Internet fuels other addictions. Student British Medical Journal, 7, 428–429.

Jordan C.J., Andersen S.L. (2017). Sensitive periods of substance abuse: Early risk for the transition to dependence. Developmental Cognitive Neuroscience, 25, 29–44. doi: 10.1016/j.dcn.2016.10.004

Kandell J.J. (1998). Internet addiction on campus: The vulnerability of college students, Cyber. Psychology and Behavior, 1(1), 11–17.

Kim M.K. (2016). Relationship of multicultural adolescents’ stress, depression, family resilience and internet game addiction. Journal of the Korea Convergence Society, 7, 205–210. doi: 10.15207/jkcs.2016.7.1.205

Ko C.H., Wang P.W., Liu T.L., Yen C.F., Chen C.S., Yen J.Y. (2015). Bidirectional associations between family factors and internet addiction among adolescents in a prospective investigation. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 69, 192–200. doi: 10.1111/pcn.12204.

McKinney C., Donnelly R., Renk K. (2008). Perceived parenting, positive and negative perceptions of parents, and late adolescent emotional adjustment. Child and Adolescent Mental Health, 13 (2), 66–73. doi: 10.1111/j.1475-3588.2007.00452.x

Moon Y.I., Koo H.Y., Park H.R. (2005). Scope of Internet Addiction and Predictors of Addiction in Korean Children in Early Elementary School. Korean J. Child Health Nursing, 11, 263–272.

Nakayama, H., Mihara, S., Higuchi, S. (2017). Treatment and risk factors of internet use disorders. Psychiatry and Clinical Neurosciences, 71, 492–505. doi: 10.1111/pcn.12493

Odgers C.L., Caspi A., Nagin D.S., Piquero A.R., Slutske W.S., Milne B.J., Dickson N., Poulton R., Moffitt T.E. (2008). Is It Important to Prevent Early Exposure to Drugs and Alcohol Among Adolescents? Psychological Science, 19, 1037–1044. doi: 10.1111/j.1467-9280.2008.02196.x

OECD. Children Young People’s Mental Health in the Digital Age Shaping the Future; OECD Publishing: Paris, France, 2018.

Reed P., Romano M., Re F., Roaro A., Osborne L.A., Viganò C., Truzoli R. (2017). Differential physiological changes following internet exposure in higher and lower problematic internet users. PLoS ONE, 12, 1–11. doi: 10.1371/journal.pone.0178480

Schneider L.A., King D.L., Delfabbro P.H. (2017). Family factors in adolescent problematic Internet gaming: A systematic review. Journal of Behavioral Addictions, 6 (3), 321–333. doi: 10.1556/2006.6.2017.035

Shaw M., Black D.W. (2008). Internet addiction: Definition, assessment, epidemiology and clinical management. CNS Drugs, 22 (5), 353. doi: 10.2165/00023210-200822050-00001

Teng Z., Griffiths M., Nie Q., Xiang G., Guo C. (2020). Parent-adolescent attachment and peer attachment associated with Internet Gaming Disorder: A longitudinal study of first-year undergraduate students. Journal of Behavioral Addictions, 9 (1), 116–128. doi: 10.1556/2006.2020.00011

Trumello C., Babore A., Candelori C., Morelli M., Bianchi D. (2018). Relationship with parents, emotion regulation, and callous-unemotional traits in adolescents’ Internet addiction. BioMed Research International, 2018, 1–10. doi:  10.1155/2018/7914261.

Yu J.J., Gamble W.C. (2008).Familial correlates of overt and relational aggression between young adolescent siblings. Journal of Youth and Adolescence, 37 (6), 655–673. doi: 10.1007/s10964-007-9208-0

Yu J.J., Gamble W.C. (2009).Adolescent relations with their mothers, siblings, and peers: An exploration of the roles of maternal and adolescent self-criticism. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 38 (5), 672–683. doi: 10.1080/15374410903103528.

Yu J.J., Gamble W.C. (2010). Direct and moderating effects of social affordances on school involvement and delinquency among young adolescents. Journal of Research on Adolescence, 20 (4), 811–824. doi: 10.1111/j.1532-7795.2010.00669.x


Для цитирования статьи:

Канашов А.Е., Трусова А.В.Роль факторов семейного воспитания в формировании интернет-зависимого поведения у подростков. // Национальный психологический журнал. 2021. № 2. c.76-87. doi: 10.11621/npj.2021.0207

Скопировано в буфер обмена

Скопировать